1,4: о нас в этом возрасте
Растем и развиваемсяДавно я не писала, с самого дня рождения! А меж тем, нам уже 1,4 месяца. Даже с половинкой)) С годовасия, кажется, целая вечность прошла. Попробую упорядочить факты.

Параметры детские:
В поликлинике намерили сегодня 78 сантиметров и 10,200 килограмм.
Зубов всего четыре! Светятся сквозь десну пятый и шестой, но уже третью неделю они находятся в состоянии "не сегодня - завтра прорежусь"
Еда
Дети настолько по-разному едят в этом возрасте, что я не могу сказать, хорошо ли ест моя дочь или нет. Каши, супы, пюре - любит в целом, но не угадаешь. Иногда приходится настаивать, хоть я стараюсь не переусердствовать в этом. Твердую пищу любит больше, но питательный эффект от неё мал, т.к. больше мусолит, чем ест. По большим праздникам ест ложкой и вилкой сама (именно наворачивает), в других случаях ложка нужна для тренировки, перекладывания из тарелки в другую и т.д. Из чашки давно пьет на ура. Фрукты и ягоды очень любит.
На общий стол перешла отчасти. Каши едим одинаковые, супы я разминаю или пюрирую, мясо блендерю всегда. Сладости не даю, но если увидит в руках что-то и попросит - позволяю попробовать всё. Ну и голодной Лида не бывает благодаря ГВ. Сисечница она, как сейчас говорят. Правильно в некоторых источниках пишут, от года до двух - самый грудной возраст. Сосет на сны и для их поддержания, время от времени, а также когда расстроится или соскучится. За последние 4 месяца прошла следующие стадии требования груди: от хныкания с упорному раздеванию меня, потом стала говорить "МамакА", а последние месяцы - попросту "сися", чтоб наверняка)))
Физическое и моторное развитие:
Бегает быстро. Смешно, неуклюже, но смело. Лазает по шведской стенке невысоко. По ступеням с недавних пор начала подниматься и спускаться как взрослая, держась за перила, иногда даже без перил. На детских площадках приходится вместе с ней карабкаться, потому что выбирает самые высокие и опасные комплексы.
Качели любит, горки, с последних съезжает уже на попе, я лишь внизу ловлю. Вообще, несмотря на обилие детских площадок в городе, мне не хватает такой, куда можно её запустить и не бояться, что она свалится с двухметровой высоты. Хорошо огороженной зоны для обширного лазания не хватает.
Мяч ловит, бросает двумя руками, пинает. Не очень точно пока. Встает на носочки и может походить так. Смешно танцует. Прыгать пока не умеет, но очень хочет. В каждую прогулку заберется постоять как минимум на трех самокатах, но кататься не получается. Каталку на палочке уважает, а на веревке не интересно ей.

Речь:
Радует меня тут, болтушка моя. Если в год было 10 слов и звукоподражаний, в 1,2 - где-то 20-25 в сумме, то сейчас их больше сотни. Записываю лишь самые смешные слова, и базовые этапы становления речи.
В 1,2 появилось первое трехсложное слово «кукака» (куколка). В это же время начала осваивать имена "мама - Оля, папа - Бойя"))).
Себя по имени называет с 1,3 (чаще "Ляда" получается, чем "Лида").
В 1,4 появился первый глагол в арсенале: "сесть", очень активно используется. Также замечены прилагательные и наречия: громко, маленький, грязный, горячий.. Многое немного на свой манер произносит, забавно. "Какаляль" - крокодил, "акронь!" - открой, "камома" - корова. Любит уменьшительно-ласкательное «-ка» добавлять (наверное, мы в разговоре перегибаем палку, хоть я и не сказала бы). Появились первые как бы предложения «пальчик больно», «мама, открой» и т.д., и ведение диалога. Но я тут строгая мама, и не буду утверждать, что ребенок прям-таки разговариает))
А вообще, любимое слово месяца - "неть!" На любой вопрос :) я думала, время нигилизма ближе к трём наступает...
Что интересно, слово «дай» в лексиконе всё еще нет. «Ня» - это и предложение чего-то, и просьба. Сколько мы не стараемся научить.

Мелкая моторика, игры, творчество и наши занятия:
Самое любимое занятие дома - книги. Никакая игрушка не способна так увлечь Леденца, как рассматривание картинок, в том числе и абсолютно самостоятельное. "Читает" аккуратно, доверяю любые листы, но иногда нервничает, если не получается перевернуть лист по какой-то причине, тогда выходит казус. Редко, к счастью. Когда читаем вместе, я "рассказываю" книгу, спрашиваю, где что. Реже - читаю сам текст (пока еще не готова слушать больше одной-двух строк). Книг в доме море, и ещё океан в «хотелках»: стыдно уже в глаза смотреть мужу, хоть он и сам любит чтение. Есть уже и книжные любимчики у Лиды.
Подсовываю развивашки разные и пытаюсь научить, правда, пока не очень успешно:
Лото с удовольствием использует, просовывая жетоны в сделанную мной прорезь в коробке. По назначению играть не хочет, даже если я активно помогаю.
Конструкторы пока разбирает, да играет с персонажами. Но попытки усадить фигурку лего плотно, в заданные пазы, есть. Наверное, маловаты пока детали, ведь процесс открывания и закрывания крышек и колпачков от всех предметов затягивает Лиду надолго, то есть, соединять может и любит.
Сортеры любит, но не соотносит форму фигурки и отверстия. Пролазит - отлично. Нет - буду пихать, но не задумываться о том, подходит ли))
Пазлы. Я показываю, Лида смотрит. Разбирает с радостью, особенно мягкие макси-пазлы. К пазлам-вкладышам отношение как к сортеру: интерес есть, а прогресс пока невелик.
Полюбила возиться с куклами. Промучившись с выбором, я купила в итоге мягконабивного пупса из дешевых, также у нас есть куколка с твердым телом и волосами. Играет с обеими. Животных всех типов (мягкие, пвх, магнитные, реалистичные) любит перебирать и играть в простейшие игры. Сенсорные коробки, фермы, дома и прочее я пока не делаю.
Пирамидку собирает с 1,2. Бусины-шнуроку крупные нанизывает, но на иглу не ей так удобно, как на стержень. Из кубиков сооружает на двухэтажную башню, потом сразу "бааах!" Мозаику для малышей с радостью выковыривает, а вот вставляет неохотно и хаотично. Убрала пока.
Песок пользуется популярностью. Набирает лопаткой, пересыпает, стучит и поднимает формочки, якобы делая "бабки" (мамина подруга раз назвала бабками то, что называют то куличами, то пирожками, то башнями - так и повелось))) Кинетический песок купила на днях, пока не пробовали.
Вода всегда была хитом, и говорить нечего. Переливание из одной емкости в другую, целиком и ложкой, вылавливание мелочи из воды и пр.
С крупами играет, но не так, как пишут мамы-развивайки. Интереса меньше, чем мне хотелось бы, уборки - больше. Поэтому раз в неделю предлагаю.
Лепка с тестом сейчас выглядит, в целом, так: я леплю - она мнет. Также хорошо идет вырезание формочками разных фигур, чуть хуже - отпечатки. Много идей в закладках и голове у меня, и все необходимое куплено и собрано, но пока не доходят руки кардинально разнообразить занятия.
Рисуем каждый день. Иногда специально, иногда - стихийно. В ходу мелки восковые, масляная пастель, карандаши, смывающиеся фломастеры.. Калякает, говорит "круг"))) дорисовывает за мной, отбирает инструмент. С красками опыт пока мал. Валики и кисти не особо пошли, штампы не пробовали на полную катушку.
Сортировка по признакам на данный момент не удается. Я и не настаиваю.
На днях всерьез заинтересовалась наклейками. Клеит пока всё в кучу, если я не указываю место. Но сам процесс очень увлекает. У нас есть многоразовые от Стрекозы, и пара обычных бумажных. Второй тип однозначно покупать не буду больше.
Слух. Системных занятий нет. Время от времени включаю хорошую музыку фоном или под совместные танцы. Детские песенки поем на пару со свекровью, играем в стол заказов: "зю-зю-зю" - песенка "По секрету всему свету" и так далее... Это, конечно, хороший слух не развивает, просто хорошее времяпрепровождение. Пару раз играли в угадайку, я прятала источники звука и просила угадать. Мне кажется, она еще не совсем понимает смысла вопроса "покажи, что звучало?", хотя и угадывает часто. А, еще музыкальные инструменты для малышей активно в игре: барабан, дудка, губная гармошка, маракас, клавес, мини-тарелки, треугольник. Меня особенно радует, что Лида научилась из гармошки звуки извлекать.
Недавно выучили понятия «большой» - «маленький» Как-то неожиданно легко, в один присест. Просто показала в книжке схожие предметы рядом, дома набрала игрушек нужных. И готово. А вот цветам я никак не могу обучить. Видимо, еще рано, не дозрел глаз до этого. На данном этапе я просто проговариваю при случае цвета в окружении.
В ближайших планах освоить «один» - «много» («нет ничего» и «есть» и так понимает), «холодный» (т.к. сейчас знает лишь «горячий»). Понятие «одинаковый» (на примере парных картинок). Что там еще надо, чтоб по возрасту, без спешки?

События.
Много путешествовали в эти месяцы: Грузия, С.Осетия, Краснодарский край, Беларусь. Всем участникам это дело очень нравится. Горы в том числе.

Горшечные дела:
С горшком познакомили где-то в год с небольшим. Потом что-то не понравилось ей - убрали на пару недель. В 1,2 стали усаживать после сна и так время от времени, и вскоре она всё поняла. Сейчас писает всякий раз, когда присаживаю на горшок. Сама почти никогда не идет. То есть, когда мама бдит - дочь сухая и без подгузника. На ночь и прогулку надеваем подгузник и наполняем его. О больших делах, в отличие от малых, предупреждает, но предпочитает все делать стоя. Не настаиваю, но в последние два дня мне удалось подловить и помочь сделать все на горшок. Посмотрим, как дальше пойдёт.
Социальные вопросы:
- Очень коммуникабельный ребенок, явно не в своих родителей))) «Дети!» - и мчится стрелой к новым и старым знакомым. Любит тех, кто старше.
- Помогает одеваться и раздеваться. Панаму и шапку надевает самостоятельно.
- Не так давно появилось настойчивое «сама!» в отношении многих дел.
- Реагирует на смех и слезы других детей, сопереживает.
- Выбрасывает мусор: несет фантики и бумажки в ведро. Причем на улице делает то же самое. Я рада, с одной стороны, однако мусора в некоторых так много, что мне приходится осаждать моего маленького «дворника» ))) И носить чужой мусор до ближайшей мусорки самой…
- Пришло время активного взаимодействия на детских площадках, отработка понятий «чужое» и «наше». Пока я всё делаю за неё: предлагаю обмен, спрашиваю разрешения, пресекаю вырывание из рук с любой стороны. Лида смотрит, да предлагает иногда игрушки другим. Чужие ей ну очень интересны всегда, но на отказ реагирует, как правило, спокойно.
На этом всё. Буду рада комментариям по вашим особенностям этот возраста.
