Катти Сарк
ПРИСМОТРИТЕСЬ! (модераторская)Если вы интересуетесь парусниками, то не слышать это имя вы не могли. Один из самых красивых и знаменитых парусников мира, его фотографии непременно украшают каждое издание, посвященное парусным кораблям, в которых обязательно есть глава о чайных клиперах.
Чайные клипера - лебединая песня парусного флота, воплотившие в себе весь многовековой опыт судостроительства и судовождения. Самые красивые и быстрые корабли, как только их не называли - стригущие волны, невесты ветра, гончие псы океана... Самые последние назывались винджаммерами - выжимателями ветра
Стремительные узкие обводы корпуса, громадная площадь парусов, увеличенная лиселями - дополнительными парусами на выстрелах рей - летящая сказка, "рассекающая пенные гребни" (последнее выражение стырено у Крапивина, у него так называется одна из книг)
О клиперах я впервые прочитала не у Крапивина, нет. Это была совсем другая книга, вовсе не о парусниках, а о подводных лодках и торпедных катерах, интереснейшая книга о второй мировой войне.
Но легенду о Летучем голландце я переписала в серую тетрадь, выполняющую роль мифологического словаря, именно из нее. И странички о гонках чайных клиперов тоже. Там я впервые прочла имена легендарных кораблей "Фермопилы" и "Ариэль", и только узнав о "Фермопилах", тут же наткнулась на строки о том, как был захоронен знаменитый корабль - под звуки траурного марша Шопена в присутствии королевы и ветеранов флота он был затоплен на внешнем рейде Лиссабона...
Где-то в районе мыса Доброй Надежды пропал без вести "Ариэль", уже уступив дорогу из Шанхая более выгодным пароходам, но еще оправдывая себя на австралийских линиях, на перевозках шерсти в Англию. Остальные бороздили океаны под обложками, как прочитанных, так и еще не встреченных книг.
Постепенно красавцы клипера (вместе с остальными кораблями) селились в нашем доме - изображениями на марках, открытках, книжных иллюстрациях. История каждого обрастала подробностями из разных книг, это сейчас так просто набрать запрос в строчке поисковика - и читай все, что хочешь, а тогда все собиралось именно по строчке, по абзацу, по главе.
А вы помните как собирали марки с изображениями кораблей братья Медведевы Генка и Саша в крапивинском "Мальчике со шпагой"? Они наклеивали их на географические карты, висевшие на стенах.
Мы тоже пробовали так делать, но марки на нашей ламинированной карте не держались, с легким треском отклеивались и разноцветными бабочками упархивали под кровать или стол
А приклеить чем-нибудь насмерть было жалко, поэтому марки отправились обратно в альбом.
И вместе со своими собратьями красавица "Катти Сарк" - ведьма морей Короткая Рубашка летела по страницам книг, сопровождаемая их бумажным шелестом.
Конечно, корабль одним из первых был внесен в самодельную картотеку (вдохновляющим примером оказалась историческая картотека В.Пикуля), в которой вскоре надобность отпала - купили пару справочников-энциклопедий, а затем начали осваивать интернет.
Модель, увы, пока так и не собрана. У кораблестроителя в выпускных классах совершенно не было свободного времени. Первенцу - "Eagle" повезло больше, и он стоит теперь за стеклом среди хрустальных рюмок, иногда выплывая для фотосессий к так и ненаписанным постам ((
Больше всех рассказов о клипере мне нравилась глава в книге Николая Внукова "Паруса над волнами" Я читала когда-то библиотечную книгу и долго пыталась ее найти. Лет 5 назад купила на Алибе в идеальном состоянии - абсолютно новая книга издания 1979 года с белоснежным!!! матерчатым корешком.
Книга интересна вся, в ней потрясающие рисунки Р.Яхнина, но сегодня речь идет только о "Катти Сарк"
Здесь можно прочесть историю постройки и плаваний клипера, о его создателях, владельцах, капитанах и команде, о его судьбе после того, как вышли все сроки службы.
Книгу Внукова сейчас можно найти только у букинистов... Но если встретите в библиотеке или еще где-нибудь, возьмите почитать вашим сыновьям. В ней много других историй о других кораблях и капитанах, о сражениях и открытиях.
А о "Катти Сарк" можно прочесть новенькую только что изданную книгу Ефремова
Я не рассказываю вам историю постройки, откуда взялось у корабля такое странное имя, какими трудностями сопровождались чайные гонки, как самоотверженно команда сражалась за победу, какие капитаны стояли на мостике и сколько людей ступало на палубный настил. Обо всем этом можно прочесть в новой книге, открыв голубую крышку переплета.
Подарите ее мальчишкам-школьникам. Пусть читают о суровой морской романтике, мальчики должны это знать. Пусть представят себе валы океанских волн, скрип рангоута, и пенье ветра в тросах такелажа, шелест и гудение парусов, резкие выкрики команд и слаженный труд работяг-моряков.
Цитата из книги:
"Незабываемая встреча произошла в светлую июньскую ночь. Джон Виллис задержался на палубе, пытаясь рассеять головную боль от тяжелой многодневной качки. Ветер крепчал с каждым часом. Грустное пение такелажа, которому вторил низкий гул парусов, становилось резче и как-то наглее, пока не перешло в победный вой. Вахтенный помощник вызвал людей наверх - уменьшить парусность. Лаг исправно отсчитывал мили, и заслуженный корабль шел со скоростью в тринадцать узлов.
Внезапный крик вахтенного перекрыл свист ветра и всплески волн:
- Корабль справа, с кормы, идет тем же галсом!
В свете луны показалось сначала расплывчатое белое пятно, потом черная точка корпуса. С невероятной быстротой догонявшее судно росло, становилось отчетливее. Джон Виллис бросился на мостик. Корабль шел в бакштаг правого галса с креном на левый борт. Корпус казался странно узким под огромной массой парусов и почти исчезал в облаке пены. Исполинские нижние реи разносили белые полотнища далеко в стороны от бортов. Нижние паруса будто касались гребней пенящихся волн в двадцати пяти футах от бортов. С правой стороны все лисели были выдвинуты на лисель-спиртах. Корабль загребал начинающуюся бурю простертым направо крылом и рвался вперед, отталкиваясь от ураганного ветра. Обращенный к Виллису борт корабля едва различался в хаосе волн и всплесков, по палубе извивались водяные потоки, пологий бушприт протыкал верхушки встречных валов. Судно словно могучим плугом вспарывало океан, тяжко трудясь в борьбе с надменной стихией.
Корабли сблизились. Несколько сорванных ветром выкриков в рупор, приветственные взмахи - и изумительный корабль, точно Летучий Голландец, исчез впереди в волнах и несомом бурей водяном тумане.
- «Джемс Бэйнс», Бостон! - наконец раскрыл рот вахтенный помощник. - Клянусь Юпитером, это моряки!..
*********************************************************************************************Джон Виллис и стал заказчиком Катти - корабля, который должен был не пахать океан, как встреченный им американский клипер, а нестись по верхушкам волн. Его тугой кошелек обеспечил качество и прочность конструкции, благодаря чему корабль прослужил намного дольше своих собратьев-соперников...
83 года службы!
Не было еще корабля в истории флота, который плавал бы почти столетие!
Я с интересом прочла электронный текст и уже закинула книгу в корзину, пусть будет у нас еще один вариант рассказа о знаменитом корабле. Тем более, что именно эта опубликованная в 1944 году повесть повлияла на его судьбу.
После ее публикации, в 1952 году в Англии образовалось Общество сохранения «Катти Сарк», которое на собранные деньги реставрировало корабль и поставило его в сухую стоянку в Гринвиче в 1954. После создания общества по сохранению "Катти Сарк" Ефремов получил из Англии дополнительные материалы по истории парусника. Поэтому в 1956 году был создан второй вариант повести опубликованный в 1957 году.
Повесть была издана в Англии и стала популяризатором клипера «Катти Сарк» в России.
Ефремов умер в 1972 году.
А история "Катти Сарк" продолжается - с середины XX века клипер является кораблём-музеем
Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года.
Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.
********************************************************************************************************
Лабиринт
Красивая книга с множеством иллюстраций на мелованной бумаге уже везде закончилась. Я нашла ее только здесь - Парусники
А еще я советую посмотреть с мальчиками фильм "Хозяин морей", в котором они увидят таких же мальчишек-гардемаринов. Фильм когда-то порекомендовал к просмотру мой виртуальный друг - моряк, преподаватель мореходного училища, отозвавшись как об очень достойной экранизации. Фильм серьезный - для среднего и старшего возраста.