Как мы звали весну: неделя птиц
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Вот уж не планировала я Тематическую неделю, но тема птиц такая благодатная на задания, что набралось много материала. В целом получилось и про весну, и про птиц.
Занимались мы в конце марта, записала только сейчас.
После Масленичной недели мы продолжили разбираться с тем, что такое весна, продолжили звать её и вспоминать народные традиции.
И если до этого мы выяснили, что весна - это солнце, то теперь рассудили, что весна - это птицы, ведь именно они её приносят ;)
А на Руси с древних-древних времен...
...существовал праздник Сороки (ударение на и) или Жаворонки, приходился он на весенние равноденствие (22 марта по новому стилю), считался второй после Масленицы встречей весны и был связан с убеждением, что именно в это время прилетают птицы. К этому дню из теста пекли "жаворонков", их вешали на ветви деревьев, зазывая птиц и тем самым приближая весну. В церковном календаре это день день Сорока мучеников Севастийских, которые, согласно народной вере, умерщвленные в борьбе за веру, не погибли, а превратились в жаворонков.
Вообщем, мы тоже пекли птиц из теста, правда на деревья вешать не стали, но деток в детском центре угостили - пусть ко всем скорее придет весна!
Муж, привыкший к нашим экспериментам, когда увидел, спросил: "Это что, тюлени?" Но у вас же не возникло сомнений в том, что это птицы, правда?
Алеша помогал активно: возил трактором муку, бросал под стол тесто, выковыривал изюминки-глазки... Вообщем, у нас как обычно, все прошло весело.
Вспоминали русские народные сказки про весну (например,"Как Весна зиму поборола").
Немного слушали народный фольклор (пение без музыкального сопровождения, с устаревшими словами и выражениями, немного странное с точки зрения современного взрослого - при этом ребенку очень понравилось).
Слушали и "весеннюю классику": "Весенняя песня" есть у Вивальди, Моцарта, Мендельсона. Кстати, на знаменитую "Весну" Вивальди мне попадались в интернете неплохие слайд-шоу (музыка+фото весенней природы). Можно поискать на Яндекс Видео.
Слушали детские песни про весну и про птиц (например, "Весенняя капель" из одноименного мультфильма, песня-победитель детского Евровидения 2006 "Весенний джаз").
Помимо этого, в качестве музыкальных занятий слушали пение птиц по голосам. Семь коротких записей разных (хорошо отличимых) голосов птиц: сова, дятел, соловей, гусь, ворона, кукушка, перепел. Параллельно смотрели на картинки - изображения этих птиц. Потом просила Алешу имитировать их голоса. Интересно получилось. Мне казалось, что он и смотрит, и слушает не очень внимательно, точнее, вообще не слушает и вообще не смотрит. Но он запомнил всё сразу и точно даже спустя несколько дней легко отгадывал птиц по голосам.
Потом на прогулке в парке прислушивались к пению птиц. Алеша услышал дятла и узнал его звук. Я была рада, т.к. на прогулке поглощена тем, что слежу, как бы чего не натворил, а обратить внимание на такие вещи забываю.
Ещё слушали пение птиц с музыкой (из серии "Звуки природы"). Алеша попробовал рисовать под такое музыкальное сопровождение. Вот, что получилось (названия дал автор): "зеленая травка" (вверху) и "море" (внизу):
Собственно птиц изучали по картинкам из книг ("Первая книга малыша" (знциклопедия) и "Ладушки" (энциклопедия детского фольклора), обе издательства "Белый город") и собирая пазлы.
Ещё совсем немного делали заданий из лексической тетради ("у кого какое гнездо" и т.п.).
Специальных наборов карточек с птицами я не покупала, т.к. мне показалось, что картинок из книжек вполне достаточно. Мне вообще кажется, что важнее дать ребенку не конкретную информацию, а какое-то понимание живой природы, представление о закономерностях окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе. У меня нет цели воспитать орнитолога и нет времени самой им становиться, разбираясь во всех видах соловьев, которых уж наверное, не меньше десятка. Поэтому мы не стремились выучить как можно больше названий птиц, а рассуждали о птицах: о том, что птицы живут в разных местах (пока говорили о тех, что живут в нашей климатической зоне: городские, домашние, лесные, полевые и птицы, живущие в водоёмах), что они по-разному выглядят, по-разному питаются, делают разные гнезда, имеют разные голоса и т.п.
Получилось, что на этой неделе меньше гуляли, а значит больше двигались дома. Разучивали "Танец маленьких утят", ходили как гуси (гусиным шагом), стояли как цапли (на одной ножке), играли в "Птиц и гнездо" (музыка звучит - птицы летают - надо бегать и махать руками, закончилась - птицы садятся в гнездо - у нас это был таз).
Из-за таза-гнезда как-то сама собой возникла тема высиживания яиц (видимо, я перестаралась с объяснениями о том, зачем птице гнездо) - Алеша складывал в таз пластмассовые шары, садился на них и очень веселился. Не слишком интеллигентная игра. Но вот её усложнение получилось вполне полезное. Я заметила, что из разбросанных по комнате разноцветных шаров (вернее яиц) Алеша собирал в таз (вернее гнездо) только желтые и очень расстраивался, когда они заканчивались. Тогда я предложила ему собирать их маленьким сачком (для аквариумных рабок), а пока он трудился, вынимала из таза желтые шары и прятала в комнате. Дальше давала подсказки: под кроватью, на ящике, в коробке, за моей спиной и сложнее: за дверью в тапке, под комодом между коробками и т.п. Играли долго и с большим удовольствием.
К подвижным играм можно добавить ещё игры-инсценировки: известные Железновские "Дятел" и "Ворона" и ещё вот такие две:
"Снегири"
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири ("снегири бегают).
Грудки показали ("снегири" выпячивают грудь).
Ягод поклевали ("снегири изображают, что клюют ягоды).
Прогали во веткам ("снегири" прыгают).
Полетели к деткам ("снегири" разбегаются).
"Синица"
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тили-тень, тили-тень!
Дальше развлекались с птицами-игрушками и птицами-поделками: всех мастей, родов, видов и окрасов :)
Тренировка координации:
Сенсорная коробочка:
К этой разношерстной стае добавилась ещё вот такая, тряпочная птица (как ее сделать, показала педагог в детском центре):
Птицу делала сама, надеялась, что в изготовлении гнезда Алеша поучаствует, но и его "плела" из пластилина сама (лентяй, мог бы хоть колбаски покатать). Зато когда гнездо было готово, Алеша с гордостью взял его и преподнес птице: "Птица, на, это гнездо!" На фото видно, что в гнезде лежат яйца. Через пару дней, появились и птенцы:
А вот когда птенцы вылупились, принялись мы их кормить. Птица-мама почему-то не справлялась (наверное, кукушка она), помогала бумажная "говорящая" (тянешь за крылья - рот открывается) ворона:
Ворона эта оказалась крайне полезной. Процесс её изготовления занял не более 5 минут (как), зато сколько радости ребенку: она и поговорить может, и летать, и клювом мелкие предметы хватать. Алеша так проникся к ней, что стал кормить её своей едой: запихивал ей в клюв картошку, пытался заливать компот... :)
Были ещё менее удачные птицы-оригами. При желании, конечно, можно освоить схемы и делать очень красивых птиц.
Рисовали (точнее, раскрашивали) ещё вот таких птиц.
Алеша решил закрасить их непременно черной краской. Я согласилась, сказала, что пусть будут грачи. И когда после раскрашивания птиц началось свободное творчество, по завершению я спросила, что это?
Сын уверенно ответил: "Грачи!" Вообщем, новый вариант картины "Грачи прилетели". Вам нравится? :)
В конце недели решили, что птицам надо сделать дом. Поселили их вот на такое дерево (мой бедный цветок, не переживший зиму). Каждой нашлось местечко.
Ну и решили снабдить их едой - орехами. Их нужно было сначала очистить, скорлупу положить отдельно от ядер.
Ну, и наконец, мы добрались до изготовления кормушек для настоящих птиц (думала об этом с начала зимы). Первый вариант высокотехнологичной кормушки с системой автоматического досыпа зерна не прошел лабораторные испытания.
Вернулись к старым проверенным технологиям:
В завершении "недели" (по факту недели две прошло) сделала я Алеше спектакль "Курочка ряба" с героями из ниток. Первый наш опыт мини-театра. Понравилось.
Декорации не доделаны, когда-нибудь сделаю так, как задумала.
И напоследок волшебные сказки мудрой совы (аромолампы) в темноте....