Январь художественный (2г.10м.)
дневник читателяПро все наши энциклопедии писала вот здесь. А теперь про художественные произведения.
Накатала я тут целую "простыню", особенно под конец. Можно текст пролистывать :) Многое пишу для себя, чтобы потом повспоминать-понастальгировать :)
Сначала зимне-новогодние. Читали не все, а те, про которые Саня сам вспомнил. Я добавила немного новых.
«Ёлка, кот и Новый год». В середине января все новогодние я убрала, а Саня всё равно: «А де про Мандарина?» Очень понравилась ему история. По-моему, самая читаемая сказка получилась. Повесила ему календарь от Павловой в комнате, Саня всем теперь хвастается, что у него Мандарин на календаре.
«Новогодняя Азбука» по-прежнему была популярной, но просил уже меньше.
«Новогоднее поздравление». Стихи Усачёва. Положила под ёлочку утром 31 декабря, чтобы лучше ждал Деда Мороза и меньше мешался. Стихи понравились. Есть несколько пересечений с «Азбукой Деда Мороза», но стиха 3 всего, наверное. Художников в книге 2, но они похоже рисуют, я не очень отличаю, где кто. К Е.Кузнецовой я уже привыкла. У Сани любимый стих про календарь и про то, как Дед Мороз приютил старых Кота и Пса. Покажу фотографии. «Зимние сказки» С.Козлова. Думаю, что все знают, как выглядят иллюстрации. Даже если у кого-то и нет этой книги. Хорошая. Саня тоже оценил сказки. Особенно «Тёплым тихим утром посреди зимы» и «Гусь в сапогах» (а мне «Гусь в сапогах» понравилась меньше всего, какая-то она уж слишком сумбурная на мой вкус). Сборник Сане как раз и на вырост. Думаю, ещё месяца 3-4 назад было бы рано. Рассуждений больше, чем действий.
«Зима Мишки Бруно». А ещё весна и лето. Только осень не перечитывали. Мишка Бруно с нами давно и надолго. Саня зарисовывает следы, как Бруно, променял любимое земляничное варенье на черничное (как у мишки), рассказывает взрослым, что вот здесь на стене у него висит карта Звёздного Неба, а вот тут - карта Луны. А непонимающие взрослые озираются по сторонам и спрашивают: «Где?». Приходится объяснять, что это такая игра. А вот Звёздное Небо у нас можно сказать невыдуманное.
Случайный подарок оказался таким нужным. Без него Саня не ложится спать. «Мама, включи звёздное небо». И мама включает. Даже без двадцати семь утра, если сын просит.
Тоненькие тоже только те, что просил читать.
«Рукавичку» очень любит. Что интересно, от «Теремка» уже воротит нос, надоел, а вот «Рукачивку» читаем и читаем.
Ещё.
«Найди и покажи» от «Махаон». В декабре Саня как-то не очень был настроен их смотреть, а вот в конце декабря проникся. «Новый год в лесу» у нас уже была, докупила ещё пару. Прекрасные гляделки. Запас у них ещё большой, явно долгоиграющие, не на один год. Вижу, что Сане они на вырост, тяжеловато, много всего на странице, но ищем вместе, рассматриваем все три. За свою цену вообще сокровище. Санина любимая - та, что постарее - «Новый год в лесу». Кстати, мне показалось, что в позже изданных печать поярче. Сюжеты есть схожие в трёх книгах, но полностью картинки не повторяются.
Ярмарка. Катание с горки.
Теперь о неновогоднем.
Гляделки Доро Гёбеля и Петера Кнорра с нами очень давно. «Однажды в городе» года полтора, «В цирке» - около года. Можно было бы смело включать его в годовой топ, настолько Саня их любит. И вроде бы смысла уже нет их показывать, но в этом месяце произошёл очередной всплеск интереса. Я наконец-то выучила всех этих цирковых, кто во что переодевается и как гримируется. Хотя Саня в цирке ни разу не был, ему это не мешает. Нужна нам ещё книга этого тандема.
В новогодних подарках ещё лежал «Мулле Мек». Саня почему-то зовёт его дядей, ну да ладно. Купила сначала про автомобиль, а потом вчиталась, что книги продолжают друг друга и докупила остальные. Как оказалось, очень кстати. У Сани самая любимая - не про автомобиль, как я ожидала (она только на 3 месте), а про дом и лодку. Моя самая любимая - про самолёт. Пока что этим ограничимся. Саня обыгрывает прочитанное, а ещё я часто слышу от него песенку Мулле Мека.
А, вспомнила... Саня сказал, что у Мелле Мека «Ламборджини» :) (видимо, купился на фирменный жёлто-оранжевый цвет). А что, «Ламбоджини» начиналась с тракторов.
Меня немного смущает, что краска на лодке на иллюстрациях не выглядит синей и что в доме Мулле Мека не видно лестницы на второй этаж (он же мансарду строил). Но если забыть про эти мелочи, книги прекрасны, тут ничего нового не скажу.
Всякие-сказки-мультфильмы.
"Любимые мультфильмы".Телевизор Саня не смотрит. Сначала я не разрешала, а сейчас пока что и сам не особо рвётся. Звучащим предметам Саня не доверяет и не любит, так что просто читаем, без песенок. Сборник - короткая «выжимка» мультиков, почти пересказ. Про Леопольда не проникся. На мой взгляд, сухо и слишком кратко, не понять, что там и как. Сказки Козлова про Тилимилитрямдию и Львёнка и Черепаху понравились даже в «кратком пересказе».
"Крошка Енот и другие". «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» читаем давно, Саня любит. Наконец-то полностью осилили сказку про Крошку Енота. До этого не высиживал, захлопывал на середине.
Книжки-малышки. Когда-то Саня учился на этих книгах перелистывать страницы, очень любил подобный формат. Вспомнил про старых друзей, достал. Иллюстрации в книгах далеко не шедевр, но их удобно переносить и не жалко трепать.
Почитали ещё «Азбуку». Понятное дело, «походная». Надо эстетичнее что-нибудь. И не обзавожусь нормальными азбуками, потому что всё в раздумьях:уже учить или не учить? Вроде как я ещё не собиралась, а сын уже «нахватался».
«Я расту хорошим» - смесь из Прокофьевой-Осеевой-Пермяка, приправленная послушными зверями. Как и ожидалось, «моральные разборы» сыну рано. То есть он просит читать «Печенье» Осеевой, но самостоятельно подвоха не видит.
«Озорные стихи» - чудеснейший сборник с великолепной подборкой стихов! Любимые у Сани про повара, который «готовил обед, но тут отключили свет» и «Весёлая квампания» П.Синявского. А вообще-то Саньке ещё немного рановато. Сборник оправдывает своё название - стихи тут весёлые, с юморком, до которого ещё надо дорасти.
«Сказка про лунный свет». Нет, ну посмотрите же, посмотрите, какая обложка!
Пару месяцев назад Саня потрошил книги на вырост, выспрашивая названия. Видимо, это запомнил, потому что неожиданно попросил: «А давай сказку про лунный свет читать». Эта книга - моё эстетическое удовольствие. Покупала для себя. Вообще-то к иллюстрациям Траугот я дышу ровно, но тут моё дыхание немного сбивается :) Собственно, если бы не эти иллюстрации, сказка не казалась бы такой волшебной. История, хоть и волшебная, но очень несложная. Сане всё было понятно. Перечитывали несколько раз, не один. Ну, значит не только для себя покупала.
Ещё одна книга не попала на главное фото.
С.Тулинова - "Приключения машинки Кнопки". Купила я эту книгу давным-давно, когда ещё подбирала книжки "для мальчика", купила даже без отзывов. Наверное, сейчас бы уже не взяла. Положила и всё. А тут Саня залез на стул и начал перетряхивать книги на вырост. Увидев машину на обложке, велел читать. Я была уверена, что вот сейчас вот почитаем пару страниц и бросим...
Что предъявляют книге? Примитивный язык. Нет, не могу сказать. Язык простой, но не убогий. Лично у меня язык не спотыкался. Единственное, что раздражало поначалу - обилие уменьшительно-ласкательный слов. Не люблю, когда заигрывают с детьми. Если дети, то непременно Геночка и Любочка, а ещё "машинка", "колёсики", "гаражик". Апофеозом для меня стал "грузовичок с тортиками". Думаете, какая-нибудь игрушечная машина? Нет, самый обыкновенный грузовик, везущий сладости в детское кафе. Хвала небесам, к серединке книжицы количество таких словечек как будто бы уменьшается. В целом же в тексте нет ни одной двусмысленной фразы или ситуации, "ненадлежащей" детям. Увидела один ляп: упоминается герой, который в книге появляется на главу позже. Но в принципе можно сказать, что главы хронологически друг за другом не идут. Ещё один маленький ляп, который меня сильно удивил: "Бельчата, зайчата, лисята и даже медвежонок играли "в салочки". Это такая смешная игра, когда все прыгают друг через друга". Неужели кто-то может спутать чехарду и салочки?!
Второе. Говорят, что книга нудная. Тут я немного понимаю, откуда "ноги растут". Дело в том, что "приключения" машины не слишком "остросюжетные" и "приключенческие". Чтобы пояснить, что я имею в виду, кратко расскажу, о чём книга. Мама рассказывает мальчику Геночке сказки о машине Кнопке. У Кнопки есть друзья: городские и лесные животные и девочка Любочка. Так что книга не столько "про машины", сколько опять же "про зверюшек". Одна история занимает одну главу или несколько. Мама может "вклиниваться" с пожеланием спокойной ночи и в конце, и в середине истории. Вот машина Кнопка поехала в лес, встретила там потерявшегося бельчонка, который убежал за мамой с желанием помочь собирать ей грибы для праздника, но не сумел найти дорогу домой. Кнопка объясняет бельчонку, что собранные грибы - ядовитые мухоморы, что грибы без взрослых вообще собирать нельзя, убегать нехорошо, и помогает найти дом. Кнопку приглашают на День рождения. На следующий день Кнопка встречает сломавшийся грузовик, помогает довезти груз до кафе, за что получает в награду торт. С этим тортом машина и едет на праздник. На дне рождения животные играют, едят и катаются на машине. Это 3 главы. Есть истории и более волнительные - как поросёнок Лютик учился храбрости, помогая тушить пожар или как щенок с котёнком чуть не утонули, но много и таких вот "ровных" ситуаций. И читать бы эту книгу малышам, а не 4-5леткам, если бы не одно НО: иллюстраций в книге ужасающе мало. В среднем 1 картинка на 3 листа. Я была уверена, что Саня бросит читать. Куда там! Вцепился в книгу. Сидел, вперив взгляд в пространство. Думала, не слушает. Нет, задавал вопросы по ходу. Выясняла, помнит ли, что читали до этого. Помнит. Первая наша книга "без картинок". Хорошая тренировка вышла. Прочитали где-то за 3-4 дня. Саня, привыкший, что книгу можно сесть и прочитать "за раз", ходил за мной целыми днями и спрашивал: "Мы дочитали про машину Кнопку или нет?" Мучило его чувство незавершённости. Дочитали. Сразу же попросил читать во 2 раз с начала. Начали и немного "подвисли", на другие книги отвлеклись. Посмотрим, как дальше пойдёт. Книгу оставлю. Саня любит сказки про зверей, может слушать их пачками. Будем дальше учиться слушать без опоры на картинку.
Всё!