Чтение в январе 2023
дневник читателя
Кроме рождественских историй из книги от "Речи" с иллюстрациями Николая Устинова, вот, что читала дочка или мы вместе или она, а я за ней :
ГАРРИ ПОТТЕР
Мама Поттера, мягко скажем, не любит, а дед Мороз к нему благосклонен... На фото новогодние подарки.
"Год с волшебством" - книга на все дни года. Каждый день - отрывок из саги.
Дочка, конечно, первым делом прочла все цитаты, связанные со Снейпом)

Вторая книга - раскраски со светящимся эффектом. Лежит пока не раскрашенная)

"САМАЯ-САМАЯ"
Эту книгу дочка получила тоже в подарок на праздники - от одноклассника. Сам он её не читал, читала его мама) И сказала, что это самая-самая книга! Мне очень любопытно, но дочка велела не читать, пока она сама её не прочтёт. Ждём-с)
Это перевод с голландского. Про девочку, живущую у маяка.
27 ЯНВАРЯ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДА
Взяла за правило в конце января читать с дочкой книгу о Блокаде.
В этом году юбилейная дата : 80 лет со дня прорыва Блокады, 18 января 1943.
Должна остаться живой, Л. Никольская
Я уже читала эту книгу раньше. Она мне понравилась. И при втором прочтении тоже нравится.
Это не советская детская литература о блокаде. Книга современная, т.е. есть роптание героев на власти (умеренно, без перекоса в антисоветчину), описание преступной деятельности отдельных элементов. Совсем не все ленинградцы герои.
Вообще, дочка заметила: что ж взрослые такие злые все. На мой взгляд, они не все злые. Они голодные, изможденные, нервные.
Ещё отметила: как же отец Мани пьянствует? Откуда у него алкоголь? А я не знаю...
И нашла Майю наивной для своего возраста - ей 10 или 11 лет.
Я не так предвзята) Мне показалась книга в целом светлой, если можно так сказать о книге о блокаде. Девочка Майя - такая славная.
Ценно ещё мне в книге: переплетение суровой блокадной жизни с жизнью довоенной. Вставки из прошлого. Всё это в восприятии Майи. Как хрупок мир, как самое обыденное есть ценность или, наоборот, то, за что цеплялись - мещанское и показное - обнуляется. Действие книги происходит в декабре 1941.
По теме блокады хорошая книга, на мой взгляд, для школьных списков чтения.
Один из персонажей - котёнок, которого Майя нашла в подвале, ползая там в темноте в поисках когда-то туда закатившейся банки монпаньсе. Девочка его выхаживает. Он тоже должен жить!
Есть реальные истории уникальных котов, переживших блокаду. Кот Максим, кот Васька, кот Маркиз. Маркизу ведущие доктора сделали после войны... зубную челюсть!
В 1943 из Ярославля в Ленинград привезли котов бороться с крысами, своих уж не было - это известный факт. В современном Питере есть памятники котам-блокадникам.
Животные на войне, Виктор Кокосов
Глава о кошках.
В книге Никольской упоминается популярный на тот момент фильм "Тимур и его команда". Он вышел на экраны незадолго до войны. Девочки очень увлеклись: называли себя Женями и хотели быть тимуровками.
Мы посмотрели какие-то эпизоды. Весь фильм дочка не захотела смотреть. И книгу не хочет читать. Говорит, что не любит Гайдара. Удивительно. Читали-то только про Чука и Гека и давно) Правда, что не особо понравилась ей эта книга.
Я сама прочла воспоминания Дмитрия Лихачёва.
На самом деле здесь не только о блокаде. Начинается со светлых детских воспоминаний. Митя жил в Петербурге, а лето проводил в дачном Куоккале, где соседями были Репин, Чуковский, Горький и др. Счастливое детство на берегу Финского залива! Старая Россия... Потом интересное студенчество: ещё высокий уровень университетского образования, старые профессора... Арест, Соловки, Беломорканал. Освобождение. Война, что застала Лихачёвых в Ленинграде. Вернее на даче у Гатчины, но они вовремя сориентировались: вернулись в город, успели сделать возможные запасы продуктов ещё летом. Детей, кстати, прятали от принудительной эвакуации (!), что проводилась до блокады.
Вот такие предусмотрительные люди, видимо, смогли выжить. Ну и ещё люди нечестные.
Семья Лихачёва - он, жена и дети - были эвакуированы в 1942.
Цитаты Д. Лихачева :
"…Голод несовместим ни с какой действительностью, ни с какой сытой жизнью. Они не могут существовать рядом. Одно из двух должно быть миражом: либо голод, либо сытая жизнь. Я думаю, что подлинная жизнь - это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие - злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса."
"Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. Он был «левый» художник, из старинной аристократической семьи, его знали Аничковы. Аничковы передали нам два его наброска, написанные перед смертью: красноликий апокалипсический ангел, полный спокойного гнева на мерзость злых, и Спаситель - в его облике что-то от ленинградских большелобых дистрофиков. Лучшая его картина осталась у Аничковых: темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба - покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах - изображение древнерусского храма (может быть, это храм Покрова-на-Нерли - первого Покровского храма). Надо, чтобы эта картина не пропала. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было…".
"Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана. Из ленинградской блокады делают «сюсюк». «Пулковский меридиан» Веры Инбер - одесский сюсюк. Что-то похожее на правду есть в записках заведующего прозекторской больницы Эрисмана, напечатанных в «Звезде» (в 1944 или 1945 г.). Что-то похожее на правду есть и в немногих «закрытых» медицинских статьях о дистрофии. Совсем немного и совсем все «прилично»...".
"Были ли ленинградцы героями? Не только ими: они были мучениками…".
Вторая часть книги - воспоминания об этом периоде других ленинградцев.
Это страницы из дневника заводского мастера Фокина В.В. Он с женой были в Ленинграде, тогда как дети остались у бабушки во Пскове - и они ничего не знали об их судьбе. Псковская область быстро была занята немцами.
Есть интересный док фильм Сергея Лозницы "Блокада" : реконструкция кадров и звуков улиц Ленинграда в те годы. Никаких авторских комментариев, никакой музыки.
О ЛЮБВИ
Солнечное затмение, Альберт Лиханов
Первое светлое чувство между подростками, в жизни которых есть серьёзные испытания. Осознание бесперспективности отношений, боль. И принятое решение: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!». Приятно видеть ответственного мальчика - за родителей, за девочку, за голубей.
О ШКОЛЕ
Школьные страдания, Д. Пеннак
- Мама, а разве можно в книгах мат печатать?
- Да где ж ты такое видела?!
В книге Пеннака... Она читает её на русском. Я представляю, какое слово присутствует в оригинале. К сожалению, очень часто употребляемое слово даже школьниками. Но всё же перевести его стоило иначе. Есть синонимы) И во французском это слово стилистически не равноценно русскому матерному. В общем, я напряглась. Что же это за книга, для какого возраста. Автор-то известный, его и в французской школе читают. И название позволяет думать, что это школьные истории.
Дочка говорит, что книга автобиографична: Пеннак был сложным и нелюбимым учителями учеником. Ему внушали, что из него ничего путного не выйдет. К счастью, есть ещё в школе Учителя с большой буквы. И большая удача двоечнику и хулигану такого встретить.
Видимо, Пеннак очень откровенно написал о своём школьном опыте.
А во взрослой жизни он работал школьным учителем)
ОКОЛО МУЗЫКИ
Грустный гном, весёлый гном, А. Турханов
Дочка прочла две трети книги и... бросила. Я помню, что книгу в ДК хвалили. Хочу сама прочитать.
История о музыкально одарённом мальчике.
БОТАНИКА
Рассказы о цветах, В. Ветлина
В школе проходят пестики-тычинки. Я поняла, что дочка запуталась, что к чему. Основная задача - термины запомнить и правильно на картинке указать...
Книжка чудесная! Очень просто объясняет, как происходит размножение цветочных растений и прочие темы.
Атлас, И. Черепанов

Тюльпан, В. Назаркин
Это не ботаническая, а культурологическая книжка.
Случайно выяснилось: дочка не знает о связи между Голландией и тюльпанами. Меня это очень удивило)
При этом дома уже пару лет как лежит скрепка от "Настя и Никита". Нечитанная.
Вот, что ещё откопала)
Чувствую, надо на каникулах читать. Потому что школьная программа - "галопом по европам". Чуть-чуть о том, чуть-чуть об этом. Нет базы, нет продвижения вперёд.
***
Спасибо за внимание!
Всем интересных книг!
Лучший ответ
"Гнома", может, ещё дочитает.
"Три девочки" читали пару лет назад. Да, это щадящая книга.