Юрий Коваль. "Воробьиное озеро" и не только...
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Как же сильно я люблю Коваля.
Его неспешную и лиричную прозу, описывающую жизнь в деревне.
Читаю, и вспоминаю свою деревню... Давно-давно, в детстве...

Открыла для себя прозу Юрия Коваля совсем недавно. В прошлом году. И влюбилась окончательно и бесповоротно. Как говорится - с первого предложения и на всю жизнь.
Давайте договоримся, я вам сейчас расскажу совсем чуть-чуть об этих книгах, а вы обязательно их прочтете сами! Но ещё лучше, если дадите их почитать своим детям. Я уверенна - они потом вам скажут спасибо!
В издательстве Мещерякова вышла серия "Правильная речь", а в ней - всего две книги. Обе принадлежат перу Юрия Коваля. Его книги - это самая удивительная кладезь богатств русского языка. Перетекание слова в образ и обратно происходит так естественно, что, читая книгу, не замечаешь, как гуляешь по лесу, слушаешь пение птиц, бежишь рано утром половить рыбешку, гладишь весеннего кота, а ещё встречаешь много интересных людей, живущих спокойной, размеренной, деревенской, но какой-то особенно глубокой, мудрой и естественной жизнью. И каждый образ - самобытен, многогранен и всегда автор подмечает в них какую-то особенную, свойственную только данному персонажу, черту.
Скоро лето и все разъедутся по дачам и деревням. Возможно, современные дети не стремятся в деревню, считая её отсталой и скучной. Там ведь нет интересных технологий, модных тусовок и технических новшеств (там даже наверное не везде еще ловит сеть 3G - какой кошмар!). Но если дать ребенку в дорогу книгу Коваля, или ещё лучше - почитать с ним его рассказы заранее, уверенна, он совсем другими глазами посмотрит на покосившейся забор, соседскую собаку, залитую солнцем лужайку, берег лесной речушки.
Очень мало стало романтики в нашей жизни. Но как же можно прожить без неё? Пусть даже короткий период в отрочестве и юношестве? Как же потом можно будет понять, что настоящее, а что фальшивое? Что естественное, а что мёртвое и искусственное?
Мы читаем детям сказки Андерсена, например, "Свинопас", чтобы они поняли - никакое изобретение человека не сравнится с живым соловьём и настоящей розой! Чтобы они могли ценить жизнь в её самом главном проявлении - в том, что природа создала удивительные живые творения. Нужно только уметь наблюдать их, чувствовать, сопереживать и благодарить за этот дар - быть живым.
Слишком много суеты в повседневной жизни. Слишком много техники нас окружает. Слишком много искусственного света, искусственной еды, искусственных запахов. Как же мы ещё не превратились в роботов? Наверное, потому, что среди нас есть талантливые люди, которые ещё умеют ценить природу и описать свои чувства к ней так, что мы и сами становимся чуть-чуть живее, чувствительнее...
Маленькие дети тоже умеют радоваться многому - солнышку, дождику, лужам, птичке, порхающим бабочкам, бездомной собаке. Но мы стараемся их слишком рано приучить к сумасшедшей и насыщенной городской жизни, жить в социуме по правилам, соревноваться и побеждать, быть лучше других и не отвлекаться по мелочам. А между тем теряется что-то очень важное, что существеннее любой учебы, карьеры, благ цивилизации. Всё это никто не отменяет, всё это необходимо, но так же, как воздух, необходимо, чтобы дети - будущие взрослые, умели и чувствовать, любить природу, слушать и наслаждаться трелями соловья, видеть и понимать естественную красоту, отделять настоящее от имитации...
(вспомните мультфильм "Паровозик из Ромашково").
А теперь я покажу вам книги:
"Воробьиное озеро" Юрий Коваль.
Худ. Галина Макавеева.
ИД Мещерякова, 2015 г.
80 с.
Отпечатано в г. Смоленске.

Твердая, матовая обложка. Прошитый блок. Плотный лощеный офсет.
Небольшие рассказы, я бы даже сказала - "зарисовки", проиллюстрированы на каждой странице.
Форзацы одинаковые.



Каждый отдельный рассказ словно часть большого повествования о жизни за городом. Но и этот небольшой кусочек уже целостное произведение - со своей смысловой нагрузкой, основными героями и концовкой.
Концовка всегда ожидаемая. Читаешь-читаешь и понимаешь, вот сейчас последнее предложение раскроет всё, что хочет сказать автор. Но останется послевкусие - и оно слаще любого мёда - что-то родное, уютное и близкое поселяется в душе и начинает там трепетать, как крылья бабочки...

А еще - книга очень познавательна в плане естественно-научных знаний, таких как зоология, ботаника, биология, география. Словно вышел в поход с умным и интересным учителем, на природу, за город, и много интересного узнал от него, пока шли от станции до места стоянки))))))))))
- - - - - - - - - - - - - - - - -
"Полынные сказки"
Юрий Коваль.
Худ. Н. Устинов.
ИД Мещерякова, 2014 г.
128 с.
Отпечатано в г. Кирове.

Твердая, матовая обложка. Прошитый блок. Плотный лощеный офсет.
Небольшие сказки из деревни Полыновка - небольшой такой деревни, где-то ниже Мордовии и выше степи. Вышли люди с севера, а южнее не спустились, так и остались жить посредине, посреди полынного поля! Поэтому читать об их жизни очень интересно. Всё равно, что сказки малых народов читаешь. Что-то переработанное из известных русских сказок, но в большей части - записанное автором устное творчество полыновцев (а по большому счету - авторское сочинение из когда-то рассказанных его мамой историй из её детства).
Все сказки объединены общим сюжетом, который начинается с рождением маленькой девочки - Оли, или Лёли (мамы Коваля). Мама Лёли - учительница в сельской школе. Там же они и жили. А отец - умер в самом начале, когда Оля только родилась. Но в этом нет ничего трагичного, по крайней мере, когда читаешь, потому что концовка этой сказки заключается в рождении нового человека. И все сказки - это словно мир глазами маленькой девочки. Очень интересно читать. Особенно, когда проецируешь это на своего ребенка - как она видит мир вокруг себя.
Например:
"Был жаркий июльский день.
На лугу стояла девочка. Она видела перед собой зелёную траву, по которой рассыпаны большие одуванчики.
- Беги, Лёля, беги! - услышала она. - Беги скорее.
- Боюсь, - хотела сказать Лёля, но сказать не смогла.
- Беги, беги. Ничего не бойся. Никогда ничего не бойся. Беги!
«Там одуванчики», - хотела сказать Лёля, но сказать не смогла.
- Беги прямо по одуванчикам.
«Так ведь они же звенят», - подумала Лёля, но быстро поняла, что сказать такую фразу ей никак не удастся, - и побежала прямо по одуванчикам. Она была уверена, что они зазвенят под ногами.
Но они оказались мягкие и не звенели под ногами. Зато звенела сама земля, звенели стрекозы, звенел серебряный жаворонок в небе.
Лёля бежала долго-долго и вдруг увидела, что перед нею стоит огромное белое существо.
Лёля хотела остановиться, но остановиться не могла.
А существо огромное манило незнакомым пальцем, притягивало нарочно к себе.
Лёля подбежала. И тут огромное существо схватило её и подбросило в воздух. Тихо замерло сердце.
- Не бойся, Лёля, не бойся, - послышался голос. - Не бойся, когда тебя подкидывают в воздух. Ты ведь умеешь летать.
И Лёля вправду попробовала летать, замахала крыльями, но далеко не улетела, снова опустилась на руки. Тут она увидела широкое лицо и маленькие-маленькие глазки. Чёрненькие.
- Это я, - сказало огромное существо - Марфуша. Не узнаёшь? Беги теперь назад.
И Лёля побежала назад. Она снова бежала по одуванчикам. Они были тёплые, щекотались.
Она бежала долго-долго и увидела новое огромное существо. Голубое.
- Мама! - крикнула Лёля, и мама подхватила её на руки и подбросила в небо:
- Не бойся. Ничего не бойся. Ты умеешь летать.
И Лёля полетала уже подольше и, наверное, могла бы летать хоть сколько угодно, но ей самой захотелось опуститься поскорей в мамины руки. И она опустилась с неба, и мама с Лёлей на руках пошла по одуванчикам к дому. "
Много сказок о жителях Полыновки, об учебе в сельской школе. Но больше всего мне понравились переработанные сказки в устах Марфуши. Например, сказка в три блина! Сидит Лёля, ест блины, а Марфуша ей сказку бает, вот и закончились блины... и сказочке конец подошел))))))))))))))))
Очень хорошо про книгу, про автора и про художника написано вот ТУТ

Или вот, сказка про окна: было в комнате, где жила Лёля, три окна. В этом - видно поле, в другом - лошадь. А в этом - сирень!
Хорошо, когда есть целое окно сирени!!!!!!!!!!!

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Но, пожалуй, самой моей любимой серией стали книги Юрия Коваля с рисунками Татьяны Мавриной.
Кому-то они не нравятся, кажутся не подходящими тексту.
Я же увидела в них не только зрелое и очень глубокое творчество художницы, но и настоящие, вкусно пахнущие, трепетно порхающие, хрустально звенящие образы писателя!
Забрала книги из пункта и, не удержавшись, пока ехала домой, читала их в общественном транспорте.
Был дождливый, пасмурный день. А я глупо улыбалась, дочитав до конца очередного мини-рассказика, и мне казалось, что светит яркое солнце, летают бабочки и все люди в маршрутке невероятно красивы...
Вот, что творит с людьми эта гениальная проза!
Жалею только, что поздно спохватилась и упустила еще одну книгу из серии - "Снег".





Приятного Вам чтения и хорошей погоды для загородных прогулок!!!!

