Книги-вдохновители
отзывы
Люблю эти книжки.
Бывают родители, которым не так-то легко играть и заниматься с детьми. Которым сложно
придумывать игры и творческие затеи. Но играть и творить, тем не менее, хочется. Я как раз из таких.
И я ужасно рада, что существуют подобные чудесные мотивирующие книги.
Конечно, бесчисленные занималки и идеи для творчества можно найти в Сети - в блогах мам, на пинтересте... Но мне нравится держать эти книги в руках, листать яркие картинки и
вдохновляться. Я заряжаюсь именно от них - энергией и энтузиазмом преодолеть инертность и что-нибудь устроить, сделать, сотворить!
У меня уже целая тематическая мини-коллекция. И я решила собрать их вместе, показать и сравнить - возможно, кому-то это облегчит выбор.
В стопке две книги издательства "Питер" (Art Lab), все остальные - МИФ. Книги схожи между собой, но и особенности есть. Кое-какие идеи в них повторяются, но повторов минимум. Вряд ли какая-то из книг окажется универсальной для кого-нибудь - что-то из предложенного всё равно покажется очевидным, а что-то - "вообще не для нас". Мы же все индивидуальны) Но в каждой есть, что выбрать по себе, или что взять за основу и адаптировать под себя.
Итак.
Серия ArtLab/Художественная мастерская посвящена почти исключительно рисованию. Я безмерно люблю эти сборники, потому что люблю рисовать, а особенно - рисовать не необычно, знакомиться и знакомить ребёнка с разными техниками и материалами. Ни в одной другой книге я не встречала столько разнообразной информации для этого. О большинстве из описанных там способов рисования я даже не знала прежде.
Для деток в этой серии есть "Художественная мастерская для детей" и "Художественная мастерская для малышей" Сьюзан Швейк - отличаются они, как можно догадаться, сложностью предлагаемых техник и экспериментов. Хотя критерии, конечно,
относительные.)
Книги эти подойдут даже для тех родителей, кто сам не умеет рисовать вообще - потому что подробно расписаны все этапы работы, все материалы и инструменты для каждого занятия.






А ещё в ArtLab есть книги посложнее, для взрослых: "Художественная мастерская. Графика" и "Художественная мастерская. Живопись" - авторы у них другие, но это не важно, все книги в серии замечательные.
"Айсберг на ковре" и "Игры с детьми" - почти целиком именно про игры. "Айсберг" вышел
давно, "Игры" - совсем новенькие. Они похожи) - дизайном, форматом, духом... Но в наполнении у каждой свой стиль.
Игры от Аси мне лично нравятся больше. Кучу штук оттуда мы воплощали с сыном. Они простые, душевные и разнообразные, чаще всего не требуют каких-то специальных средств. В книге огромная концентрация совершенно разноплановых идей, мне кажется, что каждая мама сможет здесь найти многое для себя. А ещё - эти игры очень познавательно-образовательные, почти от любой затеи - ещё и информационная польза. Также в "Айсберге" есть маркеры, на какой возраст подойдёт игра. Есть удобные тематические разделы. Есть здоровские авторские "Игры по книгам" (для книгоманьяков особенно актуальные)), "Игры с буквами" для изучения алфавита, и "календарные" игры по реальным событиям во взрослом мире. И много-много идей зимних - со льдом и снегом (не зря название книги такое)).



У Лизы Арье свои чудеса и полезности - мне, например, очень нравятся подробнейшие инструкции для сенсорных игр и практические советы, как всё это устроить. Я никогда не могла подступиться к сенсорным коробкам, а тут всё так разложено по полочкам, что теперь, пожалуй, попробую). Ещё нравятся действительно отличные задумки для дорожных игр, и чудесный раздел "Мини-миры" о постройке целых игровых реальностей. А ещё тут найдётся вдохновение для длинных с продолжением, и крупных совместных "арт-проектов" с детьми. И, наконец, тут есть часть, посвящённая детским праздникам, и примеры интересных развлечений для нескольких детей сразу.
НО, хочу отметить, темы игр здесь больше мальчиковые: море, динозавры, космос, насекомые, гномы... Я бы, пожалуй, назвала эту книгу не "Игры с детьми", а "Игры с детьми для мам мальчиков")) Что характерно, у Аси Ванякиной тоже мальчик, и тоже это чувствуется, но не так сильно, универсальность перевешивает)



Книги Ван'т Хал и Дорли тоже похожи между собой) В них во всех - рисование и поделки (а у Дорли ещё и опытов-экспериментов немного). В "Творческой мастерской" больше практики, а абстрактные рассуждения о детском творчестве в целом занимают всего 50 страниц, тогда как в "Творческом воспитании" этому отдано 100 страниц с лишним)).




"Творческий год" выделяется тем, что идеи игр и творчества распределены по временам года. Это не только занятия для Пасху или Рождества (хотя и они, конечно, тоже тут есть), но и просто разнообразные "занималки", в которых чувствуется настроение того или иного времени года, или в которых используется нечто сезонное. Ещё тут есть "сезонные" рецепты блюд, на мой взгляд - очень небанальные. Думаю, что какие-то вещи из этой книги могут стать для многих хорошими семейными традициями, которые будут повторяться из года в год. Мне вообще нравится эта книга за объединение детских занятий и ритмов года - это очень "моя" тема.)
У Джин Ван'т Хал вот, кстати, девочки, и это тоже влияет на содержание - в "Творческом году" оно имеет очень явственный девочковый уклон))






И особняком в моей стопке вдохновения - "Банка с историями" Эмили Ньюбургер.
Она особенная для меня, потому что сторителлинг - моя любовь) В этой книжке - целая философия, причудливо переплетающая рассказывание и "ручное" творчество. И целая система интересных занятий, от простого к сложному, направленных на то, чтобы научить детей фантазировать и превращать свои фантазии в связные, цельные истории.
Самые простые занятия в этой книжке - для маленьких детей и для начинающих взрослых вроде меня - в основном это разные вариации игры "Rory's Story Cubes".) Только тут их предлагается сделать своими руками. Но чем дальше читаешь - тем больше разных и всё усложняющихся игр, в которых запрятаны полезные техники и приёмы.




