Весна и июнь. Новое. Ч.2. 2г.-2г.3м.
дневник читателяВот такую горку новеньких книг на скрепке мы начитали.
Теперь чуть подробнее. Буду делить на порции. Итак:

«Айболит» - в преддверии похода к врачам, которых Саня мягко говоря не жаловал, достали наши «лекарские» книги. Эта пошла хорошо. С тех пор стал интересоваться крестами, не пропуская ни одну аптеку на улице. Ещё повторял «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо». Затмила даже «Мойдодыра» и «Телефон». Популярна уже почти 3 месяца. Пару недель назад слышала, как Саня ходит и приговаривает: «Да-да-да, у них татина» (я уж было думала, что за «скотина» такая, пока не поняла, что это «скарлатина»).
«Про бегемота, который боялся прививок» - тоже про врачей. Тоже много перечитываем. У меня лично небольшое недовольство изданием - сама история короткая, листы тонкие, а формат большой. Почему-то не думала, что книга будет такая большая. Из-за тонкости легко гнётся и мнётся.
«Зайкина избушка» и «Лиса и заяц». Две версии известной сказки, обе в иллюстрациях Васнецова. Что я могу сказать? Сказки - это пока не наше всё. Слог в "Лисе и зайце", конечно, своеобразный. "Один "волчичек" чего стоит. Вроде бы слушает, приносил читать сам, но явно не так, как, скажем, стихи, до одури. Раз 5-7 за три месяца - это очень скромно.В итоге в нашем арсенале «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Петушок и бобовое зёрнышко», а теперь ещё и «Зайкина избушка». Может, Саня уже подозревает, что сказки ему придётся слушать ещё много-много раз? Оказывается, помнит он их хорошо и способен, скажем, воспроизвести, что колобок покатился "с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку..."
Ещё порция:

Рассказы из «Азбуки». Относилась скептически к такому чтению. Всё-таки истории бессюжетные, скорее, просто зарисовки. Я почему-то была уверена, что они как раз для самостоятельного чтения. Прочитал - и можешь гордиться собой, целый рассказ осилил. Достала из-за чудесных рисунков Пахомова. Ну, почитали...Как-то вручила Сане магнитный конструктор, приладила доску, думаю, пусть поиграется. Прохожу мимо и слышу страшно довольное: «Это аааа, это бээээ». Немного подумав: «Это зэээ, это вэээ». Ну, ладно, про «з» и «в» - это воспоминания о зачитанном до дыр «Букваринске». Но первая фраза откуда такая «учебная»? Буквам я Саню не учу. Потом стали читать Толстого и меня осенило. Это же из рассказа про то, как девочка свою куклу учила! «Это а, это бэ. Смотри, помни». Хороший знак. Значит, книга запомнилась. Но могу констатировать, что взахлёб мы её никогда не читали, достаём редко. Сане нужен не столько сюжет, сколько фразы, с которыми он будет потом играть, "вворачивая" в свою речь.
Книжки-мальчишки. Купила эту серию, едва узнав, что у меня будет мальчик. «Ну надо же что-то мальчишечье!» Тогда я и не подозревала, что эти книги потом будет не достать. У меня 9 из 12 представленных в «Лабиринте». Есть ещё про Катерок и Паровозик. Про Тракторок и Самолётик достала как самые понятные. С рекомендованным возрастом какая-то путаница. На одной книге «для чтения взрослыми детям», на другой «для старшего дошкольного и школьного возраста» (ну, тут они хватили лишку. Истории очень простые). Тракторок любим больше. Про стройку читаем очень часто, хотя вся техника Сане и так знакома.. Теперь всегда, когда видит каток, комментирует, что у него бочка вместо колёс. Чтение про урожай чуть не сорвал после слова «жижа». Угораздило же Тракторку провалиться в болото. Теперь любая жидкость, начиная с супа, у нас - жижа. Отсюда же в словарь забралось полезное слово «цистерна», и лишний раз закрепилось понимание, что машинам нужно топливо, бензин. Из книги про Самолётик узнали про парашюты и парашютистов. Но Самолётик явно проигрывает Тракторку. Вообще, я ждала большего интереса. Но жизнь показывает, что Санину страсть к легковым и машинам не вытеснить ничем. Саня покажет брызговики и подфарники, он различает марки вплоть до каких-нибудь "ссанг йонгов" и "датсунов", узнает "дэу" по фарам, а "бмв" по решётке. А трактор - ну, трактор.
«Маша-растеряша». Моя старенькая Маша. Очень мне нравились картинки. Сане Вальк нравится явно. Но «Машу-растеряшу» Саня соглашается слушать даже в хрестоматии, где не очень много картинок. Периодически играется в «и на стуле нет, и под стулом нет».
"Кузнец-удалец" - необычные иллюстрации и необычные стихи - вольный перевод с марийского. Думала, Сане больше понравится стих про кузнеца или одна из песен, но неожиданно самым любимым стихом (который мы, бывает, читаем по 5 раз подряд) оказался стих про то, как дети пошли собирать цветы на вешний луг. Я могу только предполагать, что Тарла и Майра - девочки, а Олюк - мальчик.

Ещё книги:

«Кубик на кубик». Схватила не глядя, несмотря на то, что у меня в детстве была не такая. Уж очень мне хотелось иметь эти рассказы. Помню, когда я училась читать, мне самой нравилось читать связный текст, а не всякое: «Петя сеет лук. Лук мал». А здесь сюжет, каждый рассказ - законченное произведение. Именная эта книга, с иллюстрациями Рыбченковой стала Сане роднее, чем более яркий и детский Вальк. Истории понятные и близкие. На детей Саня поглядывает с любопытством. Очень уж они отличаются от современных. Подражает тексту и рассказывает, как у него что-нибудь «за-ва-ли-лось».
Другой «Кубик на кубик» приехал позднее. И этот взяла не задумываясь. Вот этот как раз мой, тот самый, из детства. Кстати, в этой книге нет рассказа про прогулку с мишкой, который есть в книге в илл. Рыбченковой.
Как память детства у нас появился и обновлённая «Мой мишка» З.Александровой. По идее, Саня уже её перерос, зачитал. Я обновила свою старенькую, а стишок обрёл второе дыхание, снова периодически читаем. Всё-таки я стараюсь не брать совсем простые истории и стихи. Например, чувствую, что «Земляничку» или «Цыплёнка» Саня уже перерос, но вообще с удовольствием пополняю коллекцию «Страничек-невеличек». За май, кроме «Мишки» и «Кубика» у нас появились ещё «Курочка-хлопотунья» и «Загадки».
«Курочка-хлопотунья» очень напоминает нам понравившуюся сказку «Колосок» про мышей Крутя и Вертя. Здесь свои герои - Гусь-гоготун и Утка-крякуша. История хорошая и иллюстрации глаз радуют.
«Загадки» Н.Артюховой - ещё одна книга с илл. Рыбченковой. Очень мне нравится. Иллюстрации, несмотря на то, что видно, что рисовались давно, не кажутся устаревшими. Много деталей, есть что порассматривать. И текст, конечно, очень хороший. Приятные стихи, гладкие строчки, ничего вымученного. Настоящая детская книга.
П.Синявский «Хрюняшин праздник». Обещала показывать всё, что новое. Эту картонку нам принесли гости. Хрюняша эта - не шедевр ни в плане текста (да уж простит меня поэт Синявский, чьи "жужжащие стихи" я просто обожаю и чьи "стишата-коротышата" мы с Саней зачитали), ни в плане иллюстраций. Прочитали запоем несколько раз, Саню повеселили все эти Хрюнтии, Хрюли, Кабаши, и почти забыли. Вообще, чем больше книг, тем быстрее наступает пресыщение. Ну, и картонки у нас какие-то чужеродные. У нас их штук 5 от силы, никогда не было нужды покупать "антивандальные" книги.
«Почему Тюпа не ловит птиц». Сане нравится Чарушин. И пусть рассказы о животных - не самые любимые, но Тюпа - это же Тюпа! Про Тюпу пытался рассказывать истории: «Жия-бия тиса...вот...». Тюпали, доставали карточки и вспоминали, как выглядят пеночки. Читаем все рассказы, даже там, где Тюпу побили. В таком возрасте Саню ничего не удивляет. А ведь так на самом деле бывает, когда у кошки забирают котят. Рассказ про Гаярку вызывает меньше всего интереса. Ну, Гаярка - собака. И диафильм смотрели у бабушки, достав старый проектор и плёнку. Правда, в проекторе надо лампочку поменять, попробовать найти более мощную (если их ещё выпускают вообще), а то бледноватая картинка получалась. Саня даже эту бледную картинку смотрел с интересом.
«Упрямый котёнок». Добавилась к зайчонку с чёрными глазками. Картинки хорошие. Уж не знаю, всё ли Саня понимает в этой путанице видов, но приносит часто, слушает с удовольствием. Очень часто приносит. В первую очередь для него важно, что там есть филин и ворона.
«Песенка мышонка». Хорошая серия, эта мультсказка. Есть у меня ещё «Мама для мамонтёнка» (читаем), «Ох и ах» и «Жёлтик» (ещё не начинали) той же Каргановой. И сборник Каргановой у меня есть. Нравятся мне её звери. Наверное, больше зверей Пляцковского. Хотя более разрекламированные «Ромашки в январе» у меня тоже есть. Пока что оба сборника не вынесены на суд Сани. Рано нам над моралью задумываться. Вот и «Песенку мышонка» читаем, глубоко не копаясь. Сане в принципе нравится эта лесная стройка. Всегда показывает, какой палец прищемил себе Мышонок кирпичом.
Книги последних дней, не влезшие на главное фото:

"Петушок-золотой гребешок", судя по виду, когда-то была, наверное, какой-нибудь вставкой в журнале. Никаких выходных данных о тираже и прочем. Сшита нитками. Рачёв угадывается. Почитали, как и все сказки, в меру. Не помогла даже весёлая песенка петуха. В моём варианте всё заканчивается хорошо, все живы.
"Усатый-полосатый", тоже какая-то "недокнижка", без скрепок. Грозит стать хитом из хитов, несмотря на то, что после того, как девочка собирается купать котёнка, все иллюстрации, до этого подробные, исчезают. То есть неравномерно они в этой книге распределены. Иллюстрации, кстати, Лебедева, достаточно бледные. В прошлую среду в обед Саня первый раз в жизни не заснул. То ли сделанная прививка взбудоражила, то ли ещё что, только я лежала рядом и слушала сильно адаптированный диалог белки и котёнка из "Упрямого котёнка" в вольном переводе на саньскрит: "Сама, довоит, на, сама, довоит, ешь. Тат ты смеешь, шиши бьясать! Я тибя атшёпаю!", а потом пошли куски из "Усатого-полосатаго": "Ана даваит: тажи....ээээ...шьтаны, а он всё "мяу, мяу". Она даваит: тажи...". И так с ещё пятёркой предметов, которые попались Сане на глаза. Видите ли девочка учит котёнка разговаривать. Потом ещё было неразборчивое бормотание про перинку и платочек. Лежал он тоже как котёнок, ногами на подушке.
Таким получилась весна и первый день лета. Спасибо дочитавшим.