Читаю в июне 2024
дневник читателя
Буду вредничать))
Детское и подростковое
А.Созонова. Чукля
Мальчик с непонятным, но очень серьезным заболеванием долгое время находится в больнице. Папа приходит раз в неделю, он много работает, чтобы иметь возможность держать сына в отдельной палате; мама неизвестно где (она еще появится и покажет себя не с лучшей стороны). Мальчик сводит дружбу со странной нянечкой по прозванию Чукля - и в его однообразной больничной жизни начинают происходить довольно интересные события. Перед нами проходит галерея лежащих в соседних палатах мужчин, каждый со своим характером и со своей историей. Герой напитывается этими историями, учится сопереживать, не проходить мимо горя и несправедливости, делать важные чудеса своими руками. В книге есть магия, и она ее не портит вплоть до финала, который не удовлетворил совершенно.
С.Дробышевский. Происхождение человека
Веселая и познавательная история о ребятах, которые создали канал на ю-тубе, чтобы выиграть конкурс, но так погрузились в материал (а рассказывать они в своих роликах решили, как видно из названия, о происхождении человека), что даже конкурс стал не так важен (хотя они его выиграли, конечно)) Эта книжка понравилась безоговорочно, настолько в ней всё чётко, ясно, понятно, но в то же время забавно и изобретательно.
Н. Евдокимова. Одна к десяти
В городе, в котором происходят события, раздельное обучение, причем и мальчишки, и девчонки очень даже этому рады. Но вдруг в качестве эксперимента в один из старших классов мужской гимназии отправляется девочка, а в женскую гимназию - мальчик. И не так-то просто им приходится (и окружающим, кстати, тоже). Но постепенно героиня становится просто необходимой частью мальчишеского коллектива, помогая каждому из них найти себя и по-настоящему проявить. Книга веселая, где-то я прямо ухохоталась. Ну как вам, например, такой пассаж (когда девочке объясняют, почему у них не будет географии): "Вместо географии у нас всегда физкультура, а если не физкультура, тогда географии все равно не будет, потому что учитель географии - это учитель физкультуры, и когда одного нет, тогда и другого нет, а география нам не нужна, потому что мы ее в прошлом году всю прошли, а в этом, может, всю физкультуру пройдем, но это еще не точно". Но, как всегда у Евдокимовой, здесь много абсурда. Порой чересчур много. И смысл от этого страдает и теряется. Поэтому книга скорее не понравилась, чем понравилась.
А. Красильщик. Тайна месье Каротта
Эта книга - продолжение так понравившейся мне книги "Давай поедем в Уналашку". И мне кажется, автору не стоило ее писать. Уступает она первой части очень сильно. Зацепила здесь только одна линия - переживания ребенка по поводу скорого появления в семье брата или сестры. Переживания эти выписаны просто очень здорово, в самых разных их проявлениях. Что касается основного сюжета - поиска сведений о предках нового французского друга героя (а предок его - бывший офицер наполеоновской армии, оставшийся после войны в России) - настолько неправдоподобная и какая-то из пальца высосанная, прямо даже неудобно становится. Хотя, может, для младших школьников и ничего.
Е.Рыкова. Высотка
Вообще не поняла адресной направленности этой вещи. Сюжет (если это можно назвать сюжетом) крутится вокруг многоэтажного дома, где живут друзья: девочка Саша и мальчик Саша. Помимо их довольно странных семей, в доме еще куча разных людей со своими историями (фантастическими до фееричности) - ну и истории эти постепенно на читателя вываливаются. Почему не очень понятно, для кого это: сюжет явно рассчитан на детей, а вот шутки, приколы, отсылки - однозначно на взрослых. Может быть, так было задумано? Ведь современные реалии здесь переплетаются с реалиями 80-90-х. Но все равно неясно, зачем, для кого, кому это может быть интересно и понятно. Не понравилось совершенно.
Е.Каграманова. Далеко за лесом
А эта книжка понравилась. У 16-летней Майи пропал 6-летний братик, исчез ночью из запертой квартиры. Неожиданно отец сообщает ей невероятное: члены их семьи имеют способность проваливаться во сне в другой мир. Когда-то в детстве Майя и сама туда провалилась, тогда вслед за нею отправился папа - и спас, вернул назад. Теперь его способности утрачены и за братом должна отправиться Майя. Но на всё-про всё у нее лишь 3 дня, потом она забудет, кто она и откуда. Миссия опасна: в том мире таких пришельцев считают ведьмами, ловят и сжигают на костре, поэтому важно не выдать себя. Майя находит брата практически сразу, но оказывается втянута в детективную историю, связанную с похищением младенца, которую должна помочь расследовать. И, несмотря на смертельную опасность, Майя проявляет себя не только как талантливый сыщик, но и просто как очень хороший человек)
Книги из серии "Всякое такое"
Про первые три писала отзыв. "Лучшая девочка на свете" показалась довольно слабенькой. "Алёна на чердаке" пусть не идеальной, но весьма интересной. "Шмапс!" дико смешным.
Еще одна книга серии - сборник рассказов разных современных авторов "Здесь был Саша". Рассказы неровные (но это, в общем-то, нормально для любого подобного сборника). Но общую задачу они выполняют замечательно. А задача - показать, что даже спустя 225 лет со дня рождения Пушкин всё еще играет далеко не последнюю роль в жизни подрастающего поколения) Мало того, он перестает быть бронзовым памятником и чем-то неприкосновенным, он словно спускается с пьедестала, становится просто человеком, не переставая при этом быть "нашим всем"))
Л.Каримова. Последний Хранитель
Книга из той же серии. Крайне слабенькая, по-человечески не отредактированная, с рваным сюжетом и невнятным посылом. События скачут из 2015 года в 90-е и обратно. В их центре - некая группа людей, мипы, которые занимаются тем, что ловят желания (которые существуют в виде бабочек) и отправляют их в небо, чтобы они сбывались. Но когда-то в 90-х один из мипов захотел власти и исполнения собственных желаний, в результате главный Хранитель оказался на долгие годы заперт в подземелье, а его особый ключ перешел к внучке (которая живет обычной человеческой жизнью и знать не знает о своем происхождении и призвании). По стечению обстоятельств она вместе с братом-инвалидом приезжает в деревню к бабушке - и тут начинают твориться странные вещи, лишенные не только логики, но и смысла. В общем, задумка сюжета очень интересная, но воплощение - просто беда. Я уж молчу про многочисленные грамматические и лексические ошибки и россыпь запятых к месту и не к месту.
Ю.Олеша. Три толстяка
Как я любила эту сказку в свои 12-13! Как я хотела перечитать ее с иллюстрациями Михаила Бычкова! И какое же удовольствие я получила! Несомненно, сюжет я знаю очень хорошо, но сколько же нового для себя открыла в этой полной юмора, иронии, неожиданных рассуждений истории! А иллюстрации Бычкова погружают в особый мир, туда действительно проваливаешься, это не иллюстрации ради красивой картинки, не ради любования, они не ах какие раскрасивые, они именно создают атмосферу сказки. Очень рада, что не пожадничала - и купила любимую сказку именно в этом издании. Думаю, еще не раз ее перечитаю)
Плавно перехожу к взрослому чтению.
Ю.Олеша. Ни дня без строчки
Книга, созданная буквально из обрывков воспоминаний, сложенная из отдельных листочков, собранная, как мозаика, из мыслей писателя его женой и другом после смерти Олеши. Книга, которая писалась всю жизнь. Мне понравилась часть, касающаяся одесского детства писателя, его самых первых воспоминаний, учебы в гимназии, первых друзей. Было маловато событий дальнейшей жизни. И просто очень понравилась часть с воспоминаниями о писателях, с которыми лично был знаком Олеша, и мыслями о тех, с кем он лично познакомиться никак не мог - теми, кто составлял для писателя его "золотую полку": Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Островский, Гончаров, Твен, Уэллс, Уайльд.... Сколько метких, точных замечаний, характеристик! "Как они, Гоголь, Пушкин, заслонили собой почти всех, кто писал одновременно!" "...так ли уж важен синтаксис, когда пишет Толстой. Только он и писал этим своим толстовским, неправильным языком, и никто этой манеры не позволил себе унаследовать". А вот это высказывание как нельзя более подходит современной литературе, где писатели словно соревнуются друг с другом в цветистости языка и всяких речевых изысках: "...получается такое впечатление, будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение - в данном случае определять предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, еще происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу - вот именно этот сеанс называния красок. Это снижает достоинство рассказа. В конце концов мы, писатели, знаем, что всё на всё похоже, и сила прозы не в красках".
С чем-то можно поспорить, конечно. Что-то сумбурно, чего-то явно маловато. Но все равно классно)
Еще одна, скажем так, мемуарная вещь. Эльдар Рязанов. Подведенные итоги.
Конечно, это было очень интересное чтение, поскольку фильмы Рязанова я люблю. Автор рассказывает о съемках, трудностях и радостях, с ними связанных, о том, что он хотел донести каждым своим фильмом, об артистах, с которыми ему посчастливилось (только так! ни одного разочарования, только благодарность и радость) работать. Чего мне показалось чересчур, так это именно этих постоянных перечислений и изъявлений благодарности. Чего мне показалось маловато: актерских баек и, как ни странно, юмора. Осталось ощущение, что беседуешь с очень умным, интересным, но довольно занудным собеседником, который старательно навязывает тебе свою точку зрения. Хотя в самоиронии и признании своих недостатков ему не откажешь) А у меня появилось страстное желание пересмотреть некоторые любимые фильмы Рязанова и познакомиться с еще не знакомыми (как, например, фильм про Андерсена).
Л.Алексеева. Что придумал Маяковский
Из этой серии Арт-Волхонки у меня есть книга про Фаберже, купленная на волне восторгов после посещения музея, и книга показалась очень красивой, информативной, но суховатой по сравнению даже с аудиогидом музея. А вот про Маяковского понравилась целиком и полностью. Перед читателем проходит вся недолгая, но очень яркая и насыщенная событиями жизнь большого во всех смыслах человека. Автор смог кратко, но удивительно емко рассказать буквально обо всём, чем жил, что любил и что ненавидел Маяковский, снабдив рассказ ярким и всегда попадающим в точку иллюстративным материалом. Рада, что книга есть у меня, буду еще к ней обращаться обязательно еще что-нибудь о Маяковском почитаю. Уже тянет))
И последнее, самое большое. То, с чем я прожила весь этот месяц. Горячо рекомендованное Ларисой пятикнижие Анастасии Тумановой "Полынь - сухие слёзы"
Это неспешная, очень красивая история нескольких семей, происходящая в 50-60-х годах 19 века. Её герои - люди разных социальных классов: русские и польские дворяне, крепостные крестьяне, каторжане, студенты... В центре - судьба Никиты Закатова, нелюбимого сына помещика. Заброшенный отцом в детстве, он был затем отправлен в кадетский корпус, служил, воевал и по воле судьбы вновь вернулся в родовое поместье. Во время учебы он подружился с Михаилом Иверзневым и стал практически частью его большой семьи, всю жизнь испытывая чувства к сестре друга Вере. Весь роман - это путь друг к другу этих двух замечательных людей, сверхположительных,открытых только добру и правде. Кроме этой, основной, в романе присутствуют еще несколько линий: семья крепостных Силиных, братьев (хоть и неродных) Антипа и Ефима и внучки деревенской ведуньи Усти; крепостной художник и его чрезвычайно одаренная дочь Варенька, ее любовь с молодым барином и еще ряд сюжетных линий, которые, расходясь, все-таки тесно переплетаются между собой. Здесь есть и приключения, и настоящие драмы и трагедии. Здесь отражены события общественной жизни, происходящие тогда в стране: отмена крепостного права и его последствия, хождения в народ, движение за освобождение Польши и т.д. Слушать (а я слушала) интересно и просто приятно: красивый язык, захватывающий сюжет, яркие герои. А самое главное, это своего рода релакс, ведь, несмотря на порой драматизм происходящего, знаешь, что всё закончится хорошо. Автор умело убирает с пути лишних, мешающих главным, героев - и всегда восстанавливает справедливость, пока читатель еще не успел испереживаться по-настоящему))
Это был мой читательский июнь.