Про книги Астрид Линдгрен
Поэты/писателиОколо месяца назад Александра опубликовала абсолютно бесподобный пост о книге "На острове Сальткрока", тёплый и душевный настолько, что я решила-таки добраться до книг Астрид Линдгрен, живущих у меня дома. И...погрузилась в этот мир счастливого детства с головой. 
Так душевно, как у Альки, у меня не получится. Поэтому я кратенько, о своих впечатлениях, восторгах, сомнениях и вопросах)
Скажу сразу про ужас-ужас. Я в детстве не прочитала ни одной книги Астрид Линдгрен. Не потому, что не хотела. Их просто негде было взять. Все знания о ее творчестве ограничивались мультфильмом про Карлсона, абсолютно, мне кажется, очаровательным, и советским фильмом про Пеппи, на мой взгляд, чудовищным, отвратившим от этой прекрасной повести целое поколение детей.
Первая книга была прочитана с сыном. Это были повести о Карлсоне. Оказалось, книга гораздо больше, чем мультик))) Приключений больше, героев больше. Сыну понравилось (ему было 7-8 лет), даже в кукольный театр сходили на этот спектакль. А мне понравилось всё, кроме самого Карлсона. Он меня просто бесил. Подлый, трусливый, жадный, себялюбивый хулиган, который постоянно подставляет Малыша. Драть таких надо!))) Конечно, с возрастом я стала менее категорична в суждениях, более лояльна, но принять и полюбить Карлсона так и не смогла. Поэтому сейчас его перечитывать не стала. Ну его, нервничать еще)))
А потом была Пеппи. И я просто в нее влюбилась) И в книгу, и в саму героиню. У меня вот такая книга с немногочисленными страшненькими картинками.


Сын к Пеппи отнесся спокойно. А вот Алёна была в полном восторге. 2 раза читала ей книгу я, а во 2 классе она сама ее прочитала. И огромное количество раз смотрела шведский сериал.
Ещё и одному, и второму я читала "Рони - дочь разбойника". Сын отнесся достаточно прохладно (возможно, потому что читали с ним в дошкольном возрасте, а книга на постарше), Алёне понравилось. Без восторгов, как от Пеппи, но понравилось.
И еще одна книга, прочитанная уже с Алёной, - "Мио, мой Мио!" Мне, в целом, понравилась, хоть и показалась немножко странноватой. А Алёна не восприняла категорически.
Решив сейчас восполнить пробелы))), я взяла самую красивую из имеющихся книг - "Братья Львиное сердце".

И...осталась, мягко скажем, в недоумении. Уже в начале книги все умерли. Ну не все, конечно, а главные герои. И, умерев, переместились в вымышленную страну. Где стали сражаться с жестокими захватчиками и оккупантами (что очень напомнило, кстати, "Мио, мой Мио"). А в конце совершили групповой суицид, спрыгнув в пропасть. Чтобы оказаться уже в другой вымышленной стране. Можете закидывать меня тапками, но я вижу здесь пропаганду суицида. Герои считают, что надо преодолеть свой страх, умереть - и тогда по ту сторону их ждет лучшая жизнь. Буду рада, если кто-то разубедит меня.
И вот уже с опаской я взялась за следующую книгу - "Мы все из Бюллербю". И оказалось, что нашла абсолютно свою книгу. И полностью погрузилась в этот мир, мир, где рядом - любящие родители и верные друзья, к которым можно запросто переползти по ветке, ну или на крайний случай послать записку прямо в окошко, где каждый день - новые игры и придумки, где все проблемы разрешимы, а шалости простительны, где каждый день наполнен до краёв, а уж праздники - это Праздники с большой буквы! Прямо как в песне "Городок": "Где без спроса ходят в гости, где нет зависти и злости..." И ничего, вроде, особенного. Просто мир счастливого детства.

С воодушевлением схватилась я за следующую книгу, "Приключения в Бюллербю". И немножко приуныла. Потому что эта книга - сборник коротких рассказов, рассчитанных явно на более младших детей, чем "Мы все из Бюллербю", но по хронологии однозначно идущий после нее. Текст более упрощенный, рассчитанный, я так предполагаю, на самостоятельное чтение младшеклашками, тем более, что и шрифт здесь довольно крупный. Почему и зачем так, я не поняла. Если кто-то знает, объясните, пожалуйста. Единственное предположение: первая книга рассчитана на чтение взрослыми детям, а продолжение - на то, что эти дети, полюбившие героев, будут читать дальше сами.
Следующая книга -"Отважная Кайса и другие дети" -

сборник рассказов о детях. И рассказов по большей части невесёлых. О бедняках, инвалидах, сиротах... Мне не очень. Возможно, просто в детстве вдоволь начиталась книг по программе на тему "как жили дети до революции". Не в пользу книги для меня были сильно бликующие страницы. Шрифт просто огромный. Короче, не нашла я общего языка с этой книгой.
Зато "Расмус-бродяга" пошел на ура. Несмотря на то, что он тоже о бедном мальчике-сироте. У меня вот такое маленькое издание в мягком переплете.

9-летний мальчик сбегает из приюта, чтобы найти себе родителей, знакомится и путешествует вместе со взрослым мужчиной-бродягой, попадает в детективную историю, прямо с хитрыми злодеями-грабителями (причем во многом именно благодаря ему преступники получили по заслугам, а невинные были оправданы), а в конце нашел-таки свою семью и свой дом. Книга очень хороша для детей. Она не только добрая и трогательная, но еще и захватывающая. Я сама волновалась за Расмуса, когда он вступил в единоборство с бандитами)))
Еще один детектив - книга про Калле Блумквиста, 13-летнего подростка, который играет в детектива, но, благодаря этой игре, полиции удается обезвредить шайку опасных преступников. У меня вот такое издание. Иллюстраций очень много, но они мне как-то не особо нравятся.


Но это не только детектив. Это тоже книга о счастливом детстве. О фантазии, благодаря которой на улице появляются две группировки)) - "Алые розы" и "Белые розы", ведущие войну, имеющие свои штабы, символику, карты и мирные договоры. И о дружбе. Как бы банально это ни звучало.
Насколько я поняла, про Калле Блумквиста есть 3 повести (исправьте, если не так). Второй у меня не было. А третья есть в сборнике. И называется "Калле Блумквист и Расмус".

Если честно, я думала, что Расмус - тот самый, бродяга. Но оказалось, просто тёзка). И всего-то ему 5 лет. Преступники похищают его вместе с отцом, талантливым инженером, который изобрел новый тонкий, но прочный металл. Именно чертежи и расчеты требуют у него преступники, чтобы продать их иностранной разведке. Но Калле и его друзья выслеживают преступников и уж конечно не бросают в беде хороших людей. А ведь им грозит смертельная опасность! И снова книга не только интересная, но и трогательная. Особенно это касается маленького Расмуса. Иногда кажется, настучать бы ему по макушке за все его выходки, болтовню и нытьё, но они настолько бесхитростны и непосредственны, что все и всё ему прощают, потому что невозможно его не любить. И даже преступник идёт против своих дружков, чтобы помочь малышу)
"Эмиля" я тоже раньше не читала. И как же я пожалела, что Алёна уже бесповоротно его переросла! как он хорош был бы в ее 7-8 лет!

Вот, казалось бы, и Карлсон шалит, и Эмиль шалит. Но Карлсон делает это умышленно - раз, для своей пользы - два, исподтишка - три, подставляя других, чтобы уйти от наказания - четыре. А Эмиль не со зла, открыто, непосредственно и всегда из лучших побуждений, причем желая порадовать прежде всего других. А там уж получается как получается))) Не зря мама всегда за него заступается. Ведь действительно, "Эмиль - хороший мальчик". Я просто ухохатывалась, честно. Кто-нибудь знает, то, что вот в этой книге - это всё про Эмиля? Или есть еще что-то?
Ну и оставленная "на закусочку" повесть "На острове Сальткроке".

После поста Али я предвкушала...и не обманулась. Эта повесть - лучшее из того, что я прочитала у Линдгрен. Не хочу даже писать, после Альки мне даже добавить нечего. Замечательная. Советую всем, от мала до велика.
После этого чуда последняя имеющаяся у меня в наличии "Мадикен" как-то пошла не сразу.

Не нравился мне язык перевода, не могла я никак проникнуться. Даже временно отложила. Но уж когда прониклась, оторваться не могла. Самая объемная из прочитанных. И тоже - о счастливом детстве. С играми, шалостями, враждой, драками, спорами, дружбой. С родительской любовью, с заботой о других, с неблаговидными поступками - и раскаянием (ну или нераскаянием)). Это около двух лет из жизни Мадикен и ее младшей сестренки Лисбет, в течение которых начинают формироваться их характеры, система ценностей, взгляды на жизнь. Мне очень напомнила эта книга "Динку", которая тоже широко открытыми глазами и душой смотрит на мир и впитывает в себя всё, хорошее и плохое, и, делая выводы в первую очередь именно душой, сердцем, учится быть Человеком.
Итак, несмотря на кое-какое кое-где)) недопонимание, творчество Астрид Линдгрен меня покорило. Гимн детству. Провозглашение самоценности детства. Провозглашение права каждого ребенка любовь и заботу, и не за какие-то заслуги, а просто потому, что они - дети. Это так важно - счастливое детство. Потому что оно остается с тобою на всю жизнь.
Не получилось у меня совсем кратенько. Пожалуйста, посоветуйте, что еще стоит прочитать у Астрид Линдгрен. Потому что у меня уже начинается ломка...)))