Ася Петрова. О книгах и впечатлениях от встречи
Поэты/писателиОчень понравилась встреча. И очень понравилась Ася) Первое фото с просторов интернета
Не получилось у меня ни одной нормальной фотки. Ася - очень эффектная, красивая молодая женщина. А на моих фотках не пойми что вышло.
Поэтому стащила для заголовка что получше)
Но это так, предисловие. Сейчас буду рассказывать про встречу и попутно про Асины подростковые книги.
Итак, Ася Петрова - писатель, переводчик, преподаватель университета. Первой её книгой был сборник рассказов для младших подростков "Волки на парашютах". Переиздавались они несколько раз. Последнее издание с цветными иллюстрациями Алисы Юфа вышло в Росмэн.
Про тех же героев, Витю (от имени которого рассказы и написаны) и Пашку, в разное время выходило ещё 3 сборника. Сейчас в наличии есть ещё вот такие:
Рассказы в них перетасованы, поэтому могут повторяться. По словам Аси, в ноябре-декабре выйдет большой сборник, включающий все рассказы цикла.
Я себе купила книгу "Наверно, я ещё маленький". И мне всё понравилось) Небольшие, лёгкие, забавные, заставляющие задуматься или просто смешные, с неуёмным героем, у которого постоянно возникают какие-то вопросы, не всегда удобные и порой странные. Потому что он активно познает мир, в который ему предстоит вписаться, в котором ему предстоит жить.
В этом издании чуть больше 100 страниц, средний шрифт, перед каждым рассказом небольшая зарисовочка
и местами чёрно-белые иллюстрации (очень редкие)
Ася говорит, что, хотя возраст героев в книгах не меняется, но сами они у неё очень даже меняются от книги к книге, меняются внутри: становятся глубже, задумываются над более сложными проблемами, задаются более провокационными вопросами. Она прочитала нам 2 рассказа. Просто наобум. Оба оказались весёлыми: про манекен, с которым мама сфотографировалась, положив ему руку на грудь, а Витя потом выложил фотку в инсте, и про первую любовь Вити. И вспомнила, как однажды читала этот рассказ школьникам, а они спросили, почему у него такой нерадостный конец. И Ася сказала, что нет в книгах однозначно плохих концовок, потому что история, которая плохо закончилась - это же начало истории новой! Она вообще принимает только неоднозначные финалы и только неоднозначных героев. И видит главную задачу подростковой литературы в том, чтобы научить читателя-подростка смотреть на любую ситуацию с разных ракурсов, под разными углами, понимать, что нет однозначно чёрного и белого, положительных и отрицательных героев, плохих и хороших концовок, всё зависит от того, с какой стороны посмотреть на ситуацию. Причём она понимает (и это её радует), что читателями её книг могут быть не только дети, но и мамы 30+. И для них подростковые книги тоже нужны и важны. Ведь они помогают взглянуть по-другому на своего ребёнка и наладить с ним диалог (кстати, детско-взрослый диалог занимает не последнее место в произведениях автора). И хотя сама Ася не родитель, ей оказалось легко писать о подростках, потому что она очень хорошо, даже в мелких подробностях помнит своё детство и подростковый возраст.
По рассказам Аси Петровой в Петрозаводске был поставлен спектакль. Сначала она отнеслась к этому эксперименту скептически. Но потом ей тааак понравилось! А особенно - реакция зрителей. Ведь зрители в зале более раскрепощены, чем участники творческих встреч с писателем, они открыто выражают все свои эмоции. Ася была просто счастлива, наблюдая за своей соседкой в зрительном зале, которая на особенно лирических моментах спектакля плакала и сморкалась))). Спектакль стал настолько популярен, что билеты на него разлетаются мгновенно. А теперь он ещё и выдвинут на "Золотую маску"! Кто-то сказал, что режиссеру так хорошо удалось поставить спектакль, потому что он думает, что сам является героем этих рассказов)
Истории про Витю и Пашку написаны от лица мальчика. Почему-то именно так Асе оказалось писать проще. Но сейчас она работает над новым сборником. И вот там речь будет вестись от лица девочки. Ну что, ждём)
А вот новая книга, которую презентовала Ася Петрова, о девушке-старшекласснице.
Саша учится в гимназии (причём она отличница) и занимается в музыкальной школе. В начале учебного года у нее меняется учитель по специальности, и если прежняя учительница практически никогда Сашу не хвалила, новая не просто хвалит, а восхищается. Но и требует ох как! Саша живёт как бы в двух измерениях: гимназия с подругами, ссорами, школьными трудностями - и музыкальная школа с бесконечными репетициями, подготовкой к конкурсу, первой любовью. Очень живо, интересно, по-настоящему прочувствованно написано (да, я читала! Сегодня ночью)) Автор смог словами передать звучание музыки, ощущения девочки, у которой получается эту музыку пропускать через себя и доносить до других. Здорово и словно изнутри показаны занятия в музыкалке: нелюбимое сольфеджио, музлитература, музыкальный театр, многочасовые изнуряющие репетиции. Так глубоко в теме я раньше только Дашевскую видела) Много чего можно здесь обсудить, много что вызывает отторжение. Меня, например, нервирует мама героини, просто доводящая Сашу до нервного срыва своей требовательностью, учительница, бросившая ее в самый ответственный момент. Но ладно, что это я взялась спойлерить? Хорошая книга, рекомендую. Дорогая только. За 150 страниц текста с огромными полями.
Я высказала, конечно, всё, что я об этой маме думаю. И Ася мне написала:
Так что за внимательное чтение меня автор поблагодарил)))
Ещё Ася сказала, что повести и романы ей писать гораздо сложнее, чем рассказы. Рассказы у нее получаются сразу, это "как стихи". А над крупными формами надо работать, работать долго и целенаправленно, и тут уже появляются муки творчества. К тому же, Ася никогда не выстраивает план произведения, потому что уже точно знает, что рано или поздно сюжет начнет развиваться не по плану, а герои заживут своей жизнью, и ничего с этим автор сделать не сможет. Останется только жить их жизнью, вместе с ними смеяться и плакать, пропуская через себя все их чувства. А это очень тяжело эмоционально.
Помимо представленных на встрече, у Аси есть и другие подростковые книги. Вот, например, "Чувства, у которых болят зубы"
Помнится, сильное впечатление произвела она на меня лет 5 назад. И больше всего тогда впечатлила форма: повествование от лица разных героев, но без разграничения, то есть не сразу понимаешь, когда заканчивает один и вступает другой. Сильно так накрывает)
Или "Короли мира", которых я купила 2 года назад, а прочитала позавчера) Очень красивая. И очень, как бы выразиться,...не сразу понятная)
Когда я достала её, чтобы подписать, Ася так обрадовалась! И сказала, что это её любимая книга. А потом спросила:"А вы ее читали? Ну и как?" Я ответила честно:"Мудрёно". Ася посмеялась, порекомендовала посмотреть на Ютубе ролик, где она подробно рассказывает, о чем книга и в каком месте что имеет в виду. И написала: "Ольге от Аси Петровой мудрёная книга с радостью встречи"
Ну и ещё несколько ответов Аси на разные вопросы.
Её любимые книги в подростковом возрасте - "Джен Эйр", "Аня из Зелёных мезонинов", "Мэри Поппинс" (причём больше всего привлекало то, что она всё-таки улетела, ну вот любит Ася неоднозначные финалы!). Ася считает вслед за психологами, что все мы родом из детства, и утверждает, что любимые и перечитанные много раз именно в подростковом возрасте книги накладывают на нас отпечаток на всю жизнь, и рано или поздно отпечаток этот появляется. Порой в самом неожиданно месте и в самый неожиданный момент.
Из современных отечественных подростковых авторов, которые ей особенно нравятся и близки, Ася назвала Анастасию Строкину, Анну Игнатову, Ларису Романовскую. И похвалила Жвалевского и Пастернак: "Не могу назвать себя их фанатом, но они молодцы"
И было несколько вопросов о том, как стать писателем (что делать, где учиться, куда относить и кому показывать свои произведения, надо ли в детях поощрять стремление писать...) Ася сказала, что готовый рецепт только один: если есть потребность - надо писать, писать и писать. Пусть пока в стол. Но стол писателя, по словам совсем недавно ушедшего от нас мужа Аси Михаила Яснова, должен быть набит рукописями.
Ну, за набитый рукописями стол писателя! И за набитый книгами шкаф книголюба)