Книги Анны Анисимовой. Возвращение в детство
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)Две книги Анны Анисимовой. Две книги о сибирском детстве. Это не дилогия и книги разные, но тем не менее мне очень хочется поставить их рядом, соединить, связать. Хотя они и без меня уже связаны самим автором. Связаны посвящением. И именно этим очень и очень откликаются и трогают.
Книга рассказов-зарисовок "Кедровый слоник" посвящена папе, а маленькая повесть "Мой домашний айсберг" рассказывает о детстве мамы автора.
Вот с нее я и начну. Потому что она рассчитана на более младший возраст и читать ее можно уже лет с 4-5, как только перейдете на длинное чтение. Потому что таким теплом веяло со страниц, описывающих громадную ледяную глыбу, что невозможно было не растаять - ни айсбергу, ни читательскому сердцу. Я спойлерю? Но ведь и так понятно, что каким бы коротким ни было сибирское лето, а сохранить без потерь ледяную глыбу посреди двора вряд ли получится. А вот книжка получилась такая светлая и душевная, что вот совсем-совсем без потерь, кроме одной - она все-таки заканчивается...
Мне так нравятся географические привязки в книгах, упоминаемые в них названия! Я давно привыкла читать книги с географическим атласом, картой или глобусом - еще с тех пор, как доказывала маленькой дочке, что "Элли и Тотошка вернутся в свой Канзас". Она же упорно пела "Танзас" и не соглашалась со мной, пока я ей сто раз не сказала, а потом пальцем в карту не потыкала. Вот это было потрясение! Она долго не могла поверить, что Канзас существует на самом деле...
А тут - Лена! С первых строк детям, в отличие от нас, взрослых, не сразу понятно, что это за неведомая могучая Лена, каждую весну являющаяся в гости, заставляющая людей наводить в доме определенный порядок, убирая все ценное повыше - на чердак, и затем на время переезжать в дома на горе. Лена, которая заходит в каждый двор, а то и дом на берегу протоки, да еще и норовит что-то захватить с собой, уходя - то тачку, то забор, то здоровенный буфет. А однажды она оставила во дворе целую большущую льдину! И этот айсберг, забытый Леной, оказался для девочки необыкновенным подарком, и удивительное лето, проведенное в играх с ним, запомнилось на всю жизнь.


История, рассказанная от первого лица очень простыми словами и короткими предложениями - такая по-детски наивная и такая трогательная! И столько в ней узнаваемых деталей моего детства, что сердце щемит... Вот вместе с Наташей я сажусь за руль мотоцикла. Дрын-дрын-на-на!!! И тарахтит мотор, галдят-верещат в коляске и на заднем сиденье братья-сестры, а я впереди, у руля, на бензобаке, я маленькая и моя голова не мешает дяде Коле смотреть вперед, на дорогу, когда он нас катает. Дрын-на-на! Орали мы, залезая на дяди Колин "Иж", стоящий у них во дворе и мысленно мчались куда-то, дергая тяжелый руль и поднимая клубы пыли в своих головах. Дрын-на-на! Тарахтели мы, усаживаясь верхом на скамейки или бревна и "заводя" невидимые моторы. Дрын-на-на! Я так давно не слышала этого из детских уст! Они сейчас воспроизводят в играх совсем другой набор звуков, в основном имитирующий вой сирены или реактивного двигателя. А здесь все мое.
Я читала книгу своими детскими глазами. Я играла с Наташей, вспоминая наши детские игры, пела с ней песни, радовалась и огорчалась, периодически выныривая на секунду-другую из детства, чтоб поразиться доброте и мудрости Наташиной мамы, устроившей для айсберга праздник возвращения. Для меня она стала еще одним образцом идеальной книжной мамы, прочесть о которой хочется посоветовать всем-всем-всем.





Спасибо автору за пронзительное ощущение настоящести жизни, за незабываемое детское ощущение ее огромности, которое чувствовалось в строках "широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек".
Иллюстрациями все восхищаются, но мне все же хотелось бы чего-то другого - мощного, яркого, более реалистичного и по-детски радостного. Уже хватило других книг для знакомства с художницей и совсем не хочется однообразия героев разных книг любимых авторов, которые словно сошли с неумелых детских рисунков.
В этой замечательной книге есть пространство, где художник может размахнуться на что-то гораздо большее!
Вторая книга уже для читателя постарше.
В ней небольшие зарисовки о природе Сибири, о жизни в далеком поселке, о детских мыслях, переживаниях, связанных с разными случаями, эпизодами, обстоятельствами. Воспоминания о детстве с сильным "географическим" акцентом.
Они такого "хрестоматийного" формата. Похожи на тексты в хрестоматиях о природе, к которым мы привыкли. Но в тех текстах мысли взрослых авторов, рассказанные для детей, переданные простыми понятными словами, а здесь воспроизводится детское восприятие, хотя это не рассказы, а именно зарисовки, эссеистика. Я люблю такое спокойное вдумчивое чтение. Нравится сочетание простоты и поэтичности текста. Я признательна за то, что мне доверяют давние наивные детские секреты, мысли, откровения. Многое откликается, ведь алтайские леса мало отличаются от сибирских - те же заросшие лесом сопки, те же до боли знакомые пейзажи и названия. Очень схожие впечатления, часто перекликаются с моими в те времена, когда после жизни в городе, а затем в степном селе, я открывала для себя мир совершенно другой природы.







Для меня стала книжкой-медитацией )
Рекомендую всем, кто любит рассказы о природе.