Читаем с малышами к 23 февраля
дошкольникамИменно эта здоровенная тяжеленная книжища стала для меня буквально спасением в тематическом чтении с малышами, посвященном армии и военной теме.
Это толстый сборник с пестрой обложкой, с иллюстрациями В. Лебедева и довольно приличным и привычным содержанием, дублирующимся в других книгах. Но! Почти все давно знакомые произведения здесь напечатаны в первом варианте издания, и это очень интересно - видеть другие варианты иллюстраций художника отличающиеся от более поздних Но самое главное - здесь были два произведения - "Мы военные" и "Живые буквы", которых я не встречала ни разу с тех пор, как из детского сада ушла в школу. Ни разу! Но иллюстрации помнила хорошо, дети, играющие в войну, отпечатались в памяти накрепко, может быть, потому что любимой игрой нашей дворовой компании была игра в войну.
Вообще-то лучше всего с маленькими детьми погружение в атмосферу праздников, связанных с армией, давали военные песни. Я сама их люблю, мурлычу между делом, порой спохватываясь, что "горит свечи огарочек" это нормально, а вот "налей, дружок, по чарочке" - это уже лишнее и сомнительные куски начинаю просто мычать без слов. Дети тоже очень их любили, пели, мурлыкали, а то и горланили отдельные строчки, пели их в походах на прогулке, в играх и просто так, порой озадачивая родителей. Ну в самом деле, если трехлетнее чадо воодушевленно распевает, купаясь в ванной: "Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна", это выглядит далеко не детсадовским репертуаром ) Но у нас эта песня числилась "осенней" - по наличию строк о перелетных птицах.
А вот с появлением этой книги наше чтение с малышами стало больше соответствовать февральской и майской патриотической тематике. Особенно радовались книге некоторые очень брутальные товарищи. Она читалась, рассматривалась и приобрела кодовое название "Про три танка", хотя танков на заглавной странице было четыре.
Сначала то, что на ее разворотах было так много воинственно настроенных детей, меня даже напрягало. Но книга давала хорошее представление о разнообразии военных специальностей и родов войск. Причем, на игровом материале. Игрушечные кони, танки, самолеты. И пограничники, пулеметчики, летчики, моряки, санитарки. Даже о противогазе появился повод рассказать.
И книга сменила на боевом посту тонкую книжечку Баруздина "Шел по улице солдат", потому что была малышам ближе и понятней. А Баруздина стали читать чуть позже. И "Поход" Гайдара тоже.
"Живые буквы" очень разнообразили хоровод наших азбук, которых у нас уже прилично больше двадцати.
И разнообразие профессий, показанных на страницах, резко подняло рейтинг книги, несмотря на черно-белые иллюстрации к этому произведению. Зато они очень "настоящие" - детей, привыкших к мультяшности персонажей, они форменным образом поразили!
Так внимательно и так подолгу смотрели!
Вообще как пособие по ранней профориентации тоже отличная вещь! ))
И после рассматривания крупных рисунков прекрасно повторно читался "Общий парад - все буквы подряд!" даже с малюсенькими картиночками. Их опознавали сразу.
Вообще чтение этой книги - как введение в историю для малышей.
Не понимаю почему бы вот эти странички не переиздавать тонкой книжкой на скрепке каждый год к 23 февраля. По-моему очень востребованное чтение. Особенно в детских садах. И ничего особенно милитаристского и агрессивного, и галочка по проведению мероприятия по патриотическому воспитанию )
И масса игровых мотивов.
P.S. Прошу ни в коем случае не воспринимать этот пост как какую-нибудь скрытую пропаганду или политический акт. Просто делюсь нашим обычным тематическим февральским чтением.
И еще одна страничка из книги Сегодня праздник - февральская.
Тоже нравится именно своей детскостью, простым упоминанием старинной приметы и мирным призывом покормить птиц.