Хочу поговорить насчет раннего развития детей грудного возраста: методике Г. Домана, всевозможных карточек, обучения чтению и письму. Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Минусы:
· Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка (проблемы со сном, снижение аппетита, повышенная капризность, перепады настроения). Особенно, если у Вашего ребенка имеются неврологические проблемы.
· Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядно- действенное мышление, ребенок видит, слышит собаку, гладит ее и соотносит с названием «собака». Изучая же по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Можно провести эксперимент, выйдите на улицу и попросите ребенка показать вам собаку, которую он так «хорошо» показывал на картинке, вряд ли результаты вас удовлетворят.
· Получая информацию, ребенок слабо использует мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), воображение, развивая в основном зрительную и слуховую память.
· Во время обучения идет однобокое развитие зрительного и слухового восприятия, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.
· Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Он только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.
· Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Что же получается, вместо того, чтобы развивать моторику, осязание, предметную деятельность у малыша, мы загружаем его абстрактными символами, которые он способен воспринимать в старшем дошкольном возрасте. Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу. Причина в том, что такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал (это для тех у кого получается или нет).
Решать, заниматься лм по этим методикам прежде всего Вам и если уж Вы по ним занимайтесь, делайте это по правилам, следуя инструкциям.