Читаю в июле 2024
дневник читателяВ этом месяце было много подросткового
По мере увеличения возраста читателей)
В.Ледерман. Удивительная девочка
Сборник приятных веселых историй из жизни пятилетней девочки. Детский сад, друзья, семья (мама с папой + бабушка с дедушкой), игры, заботы, фантазии... Восторга, как от Василькина, не испытала, но все равно получилось очень миленько. А если учесть, что современных книг про дошколят и одновременно для дошколят не так и много, этот сборник особенно ценен. Только вот не знаю, как расценивать повторяющуюся рефреном в конце каждого рассказа фразу "вот какая удивительная девочка", как отсылку в "Усатому-полосатому" или как плагиат?
Д.Касьянович. Привет, волки!
На эту книгу писала отзыв. История о мальчике, страдающем не то что от непонимания, а даже просто от отсутствия элементарного общения с родителями. Зато у него такая фантазия, благодаря которой он не только смог устоять и остаться собой, но и помог протянуть ниточки, соединяющие разобщенных членов своей семьи.
Г.Згардоли. Феноменальный П.Т. Гелиодор
Книга о еще одном фантазере, про которую писала в том же посте. Этот подросток из Америки позапрошлого века благодаря своему воображению смог выбраться из нищеты и помочь не только своей семье, но и другим людям, в этой помощи нуждавшимся, и к тому же организовать самый настоящий театр (хотя в современном представлении это, конечно, больше цирк))
А.Портин. Радио Попова
Немного странноватая, но неплохая история о страдающем от одиночества мальчике, мамы у которого нет, а папа постоянно в командировках, да и когда он дома, не обращает на сына внимания, а, уезжая, может забыть даже оставить ему денег на еду. Но однажды герой знакомится с необычной женщиной, которая по ночам приносит посылки вот таким, как он, забытым детям. Оказывается, есть целая организация Чуткоухих - людей, обладающих редким даром слышать вздохи забытых детей, и все они по мере сил детям этим помогают. Включается в работу и наш герой. Он случайно нашел на чердаке своей благодетельницы старинное радио, созданное самим Александром Поповым, и теперь по ночам ведет передачи для брошенных ребят. Ведь забытыми можно, оказывается, быть и при постоянном наличии родителей дома...
Е.Трофимчук. У меня появился брат
Хорошая, но какая-то слишком короткая история о 10-летней девочке, у которой неожиданно появляется старший брат - сын ее отца, о котором и сам он раньше не знал. И пока идет непростая адаптация, притирка членов семьи, жизнь которой так резко изменилась, друг к другу, возникает проблема, решить которую нужно незамедлительно, у самого мальчишки, ведь у него за спиной тоже много всего осталось, чего не вырвешь с корнем. Несмотря на множество проблем, книга очень тёплая, вселяющая веру в то, что хороших и понимающих людей вокруг гораздо больше, чем плохих. И 2 фразы, которые определяют идею и настроение книги: "Человек. которого любишь, хранится во всём - даже в комбинации цифр", "Родные люди - это когда так. Когда кого-то любишь, даже не зная про то, что он у тебя есть".
Е.Трофимчук. Спринт.
Еще одна книга того же автора. Тоже про семью, про родных и близких людей, которые вдруг могут оказаться очень далекими (в плане расстояния), про первую любовь, про целеустремленность, про ошибки взрослых, которые очень больно бьют по их подросшим, но не окрепшим еще духовно детям. Главному герою Сергею 13. Он профессионально занимается легкой атлетикой, дружит с девочкой из своей спортшколы. Неожиданно его родители разводятся, мама выходит замуж за иностранца и уезжает в Италию. Тяжело это переживает и отец, и Сергей. А тут еще приходит к ним в класс новенький, с которым теперь приходится делить Аню, которая, казалось, будет рядом всегда, ведь они давно понимают друг друга без слов.
Каждая глава начинается какого-то небольшого высказывания, касающегося спринта (ну или спорта в целом), тесно связанного с содержанием этой главы, а может быть, и всей повести. "В спринте есть важное правило: нельзя выходить на чужую дорожку во время соревнований. Столкновение на большой скорости всегда заканчивается травмой", "В спринте нельзя замедляться. Если чувствуешь, что скорость падает, надо вспомнить, почему так важно добежать"... Такой прием очень напоминает книгу "Повнимательнее, Картер Джонс", но только там столько было насовано этого крикета, что даже не хотелось ломать голову над ассоциациями, а здесь всё очень прозрачно и здорово.
А главная мысль всё та же: "Быть с кем-то - это не только жить в одном городе или в одной квартире".
А.Стрельцова. Шишкин корень
История мальчика-попаданца, провалившегося в Нижний Новгород конца 19 века. Писала о книге отзыв.
Е.Рудашевский. Почтовая станция Ратсхоф
В том же посте рассказывала и об этой книге. Приключения старших подростков из Калининграда с многочисленными отступлениями в историю города.
Е.Аксёнова. Сосновая крепость
Очень классная книга. О взрослении, о поиске себя, о дружбе, о первой любви. О том, как остаться собой, не потерять себя. О том, как взгляд на окружающих, отношение к происходящим событиям формирует тебя самого, склонен ли ты простить и поблагодарить или предпочитаешь бесконечно расчесывать раны, видя вокруг врагов. И о взрослых, конечно. Снова о взрослых, которые, как обычно, не понимают, как их поступки, и нынешние, и очень давние, влияют на подрастающих детей.
Главный герой по стечению обстоятельств проводит лето один на даче. Родителям, конечно, становится гораздо спокойнее, когда ему составляет компанию друг. На этого друга они могут рассчитывать, ему они могут доверять на все сто, ведь много лет назад он спас их тонущего сына. Но действительно ли спас? И друг ли он в полном понимании смысла этого слова? Готов ли герой и дальше быть придатком, вольно или невольно выполняющего всё, чего его друг хочет, или это уже перебор - и пора вынырнуть из небытия той его части, которая словно утонула когда-то?
Е.Аксёнова. Пешком по небу.
И еще одна книга Екатерины Аксёновой. И тоже очень крутая, хотя и очень тяжелая, ведь трагедия, предчувствие которой порой так явно ощущалось в "Сосновой крепости", здесь произошла...
У 12-летнего Мишки трудный период в жизни. Его достают одноклассники (не то чтобы травят, но жизнь портят). Его отфутболивает друг (не то чтобы игнорит, но постоянно находит поводы не общаться). У него проблемы в семье (не то чтобы его не любят, но мама вышла замуж, отчим постоянно докапывается, в Мишкиной комнате теперь живет старшая сводная сестра, а Мише приходится ютиться на кухне). А тут еще телефон пропал, а Мишке просто необходимо что-то там посмотреть! Последней каплей становится несправедливое обвинение отчима и угроза выпороть. Миша уходит из дома и не возвращается. Его тело находят возле многоэтажки. Он сбросился с крыши.
Это начало. А дальше мы видим людей, которые не могут себе этого простить, которые обвиняют в случившемся себя. Мама. Отчим. Сводная сестра. Друг. Обижавший Мишу одноклассник. "И каждый винит себя. И каждый виноват! И не виноват. Если разделить вину на всех, получится по чуть-чуть. Только этого чуть-чуть хватит, чтобы прожечь в человеке дыру размером с солнце. От человека ничего и не останется". А потом друг находит потерянный Мишкин телефон - и перед ним, и перед сводной Мишиной сестрой, которой он свою находку показал, открывается столько всего, чего они даже и не подозревали в тихом забитом мальчишке. Они идут по его следам, знакомятся с его знакомыми, о которых раньше и не слышали. Они читают его мысли - и сами становятся другими. А главное - разгадывают главную тайну, почему тогда мальчик оказался на крыше и что с ним произошло на самом деле.
Евгения Басова. Счастливцы.
Книга состоит из двух повестей.
Фантастическая повесть о молодом человеке, который открыл возможность путешествий в параллельный мир, который очень похож на наш, только там нет несчастных, потому что каждый занимается тем, что ему нравится, всем работа доставляет удовольствие, все друг друга поддерживают, технологии развиты очень хорошо, болезни побеждены и т.д. Герой перемещает в это мир смертельно больную мать, потом кого-то еще, еще, еще... и даже не замечает, уйдя головой в свои научные занятия, как мир вокруг начинает необратимо меняться, потому что всё больше здесь оказывается людей, которые не умеют быть счастливыми и не собираются позволять этого другим. Философская штука)
Реалистическая повесть с легким налетом нездешности) Героиня, уже взрослая и состоявшаяся в жизни женщина, приезжает в деревню, в которой проводила когда-то каждое лето, и встречает своего двоюродного брата - верного товарища по детским деревенским шалостям. Начинается поток воспоминаний, сначала относительно безобидных, становящихся постепенно всё более тяжелыми. Причем всё, связанное с деревней, для нее полно света, хотя были там и обиды, и драки, и травмы, и страх, и мерзости. А вот после деревни начиналась всегда школа, где у нее не было друзей, где ее дразнили, дом, где никто ее не понимал, чувство вины, сумбур в голове, из которого рождались порой жестокие и страшные поступки. Умеет Евгения Басова так писать, глубоко и жутко. И надежду давать умеет. Хотя финала я до конца так и не поняла.
Яна Летт. Мир из прорех
Спасибо Ирине, прослушала с удовольствием. Постапокалипсис, мир после События. 50 лет назад в результате большого эксперимента с электричеством в ткани пространства стали образовываться прорези, из которых в наш мир поползли всякие страшные существа: русалки, водяные, гарпии и т.п. Большая часть людей погибла, остальные собрались в селения и научились выживать. Главная героиня Кая - сильная, хорошо адаптированная к этой жизни девушка. Ее друг Артем - полная противоположность, зато он очень умный. Дед Каи - большой ученый в прошлом - работает над проблемой закрытия прорех и перед смертью просит Каю и Артема отнести его разработки ученым в далекий Северный город.
Первая часть - это полное опасностей путешествие героев в Петербург, а потом из него - в Красный город (чем-то напоминает "Метро" с его многочисленными обществами, сложившимися после глобальной катастрофы, каждое со своими ценностями и антуражем, но здесь, по сравнению с Глуховским, лайт-версия, конечно)).
Вторая часть - события в Красном городе, где Артем находит себя среди ученых, но в результате всё оказывается совсем не так, как казалось.
Третья часть - это путешествие Артема в мире по ту сторону прорех и приключения Каи в нашем мире, где она ищет возможности связаться с Артемом и еще одним дорогим для нее человеком.
В целом, мне понравилось. И финал устроил, и герои не разочаровали. Но последняя часть, самая длинная, показалась слишком затянутой, так и хотелось подсократить.
В.Дашкевич. Демон из пустоши.
На мой взгляд, самая слабая книга серии. Подозреваю, что у автора заканчивается фантазия. Здесь идет борьба за мировое господство, и участники этой борьбы готовы пойти на всё ради власти, даже выпустить в наш мир злобных и беспощадных тварей из Пустоши. Первая часть начинается очень интересно, но финал совершенно невнятный. Во второй вообще все только бьются, сражаются и применяют всякие магические способы защиты и нападения. Мне напомнило разные продолжения "Дозоров", которые писал уже не Лукьяненко, а его последователи)
Мир Пустоши не раскрыт вообще (а ожидалось). Аверин ни рыба ни мясо, и куда только его очарование делось? Даже Кузе не дал автор развернуться как следует, да и спасение его из Пустоши выглядит довольно убого.
Что-то мне подсказывает, что надо завязывать. Продолжения совсем не жажду.
Д.Пиколт. Домашние правила.
Спасибо Юле. Очень понравилась. Книга, интересная не столько своим детективным сюжетом (хотя и им тоже), сколько историей юноши с синдромом Аспергера, глубоким проникновением в его внутренний мир, так не похожий на мир обычного человека, описанием жизни его семьи, матери, брата, вынужденных подстраивать свои интересы, свои привычки, даже свой распорядок дня под него, Джейкоба, который в данный момент помешан на криминалистике, на раскрытии преступлений, в результате чего сам оказывается на скамье подсудимых, обвиняемый в убийстве своей молодой наставницы. А ведь, с точки зрения Джейкоба, он всего лишь выполнял домашние правила: убирал за собой и защищал младшего брата...
Яна Вагнер. Тоннель
Спасибо Лене. Крутейшая вещь. Около 500 человек оказываются по неизвестной причине заперты в тоннеле под Москвой-рекой. И, как всегда в критических ситуациях, в людях начинает проявляться истинное лицо и выползать порой такое, о чем в обычных условиях и подумать неприятно. Ситуацию осложняет наличие среди отрезанных от мира некоего высокопоставленного старика. преследующего какие-то свои цели, и беглого преступника, выступающего умелым провокатором. За неполные двое суток белым и пушистым в этом обществе остается только кот, за которого, если честно, я переживала больше всех) Много мыслей после прослушки (кстати, озвучка шикарная), даже в кучку их собрать сложно. Но понравилось просто очень. Несмотря на мат)
М.Лунде. История пчёл
И снова спасибо Юле. Не скажу, что в восторге, но что-то в этой книге есть. По структуре она мне напомнила "Облачный атлас", только более упрощенный, там больше сюжетных линий. Здесь всего 3: Уильям, глава большого семейства, многодетный отец, когда-то подававший большие надежды естествоиспытатель, увлечен разработкой идеального улья для приручения пчел (Англия, середина 19 века), но его преследуют неудачи. Джордж, владелец огромной пасеки, мечтает, чтобы сын продолжил его дело, а тот хочет стать журналистом (Америка, начало 21 века), но все их размолвки уходят на второй план, когда в результате неизвестного недуга сотнями начинают гибнуть пчелы. Тао, молодая женщина, работающая опылителем в мире, где не стало пчел (Китай, конец 21 века), полна решимости разобраться в причинах странного заболевания своего трехлетнего сына, найти больницу, где его держат, и выяснить, как всё это связано с заборами и полицейскими постами вокруг фруктового сада, где ему стало плохо. Сходство с "Облачным атласом" в том, что эти сюжетные линии вообще друг с другом не связаны, хотя ближе к концу они, словно звенья одной цепочки, все-таки сближаются и соприкасаются, пусть и не тесно. Интереснее всего было читать историю Тао. В целом текст показался интересным, хотя порой неоправданно затянутым. А финал... фигня какая-то, а не финал.
Тэффи. Моя летопись. Воспоминания.
Очень понравилось. Ярко, метко, с зашкаливающим юмором и оптимизмом о забавном - и о страшном. С поразительной иронией - о себе и окружающих. Масса портретов известных и неизвестных писателей, искрометно смешных и трогательных. Жизненные зарисовки и забавные случаи. Жуткое путешествие в Одессу - и бегство из нее, описанное всё с тем же юмором и самоиронией.
Однозначно кандидат в топ года.
Что-то много получилось. Но подростковое - оно ж короткое))
Хорошего всем книжного августа!