3 года моему мальчику!
Растем и развиваемсяСмотрю по своему дневнику, я уже целый ГОД не писала ничего о младшем - оглядываясь на те воспоминания, кажется, что прошла вечность. Привет всем, кто нас помнит, а кто нас не знает - тоже привет)) Сразу предупреждаю, это будет гига-пост, впрочем, как и все мои посты) Не понимаю, как я могла себе такое позволить - так долго не писать, ведь теперь многие подробности уже стерлись из памяти, и только самые крупные события я постаралась запечатлеть. Под крупными событиями подразумеваю речь, горшок и самостоятельную еду)
Самостоятельная еда, это то, что по хронологии произошло раньше всего. Год назад, помню, были у нас большие сложности с этим, но как только я написала об этом на бб, сразу все пошло хорошо (неоднократно замечала такое волшебное влияние сайта)) Сразу научился управляться с ложкой и сам съедал всю порцию. С кусочками было немного сложнее. Постепенно делала еду все менее измельченной и месяца через 4 совсем перестала измельчать еду. Примерно в то же время Маркуся перешел на общий стол и научился пить с кружки. В 2.5 жевал уже все хорошо. С 2.7 научился есть и вилкой. Держать ложку/карандаш правильно Маркуся начал только недавно. Но раньше мне и в голову не приходило его учить. А оказалось все очень просто, в течение недели вкладывала ему правильно в руку. Некоторое время он еще брал по-своему, а я перекладывала, но быстро привык. Сейчас сам берет правильно.
Речь, это то, что меня очень беспокоило. В возрасте до 2 лет в активном словаре было около десятка слов и очень много тарабарщины. После 2 все тот же десяток, но других слов. Слова появлялись и исчезали, а на смену приходили другие, то есть прогресса не было. Выражала свои опасения по этому поводу педиатру, на что нам ответили, что еще очень рано беспокоиться. Решила подождать еще 3-4 месяца, а потом сводить к неврологу. В мае, в возрасте 2.4 лед, наконец, тронулся. Как-то просто в один день. Еще вчера ребенок ничего не желал повторять, а сегодня, как эхо отражает, все что слышит. С того дня и пошло развитие речи. Маркуся повторял за мной по просьбе и без просьбы, за папой, за сестрой, за телевизором)) Многие слова сокращал до 1-2 слогов, но этот период был недолгим. Звукоподражаний практически не было, наверное, потому что в своей речи я их не использую. Параллельно с повторениями быстро рос и собственный словарный запас. Некоторые слова были совсем не похожи на оригинал, и если мне нужно было куда-то надолго отлучиться, оставляла папе листочек с переводом) В 2.6 первая фраза из 2 слов. Потом из 3, 5, 7. В 2.7 выучили первый короткий стишок про зайку и хозяйку. Рассказывал, правда, очень коряво, но посторонние люди уже понимали, о чем идет речь. В 2.9-2.10 знали уже много стихов, несколько из которых длинные, 12-16 строчек. Слово "папа" с обращением именно к папе появилось в 2.4. Меня никак не называл(( Позже стал звать Олей. И только в 2.6, как бальзам на душу, мама) С тех пор по 500 раз день я слышу "мааааам, мааааам, мааааам", пока я не откликнусь, "смотри, как я могу/смотри, какой дом/ смотри, поезд едет" и т.д. Хочется добавить, что мальчик у нас весьма вежливый, с 2.7 часто использует "доброе утро, здравствуйте, пожалуйста, будь здорова, спасибо, спокойной ночи, до свидания". Вместе с тем хорошо впитывает ругательства, обзывает всех дураками, придурошными, ругательствами собственного сочинения, вдруг что, "посылает". Не пойму, откуда это все берется, но "вывести" очень сложно. Боремся, как можем.
На данный момент не могу назвать речь полноценной. Много ошибок. Не всегда правильно использует падежи, предлоги. Почти всегда неправильно род, число и время. Все еще путает иногда "тебе-мне". Первое лицо в речи появилось только недавно (до этого говорил о себе во 2 и 3 лице). Но и сейчас нередко проскакивает что-то вроде "я боится". Только слово "мое" никогда не путает) "Мое" и "нет" - любимые слова с 2.6. "Да" стал использовать позже, хотя самое первое "да" я услышала от него еще в 9 мес. Все еще не может соединять предложения в рассказ, не может рассказать, чем занимался, составить рассказ по картинке или пересказать знакомую сказку. Только по наводящим вопросам. Ну и вообще произношение пока так себе, многие звуки не выговаривает или заменяет другими.
Горшок. Ну тут рассказывать, собственно нечего. То, что я называла "ходит на горшок", на самом деле выглядело так: я отлавливаю, сажаю, иногда успешно, иногда нет. Если забуду, с чистой совестью делает в штаны, на ковер, на кровать, где угодно. Никогда не то,что не просился, даже не подавал виду, что хочет. И так было оооочень долго. В 2.5 однажды утром снял штаны, сходил на горшок, одел штаны так просто, будто делал это всю жизнь. С тех пор промахов никогда не было. Первое время, правда, требовал похвалы)) На прогулке по-маленькому просится, по-большому терпит до дома. В гостях на унитаз. На ночной сон до недавнего времени был еще памперс. Летом он целый месяц просыпался сухой и я уже думала, что научился, наконец. Но потом снова часто просыпался с полным памперсом. Думаю, летом это было из-за сильной жары. На дневной сон без памперса с тех пор, как стал ходить на горшок. Либо спит сухой, либо просыпается, идет и снова ложится. Неделю назад ночью стал просыпаться и ныть "писить хочу". Чтобы ему не сложно было выбираться в темноте через высокий бортик, муж сделал низкий бортик (совсем без бортика выпадает из кровати) и поставил рядом светильник. Теперь на ужин я позволяю ему упиться чаем или еще чем, потому что Маркуся сам встает, включает светильник, делает свои дела и ложится спать, красота!
Прочие умелки, неумелки, поведение... С самого рождения Маркуся идеальный ребенок. С рождения спит в своей кроватке. С рождения засыпал сам, без укачивания. Колики обошли нас стороной, поэтому большую часть времени ребенок был в хорошем настроении. Зубной период тоже прошел очень мягко, часто зуб просто выскакивал без всяких предисловий. Так же мягко и незаметно прошли кризисы 1-2 лет. Возможно сейчас идет кризис 3 лет, но не уверена, т.к. все в легкой форме. Конечно, был и есть период отрицания и "я сам". Но мы научились довольно легко справляться с этим. Спрашиваешь его:
"Маркуся, кушать хочешь?"
"Неееет!"
"Ну и не кушай"
"Нет, буду кушать!"
Теперь достаточно просто сказать:
"Гулять не пойдем"
"Нет, пойдем гулять!"
И так во всем. Со сном, правда, посложнее, но в основном все же удается договориться. Истерик у нас просто не бывает. Вроде прошел уже период, когда Маркуся лез везде, где нельзя. Вышли мы из него с некоторыми потерями: 2 ожога от утюга, 1 постиранный в машинке телефон, 1 сломанный папин усилитель (до сих пор мастера починить не могут), 1 расплавленная в микроволновке кружка, 1 расплавленная на горячей печи пирамидка, 1 прожженная утюгом дыра в линолеуме, 1 затоп кухни по щиколотку, в нескольких местах оборваны обои, несколько разбитых цветочных горшков и тарелок, но то уже мелочи)
Знаем все цвета и оттенки, фигуры, геометрические тела, считает до 20, знает все буквы (в том числе может выложить палочками любую букву или цифру), знает животных, птиц и их детенышей, понятия день-ночь, тепло-холодно, маленький-большой, высокий-низкий, толстый-тонкий и т.д. Очень любит учиться. Сейчас ненавязчиво учимся читать. Я просто читаю ему слова в книге крупным шрифтом не по слогам, а целиком (типа, как по Доману). Знаю, многие скажут, что я издеваюсь над ребенком "краду" у него детство) Но если ребенок у меня сам спрашивал, показывая на буквы и цифры "это что?", не думаю, что правильным ответом было "подрастешь - узнаешь". Позже он уже спрашивал "а это какая буква/цифра", я ему называла, так он все и запомнил. А теперь спрашивает "что здесь написано", а я ему читаю.
Знает всю анатомию велосипеда, более сотни деталей (показывает и называет). Просто потому, что очень любознательный, когда я или папа возится с велосипедом, спрашивает, показывая на мельчайшие детали "это что? А это что?" Про некоторые спрашивал по много раз, а я терпеливо называла.
Теперь, что не умеем. Чистить зубы! Не хочет даже пробовать. Сморкаться. Как будто даже не понимает, что от него хотят. До сих пор сопли аспиратором высасываю, как младенцу(( Не умеет петь. Как будто медведь на ухо наступил. Знает несколько песен, но не поет, а рассказывает, как стих. Не умеет рисовать (каляки не в счет). Не может обвести по пунктиру рисунок. Не может найти отличия на картинках. Не может завязывать шнурки. Запросто может одеть что-либо наизнанку, передом назад, правый ботинок на левую ногу... Не играет с другими детьми, я бы даже сказала, сторонится их. Не представляю, как будет в саду. Хотя свою сестру очень любит, радуется, когда приходит со школы и расстраивается, иногда даже плачет, когда она уходит. Но когда они вместе, я готова застрелиться, орут, кидаются игрушками. Особенно слышно Маркусю - что касается сестры, он очень жадничает, только и слышно "Это мое! И это мое, отдай!", прогоняет ее от мужа "Это мой папа!" и от меня, бьет ее и обзывает. Вот такая любовь, вместе тесно, а порознь скучно...
Добавлю много фото:
Лето, 2.6 года
Сентябрь, 2.7, едем в Киев. Идея взять с собой ребенка пришла как-то спонтанно, за пару часов до отъезда. Дел у меня в Киеве было всего на час утром, а отъезд домой только поздно вечером. Вот и подумала, почему бы не взять с собой. Поводила по городу, сводила в зоопарк и на детские площадки. Больше всего Маркусю впечатлил не зоопарк, как ни странно, а эскалаторы в метро, само метро и поезд, в котором ехали. Поезда он обожает, когда они проходят рядом с нашим домом, все бросает и бежит к окну (или к концу огорода, если на улице), грохот поезда и сотрясение земли от него его ничуть не пугают) Больше всего меня волновало, как он перенесет 15 часов в поезде и как будет себя вести среди чужих людей (он их побаивается). Но я зря переживала, Маркуся в первые же полчаса наладил контакты со всеми попутчиками и стал "звездой" вагона)) Сложнее было с туалетом! В туалете поезда справлять нужду отказался (испугался, вернее), в памперс тоже, так и терпел, бедняга, все 15 часов (горшок мы с собой не брали).
Октябрь, 2.8, снова поездка в Киев.
Январь, 2.11
Фото со дня рождения 24.01