Шурд Кейпер "Бред какой-то!"
подросткам
Я обратила внимание на эту книгу (на которую сама даже не взглянула бы, очень уж обложка страшна) после отзыва Нины Дашевской.
Он небольшой, поэтому вставлю целиком: «Прямо очень понравился «Бред». Я ожидала что-то вроде «Отеля большая Л», который очень люблю - но «Бред» оказался ещё круче.
При этом мне кажется, что «Отель» - отчетливо подростковая книга, а «Бред» - совсем взрослая. Не из-за «сложных тем», а именно как написана, подростку сложно может быть разобраться с этим калейдоскопом мыслей, и рассказчик оказывается ненадежным.
Но мне кажется, что сам Шурд вложил в книгу важные для себя мысли, не заботясь о том, чтобы они выглядели «взросло», потому что героиня - девочка, и она может позволить быть себе какой угодно.
Очень плотный, насыщенный и при этом нежный текст, не жалеющий читателя.
Может быть, даже любимая моя самокатовская книга этого года».
Вторую упоминаемую ею книгу я не читала, но теперь, думаю, прочитаю обязательно. Потому что "Бред" зацепил. И даже не скажешь про него лучше Нины. Именно - калейдоскоп мыслей подростка, в которых часто сложно разобраться, именно - рассказчик, который часто оказывается ненадежным, потому что может наврать и нафантазировать. И текст действительно то нежный, то пронзительный, но уж точно читателя не жалеющий. Совсем.
Коротко о сюжете. 13-летняя Салли Мо приезжает с мамой на кемпинг. Это такое ежегодное развлечение, называемое мамой "качественный досуг", где она, мягко скажем, активно ищет для дочки нового папу. С той же целью опять же ежегодно на этот кемпинг приезжают еще 2 семьи, состоящие из мам-охотниц на мужчин и детей, среди которых противный 16-летний Донни, его очаровательный младший брат, 8-летний Бейтел (малыш немного не от мира сего, поскольку считает, что может общаться с животными, но бесконечно добрый и верящий в справедливость), и Дилан - первая (прямо с рождения!), единственная и вечная любовь Салли Мо. Ребята знакомятся с дочерью банкира Джекки. Взяв с собой маленьких и удивительно противных младших братьев-близнецов, Джекки сбежала из дома и скрывается теперь в бункере времен Второй мировой. Поводом для этого стало поведение отца, откровенно грабящего своих клиентов (как и все остальные крупные банкиры) с помощью кредитов, которые они потом не могут выплатить, а когда мама призвала его прекратить это, он ее ударил. В общении ребят много странного и жестокого, такого, что приводит в конце концов к непоправимому.
Все эти события, щедро сдобренные собственными рассуждениями, Салли Мо описывает в своем дневнике. Но часто ее заносит, она рассказывает о какой-то ситуации, а потом говорит: "Ну это я, конечно, придумала. А на самом деле..." И описывает, как всё на самом деле произошло. Этих отступлений так много, что, когда происходит трагедия, а потом она пишет, что снова всё придумала, а вот на самом деле..., веришь ей, хочешь верить, не теряешь этой веры до конца, хотя разумом понимаешь, что всё действительно плохо, так, как быть не должно.
Почему вдруг девочка решила писать это дневник? В этом году всё в жизни Салли Мо немного по-другому. В этом году она перенесла настоящее горе: смерть самого близкого ей человека, прадедушки Давида. Только для общения с ним она выныривала из книжного мира, в котором жила, практически не замечаемая окружающими, и переставала быть невидимкой. "Дедушка Давид был единственной нитью, связывавшей меня с миром, и эту нить перерезали. Поэтому я должна выйти в мир". Ей пришлось посещать психотерапевта. "Он залез мне в голову и стал рассматривать всё вокруг, пока не понял, каково это - быть Салли Мо. "Эй, Салли Мо, - сказал он, - ты загородила входную дверь книжным шкафом! И окна тоже!" Я присела рядом с ним, у себя в голове, и тоже это увидела". И психотерапевт ... запретил ей читать! "Доктор прописал жить, а не читать". А если станет невмоготу, начать писать собственную книгу, со своими собственными мыслями и впечатлениями. "Раньше я становилась теми, о ком читала. Теперь я никто. Никто, которое пытается стать кем-то". Вот этим девочка и занимается на этих странных каникулах. Она описывает события, происходящие вокруг, и размышляет на очень многие темы, часто приходя к выводу, что эти ее рассуждения - "бред какой-то!"
"Быть или не быть - таков вопрос". Это начало знаменитого монолога Гамлета. Гамлет имел в виду: жить дальше или покончить с собой. Но для меня to be or not to be значит - дать людям себя увидеть или нет." Книжная, замкнутая в своем мире девочка начинает постепенно раскрываться и показывать себя окружающим с совершенно неожиданной стороны. Раскрывается она и сама перед собой, впуская в себя воспоминания о дедушке, анализируя его рассказы о прошлом и высказанные вслух мысли. Например: "Что считать правдой, решают те, кто у власти. Всеобщей правды нет, она у каждого своя. Одной на всех не бывает". "Если бы немцы выиграли войну и остались здесь, мы все стали бы немцами и привыкли бы к этому. Те, кто участвовал в Сопротивлении, вошли бы в учебники истории как предатели. А все девушки, которые были в них влюблены, ходили бы бритыми". И делает уже собственные выводы: "Право голоса есть у каждого. И всё определяется большинством голосов. Это и есть демократия: большинство принимает решения. Но право ли было большинство, когда проголосовало за Гитлера? А когда большинство решило, что умереть должен Иисус, а не Варавва?" "Ненавижу большинство. Все хорошие идеи рождаются у умных одиночек".
Постепенно мы узнаем, что дедушка умер от эвтаназии, потому что был смертельно болен и просто устал жить: "Доктор, я повидал всё, что хотел повидать, испытал всё, что хотел испытать, с меня довольно". И Салли Мо находилась рядом, когда ему делали смертельный укол. "Смерть - это не полное исчезновение, - решила она, - а что-то вроде переезда. Сперва дедушка Давид жил вне моей головы, а теперь внутри неё".
Высказывания Салли Мо можно приводить очень долго. Они то глубоко философские, всеобъемлющие: "Наверное, мы все не от мира сего. И живем каждый в своей вселенной. И только отражаемся в гранях зеркального шара, как на дискотеке. И называем этот шар реальным миром - а на самом деле он пуст". То очень частные и забавные: "В наше время ничего скрыть невозможно: чихни, проверяя почту, - и на экране выскочит реклама носовых платков". Они все настолько точные, заставляющие задуматься об очень важных вещах, что хочется перечитывать их и рассуждать о них.
Я не могу определить, на какой возраст эта книга. Потому что 13-летние найдут здесь свое, 16-летние - свое, да и взрослым читателям есть что почерпнуть и о чем подумать. И понимаю, что многим книга не понравится. Своей некоторой сумбурностью, травмирующими темами, неправдоподобным сочетанием наивности с глубокомысленностью, а в ряде эпизодов - чрезмерной откровенностью, которая порой смущала даже меня. Но вот бывает, что читаешь книгу и думаешь: вот это здесь лишнее, на месте автора, я бы это убрала. В этой книге я, несмотря ни на что, не убрала бы ничего. И мысль Салли Мо - прямо про неё:
"Говорят, главное для литератора - уметь вычеркивать. Но у некоторых писателей я бы хотела прочесть всё, что они вычеркнули".