Сказки народов мира. Часть первая.

Русь богатырская так хороша? давно на нее смотрю... 
02.02.2015
Да, хорошая! Я тоже долго сомневалась, но рецензии в лабиринте меня убедили. И потом не пожалела, что купила — очень стройный текст (сердце радуется!) и главное — где еще найти столько историй! Я и половины не знала! С сыном уже одну прочитали — про Василису Микулишну, он очень любит одноименный мультфильм. Конечно, иллюстраций там немного, но и текст не для маленьких ребятишек! Так что мой вердикт — брать)
04.02.2015
А на какой примерно возраст книга?
04.02.2015
Я думаю, не раньше школы ее читать!
04.02.2015
У родителей вот стоит многотомник(2-3 тома) Былин... надо, наверно, сравнить с этой книгой...
04.02.2015
Спасибо большое за такой большой обзор! Уже положила в корзину кучу книг на будущее)
08.01.2015
Наконец добралась до компа и могу написать вам СПАСИБО!!!big_smiles_150.gifОчень люблю ваши посты. Сама сейчас в поисках сказок на вырост. Считаю что они обязательны в домашней библиотеке. Не так давно составляла список хороших (на мой взгляд) сборников. Может и вам что-нибудь пригодится. Файл лучше скачать. ТЫЦ
08.01.2015
Здравствуйте! Спасибо Вам!) Читала Ваш эпохальный труд, еще как читала) Многое отложила для себя! А Вы все купили с Ломаевым, что хотели? У нас в читай-городе увидела книжечки, которых уже нет в интернет-магазинах, вспомнила про Вас)
02.02.2015
С Рождеством! Отличный обзор, спасибо большое! Огромную работу проделали и очень все доходчиво разъяснили. На Ежко-Бежко давно засматриваюсь, книга такая солнечная, сказки, действительно, добрые! По поводу индийских сказок и еже с ними. У меня муж против сказок других народов, особенно индийских, китайских, арабских (хотя они в нашей детской библиотеке уже есть), считает, что воспитывать нужно на русских народных сказках, чтобы не было потом, например, мечт про красивую арабскую жизнь, и не было неверного представления, что там лучше, чем у нас в России. Я от части понимаю чего он боится. Русские народные обычно читают в совсем малышковом возрасте, а индийские, китайские и тп рассчитаны на более взрослого читателя, когда фантазия уже хорошо развита и может, действительно, породить любовь не к своему родному миру, а к чужеродному. С другой стороны, мы ведь выросли, читая в детстве сказки других народов мира и не мечтаем об Арабских Эмиратах или жизни в китайской пагоде))) Что думаете по этому поводу? Могут ли, действительно, "чужие" сказки оказать подобное воздействие на сознание ребенка?
07.01.2015
Спасибо! Мне кажется, чтение "чужих" сказок, изучение чужой живописи, культуры сродни путешествию. Оно развивает интеллект, расширяет сознание, делает человека более "космическим", терпимым, помогает понять, что есть другие взгляды, другие жизни. Это сравнение культур, как мне кажется, только на пользу, и железный занавес в таком деле, как литература, уж точно ни к чему! И мне кажется, родной для ребенка Россия делается именно благодаря языку. Язык несет в себе столько глубинных структур, смыслов, метафор, столько всего исконно русского, мудрого, что его никакими Арабскими Эмиратами не перебить. Я читала о том, как родной язык формирует мышление человека. Например, китайский язык содержит больше глаголов, и китайские ребятишки лучше оперируют различными инструментами, погут исхитриться и достать мяч подручными средствами. А английский ребенок, скорее, опишет этот мяч всевозможными эпитетами, но не сможет его достать. Так что индийская сказка без родного индийского языка — это всего лишь приятное путешествие)
07.01.2015
Вот я про немецкий язык думала — он у немцев очень дисциплинирующий )) У нас скажи — не кричи!, так НЕ  мимо ушей пролетит, а зацепится мозг за ударный слог в слове КРИЧИ... то ли дело у немцев, перечислили все, а когда глаза уже в кучу собрались, на последнем месте в предложении как гвоздь забили — НИХТ!!! И все сразу дошло )))А что именно вы читали и вам понравилось про язык, формируюший мышление?
08.01.2015
Простите, что так поздно отвечаю! Про язык (языки) очень много хороших статей выходит в "Вестнике МГЛУ", иногда сажусь и беру весь архив в библиотеке. Думаю, Вас бы это чтение надолго затянуло) И сами бы потом написали по следам несколько таких вестников)Также я часто бываю здесь: http://elibrary.ru/defaultx.asp — когда нет возможности прорваться в библиотеку)
02.02.2015
Увы, ссылка не открывается — у нас в Казахстане заблокирована куча сайтов. А может быть просто помните авторов, которых было наиболее интересно читать?Друзья у меня увязли в семинарах Лакана, читают, слушают, обсуждают, уже даже я кое-что понимать начала )) 
03.02.2015
Сложная тема на самом деле и копать нужно глубоко. Поясню кратко позицию мужа: Есть такие понятия в психологии как мифы и архетипы сознания, которые и формируют личность человека. Сознание ребенка- это чистый лист, что заложить в детстве, то и останется на всю жизнь.  Формировать личность нужно на основе родной культуры, в том числе и на сказках, былинах и тп. А сказки чужеродные можно читать для расширения кругозора, когда заложен основной внутренний стержень, развито сознание, а это не ранее подросткового возраста, а лучше вообще во взрослом возрасте. Тема глубока, можно целую диссертацию написать))) 
08.01.2015
Мне кажется, если в детстве закладывать в голову много-много разных взглядов, ситуаций, типов мышления, способов решения проблем, получится человек мудрый, терпимый и на все смотрящий широко, не ограниченный. Наши сказки — они же не мудрые совсем. Сказки часто отражают ту социальную картину, к которой нужно было приспособиться. А у нас она сейчас совсем отличается от той, что была когда-то. В основном, русские сказки, как я их вижу — о том, как бы поменьше делать и побольше получать, как хитрить, как запугивать, чтобы тебя боялись и уважали. Много в них неприятного. Те же самые сюжеты, но в еврейских, индийских или шотландских сказках, например, учат совсем другому поведению! Они не учат уезжать туда, где ярче светит солнце и где больше денег. Они учат хорошим человеческим качествам, которые у нас в то далекое время были почему-то невостребованны.
02.02.2015
Ой, можно выскажусь ? При той доступности информации, которая сейчас существует, такое желание будут формировать точно не сказки. И вообще, склонность к перемене мест, скорее всего будет зависеть исключительно от темперамента человека. Если у него внутри такая предрасположенность есть, то все окружающее его будет к тому подталкивать, а если нет, то ничто не поколеблет его внутреннего покоя. Важно ведь не то, что мы видим, а какими глазами мы на это смотрим.
07.01.2015
Настя, здесь вопрос даже не в перемене мест, я похоже не совсем верно изложила мысль, к сожалению. Ниже пояснила подробнее. Если совсем кратко: нечего засорять мозг ребенка раньше времени)))
08.01.2015
Спасибо за пост)Очень интересно, но на мой взгляд зря вы... это... "сказки с кумулятивным сюжетом, построенные по принципу нанизывания грамматических структур." Это вообще шо??? )))))))) Мы ж тут простые мамы)Прочла пост с большим интересом еще и потому, что надеялась понять суть нашей проблемы: ребенок никак не любит сказки((( Ему по возрасту (4,10) уже положено начинать волшебные, со всякими василисами-премудрыми и волшебством, но ребенок избегает их напрочь. Пласт сказок про животных (Лисичка со скалочкой, Зимовье, Кот и лиса...) ребенок тоже пропустил, отказался наотрез (а у меня такая замечательная бука с Рачевым была приготовлена...). Братьев Гримм не слушает также, Андерсена — избирательно (но и рано его), недавно вот только порадовал, послушал аудио Пряничного домика)) Хоть что-то))Ума не приложу в чем дело((А кстати, привяжусь к вашим словам, специалист по воздействию на сознание — это что за профессия такая интересная?
07.01.2015
Спасибо Вам) Ой, я так запутывать не хотела) думала так надежнее будет — про грамматику, ведь они грамматику и тренируют. Но Остапа понесло) Про нелюбовь к сказкам — необычно, хотя я вот как раз сегодня слышала про одну девочку, которая сказки читать отказывается наотрез, зато хоть целыми днями готова слушать про размножение пчел) Может быть, Ваш ребенок — рационалист, ученый? А вы смотрите сказки? Может быть, сначала так заинтересовать? Или поиграть в театр теней, устроить спектакль с афишами, билетами, заинтриговать сюжетом? Или может быть, нужны какие-нибудь страшнючие сказки, чтобы вот прям до мурашек? Какой у него характер, что он любит? Так интересно стало теперь, давайте вместе гадать)Специалист по воздействию — это моя научная деятельность. Я анализирую стратегии ведения информационных войн, в основном, конечно, манипулятивные. Создание определенного образа партии или политического деятеля — это тоже ко мне) Одно время рвалась в военную журналистику. Но дети меня отвадили от этого неблагодарного занятия)
07.01.2015
Стратегии ведения информационных войн — ооооо, как это интересно и безумно актуально. Что сейчас происходит в новостной подаче — это вообще атас... Бедные мы люди, мы вообще правду когда-нибудь узнаем?? ...А касаемо наших сказок... Я виню в основном прогресс, высокий ритм нашей жизни, ну и может есть какая-то бОльшая склонность у ребенка к конкретному, а не абстрактному мышлению.  Может язык малопонятен... А так наше чтение довольно разообразно: Нурдквист, Усачев с Дедморозовкой, Осеева, Житков, Носов, Лунин (Сдобная Лиза), Конька-Горбунка кстати прекрасно выслушал, Непоседа, Мякиш и Нетак... Мультфильмы смотрит с удовольствием, 90% включаю советские, остальные -выпрашивает смешариков)) Аудиосказки слушаем (Незнайку, Сашу и Машу, Бременские музыканты, Введенского...) Дома играет с фантазией, но не в сказки, домики из подушек, из конструктора кучу машин-космолетов, хочет стать космонавтом) По ролям любит разыгрывать ))Вобщем-то адекватный нормальный ребенок, а со сказками затык...((
07.01.2015
А я в детстве тоже сказки не любила. Читала, много, разных, кое-что с интересом, но не любила — меня в них безысходность тяготила — погоревал Иванушка, да делать нечего — надо... вот это надо, даже если приказ идиотский просто бесило. Это теперь я понимаю, что все архетипы, старинные модели взаимоотношений  и поведения просто абсолютно не соответствовали складывающемуся мировоззрению и самоосознанию. Сказки просто подрывали устои моего мира — родители уводили-увозили детей в лес, старшие братья убивали младших... У меня было очень конкретное мышление и каждое прочитанное слово обретало плоть и вес, в сказках эта самая плоть мне была чужда ))
08.01.2015
Вооот!! Очень интересно про архетипы в сказках, недавно читала про Юнга...  Но моему еще рано ощущать противоречие между собственным мировосприятием и архетипами... Кстати, может вы слишком поздно сказки начали читать? По идее они как-раз и должны оказывать помощь в формировании мировоззрения, образцов поведения и ролей... т.е. дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок все это впитывает из окружающего мира, но синтезирует и встраивает в собственную модель жизни гораздо позднее...Скорее это ваше конкретное мышление сыграло роль. А фантазировать вы вообще не любили? А другие сказочные истории вы в детстве читали? А к фантастике как относитесь?Интересно стало))
08.01.2015
Наоборот. Читать сказки я начала рано. Я вообще рано читать научилась и родители даже не знали, что умею. Я в 4 года уже сама тонкие книжки читала. И если книги советских классиков ложились "в десятку" абсолютно совпадая с моей действительностью, то в сказках была какая-то дребедень, ужас-ужасный и весь мир неправильный. И мне в сказку совсем не хотелось, ничего там не было привлекательного, кроме волшебной палочки и шапки-невидимки )) Я, конечно, словами объяснить тогда не могла, но чувствовала коренную разницу между нынешним и прошлым мировоззрением. Человек не ощущал себя личностью, он лишь часть, крупинка чего-то бОльшего — рода, государства, даже царский сын — холоп, человек не может ослушаться царя, открыто заявить о своем желании, потягаться с царем по-честному. Может только обмануть, украсть, обдурить, убить исподтишка и жениться потом на той, что нравится. И где тут правда и справедливость?У меня сейчас сложилось мнение, что архетипы сейчас не помогают, а, наоборот, мешают жить просто и счастливо, они изжили себя, общество давным-давно живет по совершенно другим законам, а они буквально колодами висят на ногах, мешая идти дальше.С фантазией вопрос сложный, трудноформулируемый. Что это вообще такое? Человек в принципе не может нафантазировать себе что-тоь неведомое, лишь комбинирует немыслимую конструкцию из известных элементов. Значит, фантазия — это развитая способность к комбинаторике? Или? К фантастике отношусь хорошо, люблю с детства — это образ возможной реальности, а вот фэнтэзи, как и сказки в детстве, вообще не воспринимаю, мне совершенно неинтересен невозможный мир ))
08.01.2015
Я в архетипах не сильна, но мне кажется, что они немножко другое из себя представляют... Прообразы матери, сил зла, мудрого старца, героя... Как могут устареть эти образы? Устарел скорее социальный контекст, о котором вы говорите, человеческая жизнь еще 100-200 лет назад не имела такого значения, как сейчас , в этом все дело.Ну и в том, что вы были развитым не по годам ребенком, с очень конкретным, рациональным мироощущением)) Мне так кажется)
08.01.2015
Да могут... в том-то и дело. Старость не обязательно мудра, так же как есть очень мудрые и молодые люди. И если человек 70 лет просто амбициозный придурок, то для меня он и остается только амбициозным придурком и его старость для меня не аргумент в ситуации выбора. Тогда как в древности это было просто немыслимо. С определением зла тоже очень сложно. Если в православной традиции зло есть недостаток добра, то в исламе, например, зло уже  существует как категория, а сколько еще других религий, течений, взглядов, о которых я понятия имею... А уж с героями вообще полный швах. Я даже слов не найду, растекусь мыслию по древу )))  Но к героизму с некоторых пор я отношусь с большой опаской.
08.01.2015
А я не совсем так поняла смысл архетипов, когда читала...они прежде всего несут энергетический заряд, и если человек им открыт (т.е. читал и впитал в себя эти образы), то он открыт и к коллективному бессознательному, и может подпитываться этой энергией, в этом их смысл.А что касается значения символов, то никто и не призывал понимать их буквально и не распространяет абсолютно на всех представителей данных типажей... Мудрый старец — это собирательный образ, ибо мудрость ассоциируется (так как достигается ЧАЩЕ ВСЕГО, чаще, а не всегда) со старостью. И т.д.А про другие религии ой вообще промолчу, ибо не владею информацией совершенно.)))
08.01.2015
Про энергии я вообще разговаривать не могу, потому как это совершенно не моя тема, да и сами эти идеи Юнга мне не близки, потому и читать не стала. Просто все эти образы — пройденный этап, младенчество человечества. Мы же сейчас сразу вводим ребенка в современный мир — включаем электричество, не объясняя конструкцию керосиновой лампы. А сможем ли мы и дети увидеть и принять другое, новое, сможем ли хотя бы попытаться законтачить с этим другим, попытаться понять. Этому же мешают как раз сложившиеся стереотипы. ноги у которых растут из глубины веков.  Почему за столько тысячелетий люди не научились договариваться друг с другом, а норовят сразу дать в морду и начать войну? Не архетип ли героя им это диктует? Это длинный разговор, мне не хватит ни эрудиции, ни словарного запаса, чтоб об этом говорить... 
08.01.2015
Да, идеи Юнга совсем не научные, не доказуемые... Но про сказки можно и с другой стороны посмотреть, с точки зрения культурного достояния, исторического наследия. И так современным детям, не бывавшим в деревне, сложно понять образ жизни, быт наших бабушек, прабабушек... Вот, как один из способов...А про договариваться друг с другом... Оо, на этот счет теорий не один десяток существует) Оставим их))
08.01.2015
Вот именно с этой точки зрения я сказки и рассматриваю — с точки зрения культурного исторического наследия., тут мы абсолютно сходимся.  И читаю я детям только сказки с кумулятивным сюжетом )) Ну немного зверино-социальных . Хотя напокупааалааа ))
08.01.2015
По поводу других сказочных историй — мне нравились только сказки нового времени — времени, когда Декарт, Кант и Гегель уже понаписали кучу книг в попытках осознать и проговорить рождение субъекта, когда давным давно канули в лету языческие представления о жизни, которые воспроизводят народные сказки ))) Мои сказки — это Чиполлино, Самоделкин, Три толстяка, Мэри Поппинс, Гум-Гам, Толик Рыжков с волшебными спичками ))
08.01.2015
Спасибо. Вчера даже читать не стала, потому что времени не было, а просто пробежаться по такому глазами, не правильно. Теперь и я тоже Еруслана Лазаревича хочу, не густо пока с хорошими богатырскими книгами. И остальное все тоже прекрасное, к счастью, в достаточном количестве у нас имеющееся. Осталось дождаться заинтересованного чтения ) А сколько у вас Никите? 
07.01.2015
Спасибо! Никитке сейчас два и восемь, интерес к сказкам у него фантастический какой-то. Мне потому и пришлось этим вплотную заняться, что слушает он очень много — может два-три часа в день за чтением провести, вместо одной-двух сказок на ночь, бывает, читаем всю книгу целиком. Прочли уже все, что я тут насобирала, кроме богатырских. Только на авторские сказки теперь и надежда)
07.01.2015
Вы вернулись) И все по полочкам разложили). Спасибо большое,очень интересно. Что за индийская царевна-лягушка,подскажите,захотела прочитать
07.01.2015
Обманула я! Это оказалась сказка "Девочка-лягушка" из сборника "Сказки Бирмы с иллюстрациями Кочергина. Обожаю эту сказку!
07.01.2015
Так и знала,что без Кочергина тут не обошлось) Пойду в сети поищу
07.01.2015
Понравилась классификация сказок. Конкретные книги надо будет посмотреть внимательнее. У нас есть кое-что из вполне достойных экземпляров разных сказок, выпущенных ещё в советские времена (взяли у свекрови).
07.01.2015
Спасибо! Хорошо, когда есть такая библиотека! А нам ничего не осталось — утеряно в многочисленных переездах...
07.01.2015
ой, у меня как-то родители перебирали книжки, часть отдавали, так я больше всего тряслась за старую потрепанную книжку чеченских и ингушских сказок. ооо, сколько раз я ее читала!!!! 
08.01.2015
спасибо большущее!!!! про некоторые вещи я и раньше думала, и тут всё совпало с моими представлениями! отдельное спасибище за конкретные примеры) super_smilies082.gif
07.01.2015
Спасибо Вам!!!
07.01.2015
Вот здорово!!! Я с лета собиралась сделать пост о сказках, обобщить все, что  несколько раз довольно жарко обсуждали в комментариях ))) но все руки не доходили. Одно дело говорить, руками размахивая, другое — набирать текст, четко формулируя своя мысли. Это у меня туговато, все времени не хватает сосредоточиться. А тут — такая прекрасная разбивка по категориям!!! Респект!Много знакомого, читаемого, любимого!А Колдовские сказки я брала дублем ко всему имеющемуся только из-за иллюстраций — там такая очаровательная Баба-Яга! Если вдруг ребенок ее боится, то эта книга — самый лучший вариант для объяснения, что и с этой бабусей всегда можно договориться, если подход найти ))
07.01.2015
Спасибо!!! Не представляете даже, с каким трепетом я читала Ваш комментарий и как приятно мне его получить!
07.01.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
"Сивка-бурка", или Постижение прекрасного Братья Гримм "Сказки" (Эксмо, 2014), или Пожелай себе страшную сказку...