Войти Регистрация
уроки фотографии. Эпизоды
Фотошкола для мам. Учимся фотографировать
11254 участника, 14201 вопрос

Эпизод девятый. Статика и динамика в композиции


Небольшое отступление :) Этот урок покоился в недрах фотошколы достаточно долгое время и теперь пришла пара его вернуть. Как говорится - созрел!

Маше за него отдельное спасибо :)

Маруся.....


Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление


Что же такое композиция ?
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.


Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:

передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (упрощенный вариант - ПТТ).

К приемам композиции можно отнести:
передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
________________________________________________________________________

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).


СТАТИКА

image

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

image

Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

image

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

image

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

image

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:

image

image

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.



ДИНАМИКА

image

Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

image

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

image

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить

image

Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

image

image

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:

image

Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!

Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.


Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!



Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

image

Комментировать

Комментарии

Россия, Москва
Здорово..... сложно )))
Ответить
Греция, Харьков
Спасибо:)
Ответить
Израиль, Бээр-Шева

привет. вот только к вам присоединилась, но хочу сделать все дом задания по порядку. куда их нужно выкладывать или уже поздно?

Ответить
Украина, Запорожье

приветик. Ничего не поздно,ДЗ выкладывай отдельным постом.

Ответить
Россия, Москва

Добрый день. Сегодня только все прочитала и сразу работы. Все быстро и ес-но на низшем уровне (плюс фотоаппарат обыкновенный):

Тема: Автоледи

Статика:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее благодарна

Ответить
Украина, Запорожье

Здравствуйте. Очень прошу выложить ваше ДЗ отдельным постом. Тогда его увидят больше людей.

Ответить
Россия, Москва

Хорошо, конечно. Только к сожалению пока не нашла у себя на компьютере программу для составления схем, поэтому извините, без схем. И конечно жду вашу критику.

Ответить
Украина, Запорожье

Хорошо,конечно,я разгребусь чуть-чуть и обязательо посмотрю.

Ответить
Великобритания, Кембридж

Домашнее задание. Статика:

по схеме

Динамика

по схеме

Ответить
Украина, Запорожье

Ксюш,красные крестики вместо фотографий:((( Не знаю только у меня или у всех их не видно. Выложи ДЗ отдельным постом. Так можешь и назвать его ДЗ к уроку №1. И положи в раздел фотошкола.

Ответить
Великобритания, Кембридж

щас нормально видно?

Ответить
Украина, Запорожье

Да теперь все в порядке,но я думаю Лучше выложить отдельным постом,чтобы другие девочки прокомментировали,потому ,что тут никто не найдет.

Ответить
Великобритания, Кембридж

ок

Ответить
Великобритания, Кембридж

хотела через keep4u

выложить, что чего-то не читается. Поменяла.

Ничего, кроме детских вещичек в голову не приходит))

Ответить
Россия, Москва

и я не видела раньше! а готовое задание выклдывать сдесь как коммент?

Ответить
Украина, Запорожье

нет.здесь лишь нужно написать что задание готово. а потом создам для них отдельный пост.

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Ой, я только что увидела этот урок, простте пропустила все =))) Буду делать домашнее задание, чес слово =))

Ответить
Беларусь, Минск

Вроде бы написано всё легко. Сброшу ссылку на ваш урок брату (он поступает на оператора и сейчас активно обучается фотографии). С нетерпением будем ждать след. урока.

Ответить
13 марта 2009, 18:58
Пользователь удален
Ответить
Milovan4ik 9 февраля 2009, 21:52

 

Ответить