Поощрения

Я тоже начала заниматься с сыном очень рано и все было отлично, ему очень нравилось, сам просил. Но ближе к 5 годам ситуация изменилась. Возможно и занятия стали не такими интересными, а больше похожими на подготовку к школе. (к слову, в школу у нас идут в 6 лет, поэтому готовиться в 5 лет нормально). Сын начал иногда отказываться, не хотел напрягаться, там где нужно приложить усилия говорил, "Я не могу" или "Я не хочу". Как раз к 5 годам в его жизни появились компьютерные игры, примерно 15-25 минут в день, больше я не разрешаю. Подкупать его чем то сладким или игрушками я не хочу, боюсь, что в будущем он привыкнет и будет требовать награды за учебу в школе и у него сложится мнение, что это он делает для меня. Поэтому считаю, что такие поощрения не нужны. Но как по другому? Как заинтересовать? Купила маленький альбомчик для наклеек и набор маленьких наклеечек. После каждого выполненного задания сын клеит одну наклейку. Так он видит как заполняется его альбом, как много заданий он уже выполнил. Иногда после заданий могу положить на подоконник конфетку или наклейку-татуировку или мыльные пузыри. И говорю, что это птички ему принесли, за то, что он занимается хорошо. Но это редко, может раз в 2 недели. Сын смеется и говорит, что это я, я тоже смеюсь, но настаиваю на птичках. Это как игра, сын понимает, что это я, но это интереснее чем если бы я просто отдала. Но я никогда не говорю заранее, что если он выполнит задание, то я ему за это что-то дам. Еще как мотивация у нас выступают компьютерные игры, т.е. я раньше вообще не показывала их. Но уже 5 лет, он и в гости к другим мальчишкам ходит, в общем появились они в его жизни, но мы дозируем. И если Илья не хочет ничего учить, ничем заниматься я ему говорю, что мне не нравятся игры на компьютере, они вредные, плохо влияют на глаза и психику, но я понимаю как ему интересно и хочется, поэтому я разрешаю ему поиграть 15 минут в день. А заниматься полезно, он становится умнее, сообразительнее, развивает свою память, поэтому если он хочет играть на компьютере 15 минут в день, то нужно и позаниматься минут 10-15. Я не могу сказать, что он совсем не любит заниматься, многое любит, например лепить, рисовать, делать эксперименты, лабиринты,тематические дни, не очень любит читать, заниматься по пособиям, новые любит, а когда дойдем до половины они ему надоедают. В общем ищу разные подходы. Никогда не заставляю из под палки. Если не хочет, могу попытаться уговорить: "Давай мы сделаем эту страничку, а потом поиграем в игру какую придумаешь или выберешь ты" или могу сказать "Мы же договаривались, что по чуть-чуть будем делать, давай вот эту страничку и все". Чаще всего соглашается, если нет, я больше не настаиваю. Стараюсь чередовать с теми видами деятельности, которые вызывают у него интерес. И стараюсь не перегружать. В день предлагаю около двух страничек, что занимает 10-15 минут, а то и меньше, и то не каждый день. Но творчество и эксперименты сюда не входят.
28.08.2015
Спасибо вам за содержательный комментарий. Я тоже не собиралась обещать конфету за выполненное задание. Скорее как сюрприз вроде ваших "от птичек". В 5 лет, наверное, с ребенком легче договориться чем в 3. Пока подстраиваюсь под настроение. Пытаюсь спланировать вместе с сыном наши действия - это помогает.
28.08.2015
У нас получилось наоборот. В 3 делал с радостью все, что я предлагала. А в 5 сложнее, не все согласен делать.
28.08.2015
Успехов вам в обучении)
28.08.2015
Спасибо) Вам тоже)
28.08.2015
Дочке только исполнилось 3. Были еще раньше подарены несколько настольных игр. Я тоже думала что время и ей будет интересно, но не все сразу) Вот пример: игра бинго - для деток. Карточки с яркими картинками животных. Потом такая коробочка с теме же картинками и дырочки на каждой из них. Шарик. Бросаеш шарик куда попал, закрываешь на своей карточке картинку. Вроде просто и понятно. Но ребенок тоже не был сразу заинтересован, ей хотелось играть по своему а не по правилам. Она придумала бросать шарик и просто говорить как делает животное на каторое шарик попал. Со временем ей стало интересно для чего все остальные составляющие игры и она стала играть по правилам. Домино: тоже яркое и с картинками, сначала тоже просто их сартировала, раскладывала, рассматривала а потом тоже постепенно стала принемать правила и играть. Игры типа кидания кубика и хождения по клеткам пока не освоили еще но в процессе. И как все говорят если не интересно не заставишь. Предлагайте самому придумать как играть, может это что о изменит.
23.08.2015
Спасибо! Будем пробовать.
24.08.2015
У меня двое племянников. Старший все развивающие задания любил, хлебом не корми. Достались игры по наследству младшей сестре, а та ни в каую. Только строит и готовит, лепит и рисует, но явно умнее старшего. Так что занятия были, но по капле. Мама к 5 годам затянула гайки, задания к школе усилила, т.к переживает, что дочь нетерпелива. Мама их умеет держать внимание ребенка, прямо грамотно ведет работу, сидит напротив, говорит тихо, обещает волшебсво. 5-10 минут- и все занятие. И вода камень точит. Я приз даю изредка, заранее не обещая. Обычно ограничиваюсь криком ура, рисованием пятерки, похвальбой перед родственниками. Не любит дочь прямого предложения что-то сделать, обязательно надо помочь каким- нибудь человечкам.
23.08.2015
Спасибо вам за комментарий). Придется, я чувствую, идти на курсы актерского мастерства)))
24.08.2015
Если ребенку не интересно, то, даже, если его заставите играть/учиться с поощрениями, то это пустая трата времени. Вспомните сами из той же школы, то, что не интересно совершенно не запоминается. Возможно, еще рано для таких игр, возможно, это "не его".
23.08.2015
Я как раз и стараюсь придумать, что-то сделать для того чтобы и такие игры стали "его". В 3 года, думаю, при грамотном подходе, ребенка можно увлечь чем угодно. Это время формирования интересов. Может быть рановато - да...
24.08.2015
Я помню из детства, что было очень интересно играть в домино, лото(с бочонками) где-то в возрасте 7-9 лет, так что, думаю, еще все у вас впереди ))) Собственно, Вам об этом уже писали.
24.08.2015
Да. Наверное, возьму на заметку совет Риты, что написала выше. Играть в настольные игры по правилам ребенка, или по правилам, которые мы придумаем когда фишки, карточки окажутся перед глазами). Спасибо
24.08.2015
Я этого не делаю принципиально. Она просто любит заниматься, потому что заниматься - это круто. Если не хочет, я не зааставляю.
23.08.2015
У меня такая же ситуация с сыном. Нам почти три. Речь очень хорошая, словарный запас, хорошая память. Любит читать, давно читаем длинные тексты, т.е с усидчивостью проблем нет. Но вот никакие задания никогда не выполнял и не выполняет:( Лепим и рисуем только по своим историям, причем не лепит ни колбаски, ни шарики, а просто может смешать или соединить пластилин и тд. С рисованием тоже самое: только свободное творчество. Не исключение и тетради Кумон. Как то раз увлекся ими. Один раз долго занимались, и клеили, и вырезали, но потом все. Никакие проводилки, лабиринты, разукрашки - ничего не интересно. По ощущениям, он не понимает цель этих действий. Причем, что я никогда с пустого места ничего не предлагаю. Например, изучали на даче лягушек: почитали и энциклопедию, и прозу и стихи. Слепили цикл размножения лягушек. Поиграли в то что ест лягушка. Нашли в азбуке букву Л. Дальше из альбома Таро Гоми предложила раскрасить лягушку в любимый цвет. Он даже не посмотрел на листок с заданием((""" Тоже не знаю как поступить. Пока пустила все на самотек. Пусть занимается, чем нравится. Но сладким не стала бы стимулировать. Мне кажется в дошкольном возрасте это должно быть интересно, а не простимулированно.
23.08.2015
Спасибо за хорошую идею! Комплексно подходить к изучению предмета, животного не приходило в голову. Мы лепим или рисуем животное и я параллельно рассказываю сыну где животное живем чем питается. Подобрать к этому несколько стихотворений и иллюстраций, раскраску - воспользуюсь!
24.08.2015
Я взяла эту идею из сообщества Раннее развитие. Там мнго выкладывают и материалов и идей для проведения так называемых Тематических занятий и Тематических недель:) Как то недели у нас не идут, а вот тематические дни очень хорошо. Но на интересующую тему конечно же. Хорошо тему начинать с сенсорной коробки.
24.08.2015
Надо маме для начала узнать что такое сенсорная коробка). Посмотрю обязательно. Спасибо!
24.08.2015
Навнрно не смогу нормальным языком объяснить: для развития моторики и сенсорики. Малышам делают из различных материалов и структур, например разные на ощупь и из разного материала геометрические Фигуры. Ну а постарше, интересней тематические. Где используют все возможные материалы: например море из желе, мини стройка- песок из манки и тд..
24.08.2015
Примерно понятно). Буду читать
24.08.2015
Я делала так чтобы было интересно. Такие поощрения исключала с обеими дочками. Задача: надо изучить то или иное. Это можно изучить с помощью карточек а можно и в процессе беготни. Сейчас нам дают учить стихи в садике. Не учит - хоть лопни. Заметила что все песни которые я пою на ночь запоминает. Поэтом стала петь стихи. Выучила. Сама. Еще заметила то любит наклейки. Их тоже использую в процессе учебы. У меня сложный ребенок - долгое время искали грамотного невролога, много упустили и что то не исправить. Изучает только если интересно. Вот и скачу антилопой. Подстраиваюсь чтобы заинтересовать и пройти материал.
23.08.2015
Спасибо! Я тоже заметила, что сын помнит наизусть все стихи и песни что пою и рассказываю на ночь. Вот только в последнее время отказывается повторять)). Не всё же можно в процессе беготни усвоить. А вообще, буду ждать и предлагать периодически.
23.08.2015
Мы изучили в процессе беготни части тела (практически все :)), сейчас на вскидку не вспомню больше... На кошках изучили их части тела. Эмоции тоже пока носились...
23.08.2015
Не правильно. Настольные игры нужны вам, а не ребенку. Зачем его стимулировать?
23.08.2015
Открыть сыну новые возможности для интересного времяпровождения. Если он не находит себе занятие от его поведения страдают и он и родители)
23.08.2015
Опять таки получается это нужно вам.
23.08.2015
Конечно, я заинтересованное лицо))). Буду искать другие пути для расширения игровой деятельности! Спасибо!
23.08.2015
Настольные игры, которые подразумевают следованию определенным правилам, как оказалось, годятся с 6-7 лет. Читала статью нейрофизиолога - жалко не сохранила - как раз на тему возрастных игр. До тех пор только свободная игра - т.е. игры и занятия без правил. Поощрение - по мне так не надо. Ребенок должен иметь свой, так сказать, естественный интерес, а не притянутый за уши поощрениями извне. Иначе весь смысл развития пропадает.
23.08.2015
И я подумала, раз у меня возникли сомнения, что то в этой идее не то)
23.08.2015
Вот нашла - это из сообщества в FB "Школа осознанного развития Большая медведица" "Например, если мы возьмем возраст ребенка от года до двух, то актуальные задачи - речь и движение. Ни чтение, ни буквы,ни конструирование. Речь и движение. К сожалению, часто родители уделяют много внимания как раз чтению: они пытаются ребенка очень многому научить, причем заставить, подрессировать." БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ДО ШКОЛЫ Фрагмент интервью ведущего российского психофизиолога Марьяны Михайловны Безруких. В: Закрывается ли окно развития в 3 года? О:Не закрывается. Ни в три, ни в четыре, ни в пять, ни в шесть, ни в пятнадцать. И вообще, может быть, я открою Вам небольшой секрет, никогда в жизни. В:Вы сейчас сняли груз огромной ответственности с огромного количества людей. О:Я думаю, что груз ответственности не снимается, так как родители отвечают за то, чтобы ребенка окружала так называемая обогащенная среда. В:Что такое обогащенная среда? О:Это активное общение со взрослыми: общение, движение, коммуникация, игры. То есть ребенок должен быть включен в какую-то деятельность. Ребенок не может лежать неподвижно запеленутый, как было раньше, ребенок не может быть предоставлен сам себе, потому что он сам себя находит в гораздо более позднем возрасте. А вот что делают родители с ребенком, как они с ним общаются - это чрезвычайно важно. Дело в том, что коммуникация взрослого и ребенка - это коммуникация доброжелательная, спокойная, без выплеска эмоций и без насилия. Когда я говорю «без насилия», я имею в виду «сделай обязательно». Это общение в системе адекватных требований. Это значит, что Вы требуете от ребенка только то, что он может: соразмерно его возрасту и соразмерно тем актуальным задачам развития, которые есть на каждом этапе. Например, если мы возьмем возраст ребенка от года до двух, то актуальные задачи - речь и движение. Ни чтение, ни буквы,ни конструирование. Речь и движение. К сожалению, часто родители уделяют много внимания как раз чтению: они пытаются ребенка очень многому научить, причем заставить, подрессировать. Но я хочу сказать, что в процессе дрессировки обезьянка нажимает на кнопку, если Вы ей даете банан. Если Вы на ребенка не кричите, если Вы его хвалите, если Вы задаете ему какую-то задачку, которую он может выполнить механически. А механически, например, он может выполнить следующую задачку. Вы нарисовали картинку, на которой деревья, и говорите: «Лес». А потом показываете карточку, на которой написаны буквы, и тоже говорите: «Лес». И так несколько раз: "лес - лес". А потом говорите: «прочитай». Что делает ребенок? Он произносит: «Лес». Но он не читает. Потому что ему все равно, что запомнить - картинку или картинку. Потому что вот это сочетание линий для него тоже картинка. Он ее запомнил. В: Могли бы Вы пунктиром обозначить базовые задачи развития для разных возрастов до школы? О: ДО ДВУХ ЛЕТ - ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ. Дальше продолжаются движение, речь, КОММУНИКАЦИЯ И ЭМОЦИИ. В: То есть социализация? О: Да. Главный эффект возраста ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГОДА - это эффект СОЦИАЛИЗАЦИИ. В ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ актуальные задачи - это ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Это период, который, по меткому выражению нашего классика, психолога Божович, назван «этапом ненасыщаемой познавательной потребности». Когда ребенка интересует все: зачем, почему, как. И на эти вопросы ребенку надо отвечать. Если в этот период мы отмахнемся от ребенка - он перестанет их задавать. Это требует большого внимания взрослых. Больших знаний взрослых, потому что не на каждый вопрос ребенка взрослый может ответить. В: Хорошо, что у нас сейчас есть электронные помощники. О: Верно. Не стыдно сказать ребенку: «Я найду ответ на этот вопрос». Или: «Я не знаю подробно, как это». Или: «Давай вместе поищем, это очень интересно». Эту познавательную потребность надо поощрять. Это этап, когда ребенок всем интересуется, когда он начинает конструировать, когда ему интересны буквы и цифры. Это этап, когда этот интерес надо поддерживать. Это не значит, что Вы его посадите считать или читать. Это подготовка к письму и чтению. Это этап активного познавательного развития: память, восприятие, мышлению. Это не значит, что от нуля до четырех этого не было. Но здесь мы можем уделить познавательному развитию направленное внимание. Тем более, что ребенка в этот период все интересует. Период ПЯТЬ-ШЕСТЬ ЛЕТ - это период ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ и ВЫХОД НА ДРУГОЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАЦИИ. Если в 3-4 ребенок готов взаимодействовать со сверстниками, но он играет рядом, они еще не вместе, то для ребенка следующего этапа: 6-7 летнего ребенка - это этап, когда формируются навыки социализации ребенка. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка идет очень активно. Он хочет быть похож на взрослых. Ему нравятся какие-то профессии, он этим очень интересуется. Кроме того, ему очень хочется понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Так что это период проб ребенка, касающихся того, что можно. Он пробует. И задача родителей очень аккуратно направлять его в русло того, что такое хорошо. Назидательные беседы неэффективны. Только личным примером. В этот период начинается целенаправленная системная ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. Очень важно пройти этап подготовки к письму: правильно держать ручку, выполнять графические движения. Это период, когда ребенок интересуется КОЛИЧЕСТВОМ И ЦИФРАМИ. Можно пройти, например, азбуку счета. И это период ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ. Потому что школа - это уже определенный режим, соблюдение правил - правил взаимодействия, деятельности и т.д. И учится ребенок этому на играх. Игры по правилам - это высший уровень развития игры дошкольника.
23.08.2015
Интересно, разложено по полочкам! спасибо
23.08.2015
У меня такая же ситуация была и я просто "отстала" от сына с играми и развивашками на какое-то время, зато сейчас все отлично :) сам достает игры, карточки и мы играем всей семьей
23.08.2015
Я периодически предлагаю, навязать в любом случае не получится))). Буду ждать...
23.08.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Ребенок имитирует процесс курения вопрос на засыпку...