по следам динозавров
Игры и игрушки для ребят от 3 лет и старшеПриехала в Челябинск выставка динозавров. Мои сыновья ( 4 и 5 лет) никогда ранее интереса к динозаврикам не проявляли. А тут, увидев рекламу, аж загорелись. Появилось множество вопросов. Именно тогда мне пришла в голову идея тематического дня. Думаю, она понравится многим, у кого детки этого же возраста.
Для начала я составила список тех направлений, которые должно зацепить данное занятие: Интеллектуальное развитие (чтение, математика, творчество, история) и физическое развитие (активные игры, перерывы - пятиминутки).
Началось все с посещения выставки. Были представлены 24 динозавра. Этого вполне хватает для деток данного возраста. Мы посмотрели на движущиеся фигуры, почитали информацию, поразмышляли на тему динозавры и современный мир. Это очень хорошо стимулирует речь и фантазию детей.
После выставки у мальчишек появилось еще больше вопросов. Убедившись, что дети не "перегорели", мы поехали домой изучать их дальше.
Для начала мы попробовали нарисовать своего динозавра, а точнее доделать его. Нашли нужную иллюстрацию в готовом комплекте и стали выполнять задания. Большим плюсом было то, что листов для рисования 2. Один для мамы, второй для ребенка. Но, в связи с возрастом мальчишек - лист для мамы мне не пригодился. Так что они творили одновременно.
Тут в задании нужно было доделать динозавра из пластилина. Мы вспомнили каких динозавров видели на выставке, определились с названием. А потом решили придумать свой вид динозавра. Раскатали пластилин в колбаску, нарезали стеком на кусочки и мальчишки украшали его, как хотели. Вот так у них родился новый подвид..
Позанимавшись творчеством, мы решили поиграть с динозаврами. Тут уже была их фантазия. Я достала игрушки (купленные на выставке). Отдала им, а 2 динозавра мы бросили в воду (в инструкции написано было, что они растут). Мальчишки сами придумывали истории, сюжет игр. Это на развитие фантазии.э
это игрушки, с которыми играли мальчики.
Это размеры динозавров до погружения в воду.
А это уже спустя сутки.
После того, как мальчики сами поиграли, мы стали смотреть мультик про динозавров. Называется "Земля до начала времен". Этот мультфильм любим еще с моего детства, так что мальчишкам он пришелся по вкусу.
Дальше мы задействовали математические способности мальчишек. Мы стали считать динозавров и придумывать задачи к ним.
1. В мультфильме про динозавров 9 серий. Слава и Дима посмотрели 2 серии. Сколько серий им осталось посмотреть?
2. У Славы и Димы 10 игрушек динозавров. Сколько будет у каждого, если разделить их поровну?
3. У нас 10 динозавров. Из них 3 хищника. Сколько динозавров травоядных? (и обратная к ней задача).
Подобные задачи придумывались по-ходу. Мальчишки с удовольствием их решали.
После этого мы стали рисовать снова. Но, не просто так, а на специальной платформе. Наш папа вырезал нам двп А4 размера. На нем мы нарисовали рисунок динозавра и обвели его клеем ПВА. После того, как клей высох, мы смогли делать слепки рисунка при помощи мелка (хорошо подойдут еще и восковые мелки).
А вот так выглядит доска. Если приглядеться, то видно рисунок.
Далее мы достали из недр нашей квартиры (ящик с развивашками) карточки Мир на ладошке "По следам динозавров". Рассмотрели их, почитали информацию о динозаврах, сравнили с игрушками нашими. Нашли отличия, схожесть. Отличное задание на логику.
Аллозавр - крупный прямоходящий хищник. Аллозавра называют львом Юрского периода. Один из опасных хищников того времени. Выглядел он устрашающе: в длину его тело достигало двенадцати метров, а в высоту четыре.
Так же, мы рассуждали о том, какие животные сейчас походи на динозавров. Сравнивали их.
Меганевра - огромная стрекоза. Она считается одним из самых больших насекомых, когда-либо обитавших на нашей планете. Размер ее крыльев достигал 80 см. Она охотилась на более мелких (величиной с голубя!) насекомых.
После этого мы глобально увлеклись чтением. Достали книгу про динозавров. У кого ее нет, то далее будет текст, которого хватит для ребенка.
Кто такой ДИНОЗАВР?
Название ДИНОЗАВРЫ (в переводе
«ужасный ящер») относится только к рептилиям, ноги у которых расположены прямо
под туловищем, как у сегодняшних млекопитающих. И еще они все сухопутные.
Крокодилы – близкие родственники динозавра, но у них лапы расставлены в стороны
и сами они любят сидеть в воде. Динозавров относят к семье архозавров. К
архозаврам относят также крокодилов и летающих ящеров (птерозавров), которые не
являются динозаврами. Динозавры были различными, они насчитывали около 1000
разных видов, но всех их можно отнести к двум отрядам: ящеротазовые и
птицетазовые динозавры.
Называются они так потому, что
одни имеют строение таза схожее с ящерами, а другие – с птицами. В триасовом и
юрском периодах мезозойской эры были очень распространены ящеротазовые
динозавры: огромные тираннозавры, маленькие компсогнаты, хищные тероподы и
гигантские зауроподы, питающиеся растительной пищей.
Птицетазовые динозавры широко
распространились в меловом периоде. Все они питались растительной пищей. К ним
относится утконосый динозавр, стегозавр, панцирный динозавр (анкилозавр),
«толстолобый» пахицефалозавр, рогатых динозавр (цератопс).
Какие были размеры ДИНОЗАВРОВ?
Среди динозавров были
гигантские зауроподы размером 4-этажный дом, длиной 30 метров и весом 50 тонн.
Это самые крупные животные, когда-либо существовавшие на Земле. Но были и
крошечные динозаврики размером не больше петуха – компсогнаты, очень проворные
хищники. Они имели длину 70 см вместе с длинным хвостом. Самые тяжелые были
брахиозавры – они весили 80 тонн, при этом их высота была 13 метров, а длина 25
метров.
Когда жили ДИНОЗАВРЫ?
Динозавры обитали на Земле в
мезозойской эре. Это около 200 миллионов лет назад. И продолжали жить и
размножаться 140 миллионов лет пока не вымерли. Произошло это 65 миллионов лет
назад вследствие природной катастрофы. Время, когда на Земле жили динозавры -
мезозойскую эру – делят на три периода: триасовый, юрский и меловой.
Сначала был триасовый период
(248 – 213 миллионов лет назад), тогда появились первые млекопитающие, а также
черепахи, крокодилы и динозавры. Также появились летающие ящеры (птерозавры) и
водные ящеры (нотозавры, плакодонты и примитивные ихтиозавры).
Юрский период (213 – 144
миллионов лет назад) – в это время динозавры широко распространялись по Земле.
Различные их виды обитали на суше: и огромные травоядные и мелкие хищники. В
водных просторах водились ихтиозавры и плезиозавры, которые питались рыбой.
Вместе с летающими ящерами теперь в воздухе летала и первая птица археоптерикс.
Меловой период (144 – 65
миллионов лет назад) – ящеротазовые динозавры уже не так распространены, как
птицетазовые. Да и в океанах и морях в это время исчезают ихтиозавры, а на их
место приходят плезиозавры и плиозавры. На суше появляется первый цветок.
Сейчас цветковые растения преобладают среди других растений, но в меловой
период мезозоя они только зарождались. Под конец этого периода исчезли многие
беспозвоночные животные почти все архозавры (динозавры, птерозавры, водные
ящеры), остались только крокодилы.
Чем питались ДИНОЗАВРЫ?
Большинство динозавров
питались растительной пищей. Среди них рогатые динозавры, стегозавры,
анкилозавры, пахицефалозавры и многие другие. Например, зауроподы имели очень
длинные шеи и доставали листья с вершин деревьев. Гадрозавры имели клюв,
похожий на утиный. В клюве находилось множество зубов, которыми гадрозавры
пережевывали растения.
Но также были и
динозавры-хищники. Они имели острые когти и зубы. Самые маленькие хищники –
велоцирапторы. Это были очень ловкие охотники высотой всего 60 см, которые,
вполне возможно, группами охотились на растительноядных динозавров. Самые
крупные хищные динозавры, тираннозавры (ящеры-тираны), обитали в Северной
Америке. В Центральной Азии также водились большие динозавры хищники –
тарбозавры (ящеры-разбойники). Высотой они были с двухэтажный дом 5.5 метров, а
длиной – 15 метров. Они имели длинные острые 20-ти сантиметровые зубы и
передвигались на задних ногах. Передние лапы у них были очень маленькими.
После чтения пришла очередь физкультминутки. тут мы задания опять брали из мира на ладошке.
1.Ляг на спину и попробуй встать без помощи рук. Трудно? А аллозавр вообще не умел так делать. Упавший аллозавр - совершенно беспомощное существо. Его огромная голова и массивное тело не позволяли динозавру встать на ноги.
2.Вооружись сантиметром и отправляйся измерять квартиру и мебель. Где смогла бы приземлиться или спрятаться такая огромная стрекоза как маганевра?
3. Наклонись вперед, достань руками до пола. Попробуй походить так. Не очень удобно, правда? Приходится выгибать спину. Вот и у стегозавра была так же выгнута спина, потому что задние лапы динозавра были заметно длиннее передних. И быстро бегать с такими лапами тоже не удобно. Можешь проверить.
Когда наша физическая разминка была закончена, мы стали читать и учить стишки про динозавров.
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили:- Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали.
Совершенно.
Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего...с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след во след,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик…где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!...
..Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, не потому,
Что их пугали дети!
Но может так, на всякий случай,
Родителей не будем мучить –
Теряться, драться, удирать...
А будем их оберегать?
Потом мы стали думать, почему же исчезли динозавры? Одним из наших выводов стало извержение вулкана. Тогда мы попробовали изобразить эту ситуацию. Сделали вулкан и извержение. Но, про наш вулкан я объяснила детям. Почему все так произошло, откуда пошло наше извержение. Тут помогла карточка 100 экспериментов.
Пока мы делали свой вулкан, то сразу тренировали и цветовосприятие. Мальчишки сравнивали цвета на карточках с красками, которые мы выбрали. А так же смотрели на картинку вулкана из готовых уроков по творчеству.
Второе фото для сравнения. Мы взяли карточки: алый, малиновый, коричневый, черный.
Алый - ярко-красный цвет с легким оранжевым оттенком. Алый-цвет пламени. Небо аллеет, или пламенеет, во вемя заката и восхода солнца. Это явление называется "заря".
Малиновый - густо-красный с фиолетовым оттенком, цвета спелых ягод малины.
Коричневый - буро-желтый цвет. На Руси этот цвет называли от слова корица. Корица-средняя, мягкая часть коры дерева, которую используют для получения лыка и красителей.
Черный-цвет сажи, угля.
Подобрав цвета для творчества, ознакомившись с тем, как выглядит вулкан - мы его слепили и повели эксперимент. Использовали массу для запекания, хотя подойдут и соленое тесто, пластилин. После макета мы запекли вулкан и покрасили его. В конце расставили динозавров и посмотрели как "лава" поглощает их.
Перед сном мы поиграли в игру - по следам динозавра. Для этого нужно обвести ногу ребенка, свою ногу, взять ватман и нарисовать ногу динозавра. Сравнить размеры. После этого нарисовать много маленьких отпечатков динозавров и развесить их по квартире. Когда дети пройдут по следам - их ждет приз.
Ну а в конце дня мы решили заняться еще раз творчеством. Нашли старые футболки и нарисовали на них динозавра. Можно использовать акриловые краски по ткани, но мы взяли простой маркер, потом его засыпали солью и прогладили. Так наш рисунок сохранится даже после стирки.
Вот такое знакомство у нас было с динозаврами. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Если кому-то нужно, то могу информационный материал в личку кинуть.