Давайте поговорим о функциональной неграмотности
обсуждение прочитанногоЭтот процесс волнует меня все больше и больше.Может,потому что старший сын пойдет в школу.Может, потому что я вижу-слышу-чувствую: слова становятся покороче,видеоряд длиннее, ярче,"мельтешнее",кредиты навязчивее..
и вот наткнулась я на такую статью,которая во многом отвечает моим раздумьям-сомненьям...И очень меня пугает..И очень бы хотелось узнать,что вы думаете по этому поводу.
Оригинал взят вот отсюда -Ольга.Через третьи руки.
«Давайте поговорим о функциональной неграмотности! Начнем, пожалуй, с выдержки из письма одного десятиклассника, подготовившего отзыв на премьеру фильма Л. Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии" (1972). Вот, как оно звучало:
«Режиссеру платят большие деньги как раз за то, чтобы он нам, зрителям, все объяснил. Чтобы нам все стало понятно, а не чтобы мы сами до всего догадывались… и как же нам понимать, что режиссер имел в виду? Может, он ничего в виду и не имел, а ты за него думай… Надоело. Заумничались очень»
О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что, хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.
Люди, страдающие функциональной неграмотностью, узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные - они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти. Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек. Потому что в его голове все познавательные и мыслительные процессы протекают адекватно.
Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Знания и талант быстро ориентироваться в незнакомой среде стали критериями социального роста индивида. В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен), был создан график рыночной стоимости сотрудника в зависимости от продвижения по двум шкалам. Первая - решение рутинных, повторяющихся действий, воспроизведение, простая усидчивость. А второе - умение выполнять сложные операции, не имеющие готового алгоритма. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.
В 1985 году в США подготовили аналитику, из которой выходило, что от 23 до 30 млн. американцев неграмотны полностью вообще, а от 35 до 54 млн. полуграмотны - их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни». В 2003 году, доля граждан США, чьи навыки письма и чтения были ниже минимума, составила 43%, то есть уже 121 млн.
В Германии, если верить сенатору по вопросам образования Сандре Шеерес, 7,5 миллионов человек (14% взрослого населения) можно назвать малограмотными. Только в Берлине таких людей живет 320.000.
В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускникоВ 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускников.
Посмеялись над проклятыми империалистами? Теперь посмеемся над собой. В 2003 году у нас по школам собирали похожую статистику (по-моему, среди 15-летних). Так вот, достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.
Функциональная неграмотность, разумеется, формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни. Мы ведь в школе и университете тоже проходим миллион всего. А скажем, химию я вообще не помню, математика - худо-бедно, про историю без википедии под рукой вообще стыдно говорить. К счастью, я пока еще не разучилась организовывать маленькие простые слова в гигантские околонаучные тексты.
Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них.
Впрочем, это все скучно. Давайте лучше займемся изучением функциональной неграмотности на практике, а именно, вычленим ее главные свойства и признаки.
1) Функционально неграмотные граждане избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.
2) Такие люди часто пытаются отмазаться от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.
3) Честно признаются, что не любят читать.
4) Просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.
5) Попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.
6) Наши функционально безграмотные при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.
7) Испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.
8) Неумение выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.
9) Очень заметная разница между понятым на слух и понятым от чтения.
10) На проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все-таки прав, а кто виноват.
Дополнительная сложность в том, что навык чтения и письма имеет прямую связь с умением производить какой-либо информационный контент. Фактически, отвечает за креативность в сетевом понимании термина.
Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них. Я вижу это буквально во всем, все стремится к первозданной, детской, простоте и навязчивости. Реклама, Twitter из 140 букв, уровень прессы, уровень литературы. Попробуйте кому-нибудь предложить отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна. Читать, а уж тем более писать большие, стройные аналитические статьи умеют единицы в процентном соотношении. Я была удивлена, что эта болезнь не обошла в том числе и медиасферу: нормально пишущие журналисты нынче на вес золота и быстро выбиваются в число редакторов. Просто потому, что у них почти нет конкурентов.
Деградация в первую очередь коснулась всех сфер деятельности, так или иначе связанных со словом. И если раньше массу отличал только дурной вкус, то теперь даже эту дрянь ей надо совать на ложечке в виде пережеванного желе без твердых комочков.
Кстати, в исследовании Literacy in the Adult Client Population - Jones & Bartlett Publishers приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей, то есть, практически, для всего B2C-сегмента. Прямо советы по копирайту, поскольку большинство рекламных месседжей оформляются по этим законам. Я с вами поделюсь:
1) Они гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения в духе «ТЫ записался добровольцем?». Надо составлять адресное сообщение, более императивное, более персонализированное. Считается, что это самое важное и эффективное правило работы с безграмотной аудиторией. Вы согласны, ведь так?
2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Не надо всех этих длинных сложносоставных слов на манер немецкого языка. Надо избегать наукообразных слов (все равно им не понять нашего дискурса), технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа «скоро», «редко», «часто» - поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.
3) Аббревиатуры давать полностью, «и т.д.» заменять на нормальное «и так далее», N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.
4) Разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Расшифровывать статистику и графы с цифрами такие люди, как правило, не планируют в принципе.
5) Предложения не должны превышать 20 слов. Заголовки тоже должны быть короткими и емкими.
6) Хотели разнообразить свой текст синонимами? Хрен. Таких читателей появление новых слов только запутывает. И то, что вы в начале текста назвали «машинами», не должно вдруг становиться «автомобилями».
7) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало, поскольку велик риск, что если даже читатель доберется до конца, то вот здоровье и восприятие у него будут уже не те.
8) Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками - все ради того, что читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.
9) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. Между прочим, в социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать, скажем, фотографии курящих беременных женщин или бухих синяков, лежащих под лавкой. Нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.
И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.
Каковы причины функциональной неграмотности? Тут ученые расходятся во мнениях, но лично я уверена, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Я пару лет назад читала какое-то хорошее исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.
Я спрашивала знакомых педагогов и педиатров, они в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает.
Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов - остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности. Не зря же новое поколение сразу прозвали «убивающим раком».
Всеобщая грамотность обнажила тот факт, что школьное обучение не всегда дает на выходе компетентных людей. Однако только с распространением новых каналов коммуникации проблему стало невозможно игнорировать. И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.
Я обвиняю именно телевидение, а потом и компьютеризацию, digital-media. Радио - тоже сложная штука. Чтобы воспринимать на слух новости или «Беседы у камина» Рузвельта надо напрягаться и концентрироваться. Телевидение стало первым источником информации, не требовавшим никаких усилий по восприятию и анализу. Картинка заменяет дикторский текст, экшн, частая смена кадров и декораций не дают оторваться, заскучать.
В те времена, когда сеть создавалась гиками, Интернет был завален умными текстами. По мере популяризации сети в нее приходили люди далекие от науки и квалифицированного труда. Сейчас большинству юзеров нужно знать насколько всего слов, вроде «porn» или «flashgames», чтобы получить желаемое. Можно мгновенно переключаться с гороскопов на новостную хронику, с хроники на анекдоты, а потом на youtube или «Веселую ферму». Почти как щелкать каналы на TV. Когда я росла, мне приходилось тратить какое-то время и силы на то, чтобы развлечь себя. Игра более-менее подстегивала познавательные импульсы.
Почему Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей? Крис Андерсон, запаролировавший домашние девайсы так, что на них нельзя было работать больше пары часов в день, рассказывал:
«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети»/
А ведь это люди, которые, по идее, должны боготворить новые технологии во всех проявлениях.
Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям.
Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное простр
Olena (работу не ищу)
Очень интересно. Я примерно думаю также и даже замечаю за собой неприятные изменения. Расседоточенность при чтении сложного текста, иногда перечитываю предложения, чтобы вникнуть и понять или читаю, но не вникаю в прочитанное, не могу точно пересказать о чем был текст. Это очень меня беспокоит конечно. В детстве, я очень любила читать, одна из многих детей в классе тянулась к книге, ходила в библиотеку. А сейчас интернет заменил все и живое общение в том числе. А детям вдвойне сложнее. Я не даю старшей гаджеты, планшеты и мультики смотрит дозированно, но все равно например, на включенный телевизор залипает и надолго... Если не останавливаять, может долго просидеть наверное. Хотя читать любит в отличие от младшей
05.05.2016
Ответить
Любовь
и мне интересно..и тревожно.много в этой статье неприятных звоночков,которые заставляют обратить внимание и совпадают с моими наблюдениями.Согласна,что интернет многое заменил....не только детям,мне в том числе.Есть,конечно ,в этом и плюсы,но минусов больше.У меня старшие детки предпочтут телевизор и мультики, к сожалению(((а младшая-пока делает выбор в пользу книг!
09.05.2016
Ответить
Любовь
Мне нравится ваш оптимистичный настрой))))мне пока жутковато,даже если только картина с образованием обстоит так только на треть.Но то что я знаю про российское,в частности про нижегородское образование,,пока большую часть статьи подтверждает.Имею ввиду общую тенденцию.Ведь о нижегородском образовании в ней ни слова.
03.04.2016
Ответить
Nataly Ly
Ну оптимистом я никогда не являлась :) В этой статье есть рациональное зерно, но там все настолько гиперболизированно, да еще и перемешано.... Я могла бы по пунктам некоторые вещи разложить и написать , что там вообще неправильно, но в общих чертах я согласна с девушкой, оставившей комментарий передо мной (Румяные кошки ). Образование и в школах и в высших учебных заведениях никогда не было идеальным и частично зависело от везения - преподавателей по призванию всегда было не много... Так что, если не повезло с учителями - только родители могут попробовать и заинтересовать ребенка, а когда подрастет - то самостоятельного, под руководством родителя или преподавателя, изучения понравившегося направления. И интернет при этом может стать отнюдь не помехой, а подспорьем - просто им, как и любым инструментом надо уметь осознанно и правильно пользоваться...
03.04.2016
Ответить
Любовь
Вы все правильно говорите!Если инетернетом умело и осознано пользоваться,но этому тоже надо научить.А я тревожусь за способы научения чтению и письму,которые сейчас проктикует дошкольное образование и школа.На мой взгляд это очень подпитывает функциональную неграмотность,так же как массированный прессинг всего остального информационного потока..Буду только рада,если это сильно преувеличено.И здесь велика роль родительского воспитания,примера,контроля..как хотите назовите..Но если школы не избежать ..и это будет неудачно,то она внесет свои коррективы,потому что дома одно,а так -другое..
03.04.2016
Ответить
Nataly Ly
К сожалением, с этим ничего поделать нельзя, только стараться побольше уделять внимания и заниматься самим с детьми или же находить дополнительные хорошие кружки с хорошими преподавателями...
03.04.2016
Ответить
Любовь
да,это так..Ну можно еще как-то пытаться привлечь внимание к проблеме и пытаться изменить систему.Может,это донкихотство..но что-то же надо делать
03.04.2016
Ответить
Nataly Ly
У нас, насколько я знаю уже ввели предмет "понимание текста" и пытаются привлечь на гос. уровне в преподавание людей-энтузиастов с высшим образованием... Но это, конечно капля в море..
03.04.2016
Ответить
Наталия
А в это время в Америке...
https://deti.mail.ru/news/professor-predlozhil-ubrat-algebru-iz-srednej-shko/
Надеюсь, это шутка. Хотя похоже на горькую правду.
05.04.2016
Ответить
Nataly Ly
Ой, это обычная практика любых газет - взять исследования какого-то преподавателя в небольшом университете, которое он написал, потому что есть необходимый минимум выпускания статей в год для того, чтобы остаться в штате уч. заведения, и раздули - надо же 24 часа в сутки выпускать новости, а если нет серьезных, то....
Хотя, например, у нас в стране существует система преподавания предмета по уровням углубленности: например ребенок-гуманитарий может изучать математику на более простом уровне, а историю изучать более углубленно и так с многими предметами... И я считаю, что это правильный подход..
05.04.2016
Ответить
Любовь
и я считаю,что это првильный подход:углубленное и базовое..Но в статье-то идет речь о снижении, а я бы сказала о разрушении базвого уровня..вот так по кирпичику-литература,алгебра и -фундамента нет..
05.04.2016
Ответить
Любовь
в каждой шутке только доля шутки.Если задаться целью,то можно такого натворить..
05.04.2016
Ответить
Любовь
и еще посмотрите видео писихолог расссказывает как обстоят сейчас дела в наших школах,очень интересное,остальное тоже,но можно пропустить
https://www.babyblog.ru/user/medvejinka/1190103
05.04.2016
Ответить
Румяные кошки
Вот знаете, еле дочитала до конца, сделав над собой усилие. Все так, но хочется спросить: "И что дальше?" Никогда не были 100% населения креативными и грамотными, ни в царской России, ни в СССР, ни сейчас. Да, в наше время приходится решать ряд задач, обусловленных влиянием новых технологий. У каждого поколения свои трудности. На пример, когда-то приходилось печку дровами топить, за водой на речку ходить, в соседнее село добираться два дня на лошади. Сейчас у нас налажен быт, но обратной стороной стало отрицательное влияние всяких гаджетов, и не только на детей. Принципиально ничего не изменилось, и ничего не снимает ответственности с нас как с родителей. А дальше, каждому - свое. Дело находится для человека любой грамотности. Лень гораздо опаснее.
02.04.2016
Ответить
Любовь
Мне разница видна в том,что вроде как арньше пытались поднять человека над собой.подтянуть,дать толчок или пинок..а сейчас "И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней"Возможно я идеализирую то,что было и сгущаю краски над тем, что есть..Но все это я к чему..старший сын пойдет в школу..школа зарекомендовавшая себя,выбрана по советам самих учителей,которые знают изнанку.. и нас уже предупредили,что процесс будет тяжелым..А у меня вопрос:если дети сами не справляются,помощь родителей обязательна,да и они еще без разъяснений не понимают,там может это не дети глупые,а программы дурацкие?
А лень опасна для любого процесса..сначала здесь сделал кое-как,потом там спустя рукава,а потом совсем не сделал,ну и ладно..
02.04.2016
Ответить
Румяные кошки
Можно сколько угодно ругать наше образование, но оно такое, какое есть. :-)
02.04.2016
Ответить
Любовь
наверное,именно из-за такого отношения оно такое и есть..Мы и может только искать недостатки или принимать, что есть.Или перейти на Домашнее обучение.Или попытаться быть услышанными...
03.04.2016
Ответить
Румяные кошки
Может так, а может быть и нет.
Скажите, пожалуйста, что конкретно Вас не устраивает и Вы бы хотели исправить (дополнить, заменить, отменить) в нашей сиситеме образования? Что именно Вам не нравится в программах обучения начальных классов, какая из них Вам ближе (сосем не подходит) и почему?
03.04.2016
Ответить
Маруся
Ой, как я с вами согласна. Честно говоря - я дитя перестройки и если младшую школу я заканчивала в советском мире(ссср уже не было, а школа еще была), то старшие классы я проучилась в эпоху развивающейся рыночной экономики. И точно помню, что в начальной нас старались тянуть всех, с нам занимались, то в старшей, тех, кто платит, или тех, кто старается. Хорошо назвали нашу молодежь - общество потребителей. И сейчас, к сожалению, абсолютно согласна с Луначарским. Высшее образование ценится мало, но человек с высшим образованием (и не в первом поколении) отличается от человека без оного (я не говорю о купленном образовании). К сожалению, их все меньше и меньше. Сейчас образование доступно не каждому.
02.04.2016
Ответить
Любовь
мне есть с чем сравнить тоже.В силу профессии и просто общалась и общаюсь с льдьми разных возростов.Молодое поколение другое.Я даже не буду говорить лучше или хуже-разные.Но если говорить о неграмотности,то это есть: пишут,как слышат,читать не любят и не очень понимают смысл прочитанного,на работе без инструкции подробной обходиться не могут,проявить инициативу тем более.Возможно, это просто говорит о равнодушии.Бывают исключения,но редко.И чем моложе,тем это усугубляются.это я про теперешних десятилетних и восьмилетних.Только здесь я вижу читающих детей,читающих с удовольствием!Чтение это не главное.Можно прекрасно обойтись без него,а читать только крайне необходимое,ну или слушать.Но писать -то все равно надо.У них есть свои плюсы:хорошо знают компьтер,английский ..и все-такикниге предпочтут мульты или кино,и чтоб попроще и поярче.И думать не надо,все разъяснили.
А хорошее образование.Есть доступное и есть хорошее.Все еще надеюсь на это.
03.04.2016
Ответить
Маруся
Опять же абсолютно с вами согласна. К сожалению, хорошее образование сейчас чаще самостоятельное или с помощью родителей.
03.04.2016
Ответить
Светлана
Это, конечно, все хорошо и правильно, согласна. Но у меня всегда один вопрос по итогу: что же делать? Обычно, люди, прочитав подобное, согласятся, но ничего не будут делать, потому что быть "функционально неграмотным" - ужасно удобно, и они это будут отстаивать с пеной у рта. Я давно думаю над этой проблемой, со мной то все в порядке, я человек сформировавшийся и отупение мне не грозит, т.к. очень увлекающаяся словами и смыслами у меня натура. И телевизор я не смотрю, и соц.сети меня не волнуют. Но вот сын.. Дети.. Просто выключить телевизор и отобрать планшет явно недостаточно. Это вопрос сложный и требующий изучения с самых разных сторон.
Спасибо за статью, подтверждаю свои мысли в который раз.
02.04.2016
Ответить
Любовь
Светлана,и меня мучает тот же вопрос.Как уберечь детей от????Конечно,выключить телевизор и отобрать планшет недостаточно..Готовых ответов и лекал я не нашла..сама я склоняюсь уже к домашнему обучению
02.04.2016
Ответить
Наталия
Отсутствие доступа к телефонам-планшетам-компьютерам и телевизору это уже большой шаг. Второй шаг - воспитание ребенка в семье. Не то воспитание, которое покормить-обстирать, а которое общение, передача опыта и взрослой мудрости, объяснения, советы. Раньше при отталкивании родителями ребенок шел искать занятия сас, и находил в доме книги, карандаши и бумагу. А сейчас находит соц сеть. Нельзя сейчас отталкивать детей....
02.04.2016
Ответить
Любовь
Очень верно!!!отталкивать детей вообще нельзя,хоть и трудно,а сейчас это особенно важно!
02.04.2016
Ответить
Катерина
Очень интересный пост, спасибо Любаша! Постою, послушаю, что люди скажут.
02.04.2016
Ответить
Таня
оригинал здесь был http://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost
02.04.2016
Ответить
Любовь
Спасибо,за уточнение.Если пройти по ссылке,то там и это имя упоминается.Но я читала именно в этом ЖЖ,который указала.А там в оригинале слишком много комментариев,просто оскорбляющих автора..Кому будет интересно самостоятельно найдут и прочитают)
02.04.2016
Ответить
Любовь
Полезная статья, об этом всегда надо помнить. Луначарский очень в точку. Пример со спектаклем изумительный!!!
02.04.2016
Ответить
Любовь
Статья заставляет о многом задуматься.Поднимает столько вопросов.Есть у меня сомнения о качестве образования в университетах нынешних,боюсь теперь бы Луначарский сказал это с оговоркой,(
а пример да,великолепный,очень показательный..к урокам литературы и вообще!!!
02.04.2016
Ответить
ANI
К сожалению это наша жизнь. И только родители могут что-то изменить. В последние несколько лет стала замечать за собой, что тяжело сформулировать мысли, читать не охота. Да и если читаю, то поверхностно, через некоторое время не могу пересказать прочитанное. Если не положила закладку в книгу, долго ищу, где читала. Пришла к выводу, что это от однообразной жизни, просто болото затянуло и, конечно, слишком много интернета.
Недавно наткнулась на эссе Курдюмова. Да, это тот Курдюмов, который учит помидоры сажать) Оказывается, раньше он был преподавателем в школе. Так вот, он очень доступно пишет о том, что мы не научены обучаться. И детей наших не учат как правильно обучаться. Я поняла, что моя проблема именно в этом, а не болото затянуло. И проблема многих.
Решение одно, надо учиться учиться)
Мне кажется это пересекающиеся проблемы. Почитайте http://kurdyumov.ru/esse/esse06/6esse01.php
02.04.2016
Ответить
Любовь
Спасибо за мнение!Родители могут изменить,если они осознают эти процессы,но как много их,которые даже не задумываюся ,а считают.что все хорошо.Мне пока не сложно найти,где остановилась.Пока.))Но я не смогу рассказать в подробностях.А муж у меня,читающий в разы меньше,помнит каждую прочитанную книгу почти дословно.И так во всем. Так что зерно в этом есть-в слишком большом и часто пустом объеме информации.
Решение такое поддерживаю:учиться учиться!))и спасибо за ссылку,прочту
02.04.2016
Ответить