Дневник читателя 4г. 4 мес. Часть 3, сказочная + самостоятельное чтение
дневник читателяНоябрь уж прошел, а я все никак не допишу про чтение октября. Лучше бы я пост на части не разбивала ))
Начало: часть 1- познавательная, часть 2 - стихотворная.

С.Козлов, "Новогодняя сказка", рисунки Светланы Борисовой.

Книжку я выбирала в прошлом году для подарков детям в детском саду. Так что, Олеся ее помнит, как полученную от Деда Мороза на утреннике :) И она действительно новогодняя, праздничная.
Хорошая зимняя подборка сказок про Ежика и Медвежонка, уютные, теплые (несмотря на снег:)) по-настоящему сказочные иллюстрации Светланы Борисовой. Мне очень понравилась цветовая гамма рисунков, они получились такими атмосферными, одновременно таинственными и волшебными, передающими уют зимнего леса.

Так и хочется побывать в гостях у ежика, заглянуть в эту избушку, окошко которой светится приятным теплом.
Отведать чаю с медом и сушеными ягодами, хранящими аромат осеннего леса.
Посмотрите, какие они трогательные :)


Истории, казалось бы, не всегда понятные маленьким детям (а иногда и не всем взрослым), однако, часто они слушают их, как завороженные. Наполненные глубоким смыслом, вечными ценностями, пронизанные добротой, любовью, заботой о друзьях.
Мне самой у Козлова нравятся не все сказки, иногда остается недоумение, вроде "непонятно, что этим хотел сказать художник", но зато многие истории волнуют до глубины души и вызывают бурю чувств и мыслей. А некоторые истории написаны как будто и не для детей вовсе. Иначе, как объяснять ребенку сказку "Как Олсик шил шубу"?
Олеся говорит, что ей больше всего понравилась сказка про снежинку ("Поросенок в колючей шубке") и про то, как Ежик стал цветком для друзей ("Снежный цветок").
В Лабиринте (отсутствует, но вдруг появится?)
В My-shop - периодически появляется
Может, переиздадут?
Н.Носов, "Приключения Незнайки и его друзей", изд. Махаон

Я только еще собиралась поискать подходящее издание "Незнайки", держа в уме, что через годик надо бы про него почитать, как вдруг нам эту книгу подарили.
Поэтому, я не могу сказать, насколько это издание лучше или хуже остальных, представленных на книжном рынке. Серия "Библиотека детской классики" у "Махаона" вполне добротная, и эта книга тоже не выбивается из ряда.
Перед прочтением показала Олесе наш старый советский кукольный мультфильм.
Сама его не люблю, мрачный он какой-то. Но ничего более приличного не нашла, для получения общего представления пойдет.
Коротышки с их характерными особенностями - первое знакомство:

Шрифт не очень крупный, но для самостоятельного чтения в начальной школе, думаю, подойдет.
Иллюстрации почти на каждой странице.


Лица персонажей могли бы быть чуть более выразительными и индивидуальными.

Что характерно, Незнайка не стал Олесиным любимым героем ))
- Не нравится мне этот Незнайка! Мне больше Знайка нравится! Он про космос знает! А Незнайка только и говорит: "Не знаю, да не знаю"! И одевается неаккуратно!
Ох, кажется, Вселенная по-своему интерпретировала наши с мужем претензии к аккуратности старшего, и выдала нам другой крайний вариант )))
Но книга ей понравилась, едва закончили, попросила читать "Незнайку в Солнечном городе", но это уже было в ноябре.
"Приключения Незнайки и его друзей":
К.Чуковский (по Г.Лофтингу) "Доктор Айболит. Путешествие в страну обезьян"


Про обожаемую книжку я рассказывала тут.
С тех пор любовь к ней не прошла. Но Олеся все так же способна зарыдать в момент, когда доктора бросают в тюрьму, несмотря на то, что Бармалей у Чижикова просто милашка. Поэтому, она до сих пор не подозревает о наличии второй части - "Пента и морские пираты".
Вот завидую я детям, столько прекрасных книжных открытий у них впереди! Помню, с каким упоением я читала впервые взятого в библиотеке "Дядю Федора", и как было радостно узнать, что есть еще и продолжение. Собираюсь таки познакомить дочку в этом месяце со следующей книгой. То-то будет восторга, когда она ее увидит, представляю.
Именно этой книжки в продаже нет и не предвидится. Но есть другие не менее замечательные издания с такими же прекрасными рисунками Чижикова.



М.Пляцковский, "Разноцветные зверята".
Книжка лежит еще от Олесиного брата.
Честно говоря, так я и не прониклась ею, ни тогда, ни теперь. Нравится она мне только из-за рисунков Сутеева. А сами истории не читаются у меня гладко. Я как будто сама все время спотыкаюсь и теряю нить. Но дети мои ее слушают.




И еще одна книга "в возрасте" :) Издательство "Малыш", 1989г.
Вообще-то, ее покупали моей сестре, но как же я любила рассматривать наряды мачехи и сестер, собирающихся на бал, платье Золушки и ее карету...
С Олесей мы тоже в этом месяце читали "Золушку" и "Спящую красавицу".
В книге еще "Красная шапочка" и "Кот в сапогах". Первую Олеся не хочет, наслушалась, наверное, а вторую я до сих пор не решаюсь, - до того впечатлительный ребенок, боюсь ей читать про людоеда.






П.Бажов, "Серебряное копытце", илл. М.Бычков

Вот что я заметила в последнее время.
Иллюстрации, так тщательно отбираемые мной, похоже, мне важны гораздо больше, чем дочери.
Олеся может слушать с одинаковым вниманием как этот шедевр (не побоюсь этого слова), рожденный двумя мастерами, так и вот эту - вполне симпатичную - книжечку, без особенных претензий.
Сама история Олесе очень нравится, мы читаем ее не постоянно, но регулярно возвращаемся. И поскольку книга как текст оказалась у нас довольно долгоиграющей, я купила к той, тоненькой, еще эту.
Хотя, чего я оправдываюсь, я бы купила ее в любом случае. Эта книга как раз из тех, мимо которых невозможно пройти. Ну просто произведение искусства.
Перед читателем разворачиваются прямо эпические полотна, изображающие настоящую, снежную русскую зиму, многокрасочную бескрайнюю осень, сцены крестьянского быта.
Да, я знаю, здесь она есть почти у каждого, но не могу удержаться от фотографий.



Ведь прекрасны же, а? :)



П.Бажов, "Серебряное копытце"
Л.Гангнус "Азбука вежливости"

Первый раз мы ее читали в апреле, тогда Олесе было 3 и 10.
Причем, впервые и Олеся, и я. В детстве она прошла мимо меня, я даже не слышала о ней до ДК :)
Книга мне не понравилась еще тогда, но я решила, что перечитаем потом еще разок, присмотрюсь повнимательнее. Все-таки, столько хороших отзывов о ней, такой рейтинг...
И вот случай представился. Олеся попросила книгу, "в которой все рисовали мелками и рисунки ожили!" Пришлось напрячь мозг, общими усилиями выяснили, что речь идет об "Азбуке вежливости".
Ну что, перечитали, укрепилась в своем мнении.
Что хорошего: издано очень качественно, Нигма марку держит. Рисунки забавные, хотя у персонажей местами одинаковые выражения глаз-лиц.



Сама история про хулиганского мальчика Алешу, превратившегося в Дракона, а затем спасенного положительной со всех сторон девочкой Юлей вполне себе хороша, с некоторыми ремарками.
Но половину книги занимают нравоучительные вставки о правилах поведения и образцах для подражания. И что-то такую тошноту у меня вызвали эти главы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Этакое заседание школьного совета дружины и классный час на уроке истории (потому что наша классная была именно учителем истории) в одном флаконе.
И ладно бы еще, уставы благородных рыцарей и дам относились только к детям. Как говорится, хуже не будет (или будет?), хотя я предпочитаю более завуалированное преподнесение правил поведения в приличном обществе и моральных ценностей.
Но нет, изрядная часть книги пытается наставлять и поучать родителей, то есть нас с вами. А я что-то с возрастом совсем нетерпимо стала относиться к попыткам меня повоспитывать, особенно так прямо и неприкрыто.


Посмотрите на эту физиономию доброй феи в костюме монашки, которая явно лучше всех все знает(к художнику претензий нет, он изобразил именно то, что написано в книге). И чего она меня так раздражает? Может быть, местами она напоминает мне меня?


Да, кроме того, сама идея о том, что мальчика, пусть превращенного в Дракона, сажают на цепь, мне как-то не очень, а моей чувствительной дочке тем более. Пришлось как-то смягчать и опускать некоторые моменты.
Справедливости ради, книга, мне кажется, на возраст ближе к шести, рассчитана скорее на младших школьников, которых уже не испугаешь угрозой превращения в Дракона при неподобающем поведении.
Ну и немного о самостоятельном чтении.
Это, конечно, громко сказано :) Олеся в октябре читала совсем немного, но, как говорится, лиха беда начало :)
Читать-то она умеет, но не читает.
То есть, читает этикетки, названия продуктов или вывесок. Но не книги. У нас в доме и подходящих книг-то нет: маленьких, с крупным шрифтом, с малым количеством текста.
Предложила ей читать в день по рассказу из книги Л.Н.Толстого "Маленькие рассказы".





Читает, но без энтузиазма и интереса. Сама инициативы не проявляет, а я когда вспомню, когда забуду. Несколько рассказиков она прочла. Смысл понимает, хотя иногда приходится перечитывать предложение заново.
Сама книжка очень удачная, как мне кажется. Я ее купила давно, "на вырост", сейчас нет в продаже.
Здесь и рассказы из "Азбуки", которую Толстой писал специально для обучения детей чтению, и "Маленькие рассказы" вроде "Филипок", "Птичка", "Лев и собачка", и сказки, и басни.
Иллюстрации разных замечательных художников: Рачев, Устинов, Лосина, Свешникова, Епишина и других.


И еще я с лета все заглядывалась на книжки Татьяны Руситы "Чей бок?". С одной стороны, их Олеся читала бы с удовольствием, потому что это ведь отдельные книжки! которые она может прочесть самостоятельно целиком!
С другой стороны, цена немаленькая, а книги явно очень быстро станут невостребованными. Я уже собиралась что-то такое сама состряпать-напечатать.
И тут вдруг нам их дарят :)

В набор входят 8 книжек, которые рекомендуется читать в определенном порядке.
Первая книга "Ой, тут оса!"
н




И последняя - "Яма?"





И да, действительно, ожидаемый эффект есть: Олеся тут же за них схватилась, перечитала все восемь, не отходя "от кассы", наклеила поощрительные наклейки с надписью "прочитано" (тоже стимул), потом еще мучила по скайпу поочередно дедушку и бабушку, читая им все 8 штук. После хвасталась тем, до кого дотянулась, что прочитала "аж восемь книг, сама, с начала и до конца!"
Но зато текст она быстро выучила, и теперь уже не читает, а просто рассказывает по памяти.
Теперь мы закрепляем успех, упражняясь в чтении писем и заданий от Снеговика, которые Олеся ежедневно вытаскивает из адвент-календаря.

Я совсем не навязываю, ну совсем 