Убиваем творческое мышление…
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)В последнее время очень популярно мнение, что чем позже ребенок научится читать, тем лучше. Так как развивая логическое мышление (если это не фоточтение), родители подавляют творческое начало в ребенке. Я не призываю никого учить ребенка читать в три, четыре или пять лет. Это вряд ли сделает его счастливее. Мне кажется, каждый ребенок сам даст родителям знать, когда ему это станет интересно. Моей дочке будет в декабре 4 года. И она постоянно стала спрашивать, где что написано. Взвесив все за и против, я решила ей предложить несколько игр. «Зачитает» - «зачитает». Не «зачитает» - значит ей сейчас это не нужно. У меня нет сверхцели «научить ребенка читать». Играем мы в общей сложности минут по 15 в день. Стараюсь, чтобы не было однообразно. Хочется охватить разные способы чтения, по буквам, по слогам и запоминание целых слов. И, главное, чтобы ее это увлекало, а не напрягало.
В этом посте я собрала наши игры. Думаю, многие из них могут заинтересовать и деток 5-6 лет, начинающих читать. На авторство не претендую. Какие-то идеи позаимствовала, что-то адаптировала под наши потребности и т.д.
Когда Саша только выучила буквы (т.е. звуки), часто играли в игру, направленную на выделение звука в слове. Я кидала мяч и называла звук - Саша называла слово, начинающееся с этого звука. Или бросали мяч и по очереди называли слова на определенную букву. Я старалась употреблять редкие слова (естественно, объясняя значение), таким образом, расширялся еще и словарный запас. К слову, звуки доча выучила сама с помощью нелюбимых многими звуковых плакатов.
У нас
Он меня привлек тем, что здесь звуки и сочетания, а не буквы, как часто бывает в говорящих азбуках. Единственный минус - кнопки плохо нажимаются. Я решила проблему, приклеив с обратной стороны шнуры.
Следующие три игры совмещают в себе развитие памяти и навыка чтения.
Игра в магазин. Я использовала наборы
и подобные самодельные. Удобно, что с одной стороны картинки с надписями, а с другой только надписи. Сначала раскладывала вверх картинками. Затем переворачивала карточки обратной стороной. Саша была продавцом, а я или ее игрушки - покупателями. Например, они хотели купить куртку. Саша должна была вспомнить, где лежит куртка. Т.е. своеобразная сетка памяти, но с параллельным запоминанием написания слов.
Кормим животных. По такому же принципу раскладываем "продукты". Переворачиваем. Я добавляю еще простые задания на логику. Например, хомяк хочет съесть овощ такого же цвета как капуста, но другой формы и т.д…
Рыбалка. Я беру в этом случае просто слова, напечатанные или написанные печатными буквами. Карточки «Умницы» тяжеловаты, не держатся. К бумажкам со словами прикрепляю сбоку скрепку. Раскладываю слова. Удочка из обычной магнитной рыбалки. Играть можно двумя способами. Либо сначала разложить и назвать все слова. И пытаться поймать что-то определенное.
Либо, для тех, кто уже читает, разложить карточки, не называя, достать слово, а потом пытаться прочитать, что выловили.
Сушим белье. На прищепки прикрепляем карточки с названиями одежды. Я называю, что высохло, а Саша снимает нужную карточку. Плюс на моторику упражнение.
В общем, по этому принципу можно придумать огромное количество игр. Можно, например, готовить, заменяя продукты словами и т.д.
Игра по принципу домино. К сожалению, не помню, у кого на bb ее подсмотрела. Делается очень быстро. На одной стороне плашки картинка, на другой фишке парное слово и следующая картинка и т.д. Нужно составлять цепочку.
Из покупных у нас в почете
Возможно, многие о них слышали. Но все же опишу вкратце. Есть варианты для деток от 4 и от 8 лет. Ниже цитата из правил.
«Карты с буквами тщательно перемешиваются и раскладываются на столе «лицом» вниз квадратом 3×3 или прямоугольником 3×6 (в зависимости от отобранного для игры комплекта). Карты со зверями из соответствующего комплекта перемешиваются и располагаются стопкой рядом. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок открывает одну из букв. Если она не совпадает ни с одной из букв в названии зверя, то игрок снова кладёт карту «лицом» вниз, оставляя её на том же самом месте (все игроки, конечно же, стараются запомнить, что это была за буква - это пригодится в следующих раундах). Ход передаётся следующему участнику. Если же буква совпадает с одной из букв в названии зверя, то игрок оставляет карту открытой на том же месте и продолжает ходить, открывая ещё одну любую букву. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом из них разыгрывается одна карта со зверем - она выкладывается из стопки в начале каждого раунда. Задача игроков - открыть все буквы, которые входят в название этого зверя. Тот, кому удаётся открыть последнюю из букв, входящих в слово, забирает карту со зверем в качестве «добычи». После этого из стопки выкладывается следующая карта со зверем - и начинается следующий раунд. Побеждает тот, кто по итогам всех раундов получил больше всего карт со зверями! Чтобы научиться играть в «Зверобуквы», ребёнку вовсе не обязательно знать названия букв - они естественным образом будут запоминаться в процессе игры. Ребятам, которые уже знают буквы, играть будет не менее увлекательно».
Можно усложнять эту игру. Малыши могут также поиграть в мемори или лото. А для детей от 8 лет уже совсем другие правила.
В общем, хоть и дорогой комплект, но, на мой взгляд, он того стоит, так как игра не на один год.
Ну и, конечно, у нас в ходу разнообразные кубики. Есть деревянные, есть и так называемые
А еще на будущее, когда начнет читать длинные слова, присмотрела книжку-игру «Бабушка пилит малиновый пирог» (их несколько разных есть). Можно и самим легко подобную сделать.
Всем веселых игр и приятного чтения!