Пост про речь: ждать или действовать?
ДругоеВ этом сообществе миллион встревоженных вопросов о том, что делать, если у ребенка нет лепета в 1 год, нет слов в 1.5, нет речи в 2 и так далее. Уже пройдя этот путь, поделюсь собственными наблюдениями, чтобы кому-то стало проще ♥️.

1. Я осуждаю тех, кто призывает сидеть на попе ровно. И фото к посту как бы это демонстрирует))
- во-первых, как бы красиво не изголялись с градациями «отставание», «задержка», «индивидуальные особенности», это все разные степени выраженности одной и той же проблемы - ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК.
Если пошло не так слегка - ребенок это перерастет.
Если чуть больше - перерастет с вашей помощью.
Если совсем плохо - не перерастет и потребуется много чужой помощи.
Отличаются ли два неговорящих ребенка у которых «слегка» и «совсем плохо» какими-то особыми признаками, по которым их можно было бы достоверно разделить?
Нет. И в этом основная проблема.
Только после появления речи - ретроспективно - можно сказать, какой тип нарушения это был (легкий/средний/тяжелый). Или после наступления 3х лет, когда уже понятно, что с речью проблемы, если ее нет.
2. Есть особый тип людей, которые знают и чувствуют своих детей как-то особо сильно, и поэтому не основываясь ни на чем, кроме этого внутреннего чувства, могу быть спокойны и говорить, что «все придет» и оно реально так и случается.
Но если вы не чувствуете в себе такой особой связи с ребенком или ваша связь говорит, что нужна помощь, еще даже тогда, когда по нормам все допустимо - предпринимать что-то и БЕСПОКОИТЬСЯ - НОРМАЛЬНО.
В конце-концов, кому будет хуже, если вы позовете домой еще одного специалиста или попробуете новый подход??
3. Помните про «языковое окно» до 3х лет? Так вот по своему ребенку я просто вижу, что оно существует.
Еще до года я искала карточки с животными, чтобы показать как они реально выглядят (а не в фантазиях иллюстраторов), и единственное, что понравилось мне были наборы «вундеркинд с пеленок».
Оказалось, что они по Доману и с английскими подписями. Моему ребенку нравилось их смотреть. Мы - больше чтобы повторять слова для себя - ну и по приколу, проговаривали оба языка вслух. Наборы докупались, это было классным развлечением для нас всех. Но речи все это время не было (до 2.5).
Сейчас ребенку 3.3 - все, что мы показывали ему с раннего возраста, вылетает из него на автомате, хотя ежедневного повторения давно нет. Просто он видит в ресторане спаржу и говорит «это спаржа - asparagus" или «светофор зеленый - green". Языки не путаются. А вот наборы, появившиеся позже, он забывает, если не повторять, смешно подменяя слова чем-то придуманным на ходу.
Если концепция «окна» верная, то время важно. И даже если речи нет, все равно прокачивание хотя бы слуховой части идет в плюс.
4. Поэтому ЧТЕНИЕ ПОМОГАЕТ!
Наш ребенок буквально не слезал с нас, штук 100 детских книг до года, около 300 книг с года до 3х мы читали бесчисленное количество раз, час с утра, еще в несколько более коротких заходов позже. Потому что он этого требовал.
Но когда речь появилась, его хватка ослабла)) он перешел к другим занятиям и теперь бывают дни, когда мы не читали совсем.
Такое интенсивное чтение было тяжело для меня - реально болели связки. И еще деморализовывало то, что я читаю-читаю, а речи нет. А у других и без книжек все ок 😏. Но сейчас я за это все благодарна 😅, потому что вижу, наконец, плоды своего труда 👍🏻.
5. Советы нейропсихологов «развивать мелкую моторику»
Знаете, у моего сына никогда не было с ней проблем, а вот с речью были))
Говорит ли это, что совет отстой?
Я пришла к выводу, что если мелкая моторика не развита, её развитие, наверное, может помочь. Но если с ней всё в порядке - выжать из этого больше ничего нельзя 🤪.
6. Советы реабилитологов «развивать крупную моторику и баланс»
В нашем случае, возможно сработали, так как речь и беговел были освоены одновременно в 2.5. Но уверенности нет. Нельзя исключить вариант, что силы организма скомпенсировали какую-то скрытую проблему, которая привела как к улучшению общей физической формы, так и к развитию речи. Я и даже почти уверена в этом.
7. Советы «нагружать эмоциями и визуальным контентом в путешествиях»
Да, и еще раз да. После полета в 2 года ровно, появились слова. После полета в 2.5 года появились предложения.
* а у друзей, которые летали с трехмесячного возраста постоянно, сын вообще очень круто говорит)))
8. Совет убрать все интеллектуальное развитие и оставить только физическое, потому что сенситивный период такой...
... меня всегда выбешивал. И я до сих пор с ним внутренне не согласна.
Но я нигде не могла найти аргументов против 😏, пока не погрузилась в нумерологию, расставившую для меня все по местам 👌🏻.
Вот тут никого не призываю прислушиваться (!), просто расскажу, что нумерология рассматривает ресурс мозга как плавающий между логическими заключениями и речью. Если загружать логику, то речи сложнее. Получается, развивашки и правда могут притормаживать речь. А чтение ее стимулирует, просто психологи сваливают развивашки с чтением в общую кучу.
То же самое и с прогулками: смысл не в физической нагрузке, а в новых маршрутах и впечатлениях.
Ну и в целом, если поколения имеют общие черты, то проблема с речью - вот такая черта детей 2000х.
9. Медосмотры и помощь классических специалистов.
Так как я взрослый невролог по профессии, то я не могу сама смотреть малышей (патологии очень отличаются), но могу оценить качество специалиста в кабинете. И вот это кромешный ад. Каждый раз, и по рекомендациям, и в дорогих клиниках, и в спец.центрах у меня остается мерзенькое чувство, что я в цирке и это ненастоящий врач))). Неврология офигительно сложная наука, для нее нужно очень много мозгов. И это похоже редкость уровня артефакт.
С нейропсихологами мне разобраться посложнее. Но впечатления похожи.
Однако стоит ли к ним вообще не ходить? Нет. Даже от самых тупых врачей может быть неожиданная польза. Просто потому что они сидят на потоке.
У нас это случилось один раз. Врач услышала специфичное произношение, залезла ребенку в рот и нашла высокое небо 👌🏻.
Лучший ответ