Чем занять ребенка?
Игры и игрушки для карапузиков от 0 и до года
Всем привет!!! Читая посты, часто встречаю жалобы мам на то, что ребенок, когда не спит, сам не играет, все самые трендовые игрушки ему надоели, этап бодрствования превращается в пытку. Чем занять ребенка, какие игрушки подобрать, чтобы они были интересны для ребенка и Вас? Хочу поделиться своим опытом, наработками коллег и других мам. Все о чем я пишу, мы практикуем с дочкой. Для большей понятности разделим их по сферам развития:
Зрительное восприятие
В целом, это должны быть контрастные, с четкими контурами игрушки следующих цветов: черно-белые, красные, желтые, синие, зеленые. И все их сочетания на контрасте, например, красно-белые.
Игрушки с изображениями лица: воздушные шары со схематическим изображением лица; крупные черно-белые фотографии близких родственников.
Самое главное – лицо мамы с яркими акцентами (губами, накрашенными красной помадой, крупными серьгами, ярким платком на голове и т.п.).
Одноцветные или разноцветные игрушки с четкими черными контурами: например, слингокубики или обычные вырезанные из картона геометрические фигуры, вокруг которых жирный черный контур (диаметр фигуры не менее 10 см.)
Наборы цветных полимерных игрушек, прилепляющихся к ванной. Развивают восприятие цвета, в дальнейшем – речевые обобщения.
Карнавальные маски. Удобно использовать их для отвлечения малыша во время процедуры переодевания.
Свечи и фонарики. Пройдитесь с малышом на руках в темной комнате, освещая предметы фонариком или горящей свечой. На всякий случай: помните о технике безопасности!
Что лучше не использовать: игрушки с «кислотными», ненастоящими, ненатуральными цветами, игрушки, состоящие из оттенков (пока их ребенок просто не увидит), любые игрушки при тусклом освещении.
Слуховое восприятие.
Сюда относятся материалы как для развития слухового восприятия как такового, так и того, что впоследствии станет фонематическим или речеслуховым восприятием.
Самые важные – голоса родителей, поющих песни, рассказывающих стихи. Подборка аудизаписей: как классической музыки (доказано наилучшее влияние В.Моцарта), так и той музыки, которая была у мамы любимой во время беременности. Стимулирует развитие речи прослушивание аудиозаписей шумов природы: пения птиц, шум моря и т.п. Однако, обращаю Ваше внимание, что прослушивание аудиозаписей – это своего рода «занятие» ребенка, поэтому включение их в постоянном, фоновом режиме, скорее навредит, чем пойдет на пользу.
Музыка ветра. Замечательно, если эти, пришедшие из восточной культуры, изобретения будут в каждой комнате. А мама будет сопровождать название комнаты специфичным звуком. Лучше иметь разновидности: из бамбука, из ракушек, металлические – все они издают разный звук, стоит сообщить ребенку обозначение этих звуков: «Послушай, гремит», "Послушай, звенит» и т.д.
Погремушки. Вот уж поистине самая распространенная игрушка. Итак, лучше чтобы у малыша была следующая подборка погремушек: деревянные, берестяные, пластмассовые, вязаные, свалянные из шерсти, тканные, не менее важно знакомить ребенка с различными фактурами игрушек, да и звучание у пластиковых погремушек другое.
Неваляшки. Большие и маленькие. В форме шаров и фигурные. Поставьте ее в кроватку так, чтобы малыш ее случайно задел.
Музыкальные инструменты. И снова важно разнообразие: и бубенцы, и барабаны, и даже экзотические посохи дождя, и ахоко пригодятся на протяжении всей жизни. А сколько возможностей у мам и пап с музыкальными умениями игры на фортепиано и гитаре!
Звучащие браслеты и пинетки: они бывают звенящими, гремящими и т.п. Одевайте их попеременно то на левую, то на правую конечность. Кстати, звучащую пинетку легко сделать самостоятельно, купив бубенчик и нашив его на пинетку или носочек, помните он должен быть очень хорошо пришит.
Наборы колокольчиков. В набор должны входить: деревянные, металлические, керамические, пластмассовые. Интересно привозить их из разных городов заранее. С одной стороны развивается умение дифференцировать звучание (разные колокольчики и звучат по-разному), с другой – умения локализовать звук в пространстве (ближе, дальше), громкость звона.
Резиновые пищалки. Нужны для развития слухового восприятия во время купания, а также для формирования навыка определять локализацию звука.
Аудиозаписи гуления и лепета. Как собственного, так и маминого, так и других деток. Чрезвычайно полезно для развития речи.
Коробка с подборкой бытовых шумов: соберите в специальную коробку то, что гремит, шелестит, шуршит, звенит и т.п.
Банки и коробочки. Не выбрасывайте коробки из-под косметики, банки из-под чая. Засыпьте в них что угодно: от круп до шариков марблс, экспериментируйте с различными звучаниями.
Лучше не использовать: электронные аналоги звуков, например голосов животных. Они будут нужны позже.
Моторное развитие и тактильное восприятие.
Воздушные шары. И снова они. Воздушный шарик можно подвязать к ручке малыша. Со временем малыш установит взаимосвязь между движением своей руки и шарика.
Мультисенсорные мешочки. Из разных материалов и наполнителей. На первых месяцах ими делают массаж, или просто вкладывают в ручку малыша.
И снова погремушки: такие, чтобы вмещались в маленькую ручку.
Массажеры: массажеры из можжевельника, резиновые и силиконовые, различные зубные щетки и прищепки (используя эти приспособления, не забудьте проконсультироваться с врачом).
Все используется во время утреннего массажа.
Мяч для фитбола. У этого чудо приспособления миллион и одна возможность, но в данном разделе- для проведения вестибулярной гимнастики.
Большое шелковое полотно. Ну, если не найдете шелковое, подойдет любое большое. Малышу понравится, как родители или кто-то из близких покачают его в нем.
Слингобусы и слингоигрушки. Воистину незаменимы и долгосрочны по использованию. Во время кормления или ношения на руках, в слинге, вкладывайте в ручку ребенка.
Сухой дождь. Это такие приспособления в виде рамки или палочки, на которые прикрепляются разнофактурные ленточки, задача мамы проносить ребенка под этими лентами.
Давайте дополним список, у кого какие идеи, предложения, будет очень интересно узнать.