Африканский дневник Николая Гумилёва
Поэты/писатели
***
Я спокойно отношусь к Елене Ваенге, но песни на стихи Гумилёва меня заворожило.
Одна из первых публикаций. Сборник "Жемчуга", 1910 г.
Эти стихи многие перекладывали . Я слушала Леонтьева, Налича, "Квартал", Павла Морозова. А нравится интерпретация Ваенги.
Высоцкий тоже пел про жирафа, но не Гумилёва)
Озеро Чад катастрофически быстро исчезает. Оно уже не такое, как можно увидеть в советских атласах.
А романтик Гумилёв его не видел - он описал в 1908 году свои грёзы. Африка его манила, и он с ней познакомился. Немного позже.
Этот жираф стал поводом для многочисленных шуток над Гумилёвым в его творческом окружении. Пародии, шаржи... злые они, собратья по перу) особенно Чуковский Корней.
Да и позже - когда Гумилёв будет им рассказывать о своих приключениях на жарком континенте - ехидства будет достаточно. "Гумилёв-африканец", "изысканный жираф" - это ещё невинные прозвища.
Это рисунок Николая Радлова.
Кто-то писал даже, что "Бармалей" - это пародия на Гумилёвского "Мика"!
***
Николай Гумилёв совершил несколько (три? четыре?) поездок в Африку! В 1909, 1910 и 1913 годах.
Передал богатую этнографическую коллекцию в Кунсткамеру.
Оставил замечательные путевые заметки! Но я только вошла во вкус, как... книга закончилась. Это неполные записи поэта, и те были чудом не утеряны.
Обложки "Огонька", т.к. впервые дневник был опубликован в этом журнале, в 1987 году.
Потом нашлась вторая часть путевых заметок! Не такое художественное изложение, как первая, иногда буквально пару фраз на один день путешествия. Их я читала в биографии Гумилёва.
«Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я провел в этой стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, где я бывал у раса (дэджача) Тафари, некогда губернатора этого города. Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абебе, где познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору бывшего императора российским поверенным в делах в Абиссинии. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академией наук», - писал в «Записях об Абиссинии» Николай Степанович Гумилёв.
В 1913 Гумилёв ездил в Африку со своим племянником, тоже Николаем, а в семье прозванным Колей маленьким. Николай Сверчков приготовил обширный материл об их экспедиции к изданию, но в вихре революции всё это утрачено.
Местом исследований Гумилёва стала Абиссиния. В то время монархическое государство, объединяющее современные Эфиопию и Эритрею. Там даже свой император был!
Я интерес Гумилёва к Эфиопии понимаю) Это особая страна. Древняя цивилизация, у них своя письменность! Одна из первых стран, принявших христианство. Правители её восходят, так принято там считать, к царю Соломону и царице Савской. Родина кофе) Есть там провинция Каффу - отсюда название напитка. Единственная на континенте не была колонизирована европейцами (а войны с ними были). И в тот период очень неплохо развивалась - правил страной Менелик II.
Я помню ночь, как черную наяду,
В морях под знаком Южного Креста.
Я плыл на юг: могучих волн громаду
Взрывали мощно лопасти винта,
И встречные суда, очей отраду,
Брала почти мгновенно темнота.
(...)
Но проходили месяцы, обратно
Я плыл и увозил клыки слонов,
Картины абиссинских мастеров,
Меха пантер - мне нравились их пятна -
И то, что прежде было непонятно,
Презренье к миру и усталость снов. (...)
Вышло немало биографий поэта.
Я просмотрела только "африканские главы".
Гумилёв без глянца
Книга построена из цитат самого Гумилёва или его окружения.
Валерий Шубинский
Хорошо иллюстрированное фотографиями издание.
В частности, есть фотографии из экспедиции 1913 года, которые хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Например, это рас Тафари. Он позже взойдёт на престол под именем Хайле Селассие I и будет править Эфиопией 44 года, пока его не свергнут коммунисты.
А это принцесса, жена Тафари, ожидающая наследника, со своими служанками. Тоже фото Николая Сверчкова.
Тафари, кстати, говорил на фр, англ, итальянском и ещё на нескольких местных наречиях.
Так я немного сориентировалась в хронологии поездок Гумилёва)
Первое путешествие в 1908 году он совершил тайно от родителей. Заранее написал письма им, кому-то поручил из Парижа их отправлять каждые десять дней. Тогда он добрался только до Египта. Искупался в Ниле)
В 1909 уже не тайно и глубже - в "настоящую Африку". Джибути и далее в Харрар (Эфиопия).
Из писем друзьям:
"(...) пишу Вам уже из Джибути. Завтра еду в глубь страны, по направлению к Аддис-Абебе, столице Менелика. По дороге буду охотиться. Здесь уже есть все до львов и слонов включительно, солнце палит немилосердно, негры голые. Настоящая Африка. Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею я с каждым часом. Но впечатлений масса. Хватит на две книги стихов. Если меня не съедят, я вернусь в конце января".
"Я в ужасном виде: платье мое изорвано колючками мимоз, кожа обгорела и медно-красного цвета, левый глаз воспален от солнца, нога болит, потому что упавший на горном перевале мул придавил ее своим телом. Но я махнул рукой на все. Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна: один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом. Как видишь из этого письма, я не совсем забыл русский язык: здесь я говорю на пяти языках сразу. Но я доволен своей поездкой. Она меня пьянит, как вино".
Об этом путешествии есть в очерке "Африканская охота". В нём несколько эпизодов об охоте, в которой сам Гумилёв участвовал или наблюдал. Акула, гиены, леопарда он убил. И мне было неприятно читать о выстреле в старого павиана.
Незадолго до своей гибели Гумилёв написал стихотворение "Леопард".
В 1910 Николай ради своей Африки оставил молодую жену! Поженились они весной 1910, а в сентябре он уже уплыл.
Новые русские знакомые в Африке (что там находились по служебным делам) полагали, что Гумилёв - богатый чудак, занимается сбором местных песен.
Его стихотворение "У камина" и её "Он любил" - это как раз отражение этого периода взаимоотношений супругов. К слову, стихотворение Ахматовой хорошо в проекте Кинопоэзия.
Привёз жене два бокала из рога носорога. Надо думать, она оценила)
В 1913 Николай Степанович возвращается в восточную Африку уже как учёный! С поручением от Академии наук.
"Однажды в декабре 1912 г. я находился в одном из тех прелестных, заставленных книгами уголков Петербургского университета, где студенты, магистранты, а иногда и профессора пьют чай, слегка подтрунивая над специальностью друг друга. Я ждал известного египтолога, которому принес в подарок вывезенный мной из предыдущей поездки абиссинский складень: деву Марию с младенцем на одной половине и святого с отрубленной ногой на другой. В этом маленьком собраньи мой складень имел посредственный успех: классик говорил о его антихудожественности, исследователь Ренессанса о европейском влияньи, обесценивающем его, этнограф о преимуществе искусства сибирских инородцев. Гораздо больше интересовались моим путешествием, задавая обычные в таких случаях вопросы: много ли там львов, очень ли опасны гиены, как поступают путешественники в случае нападения абиссинцев. И как я ни уверял, что львов надо искать неделями, что гиены трусливее зайцев, что абиссинцы страшные законники и никогда ни на кого не нападают, я видел, что мне почти не верят. Разрушать легенды оказалось труднее, чем их создавать".
Снова длительная разлука с семьёй.
Стихи Анны:
Ничего не скажу, ничего не открою.
Буду молча смотреть, наклонившись, в окно.
Как-то раз и меня повели к аналою,
С кем - не знаю.
Но помню - давно… (...)
В это раз Анна Андреевна получила попугая)
Пишут, что Ахматову Африка не интересовала. Беседы о ней она не поддерживала.
Гумилёв был авантюрист. Рисковал не раз ну совершенно по-мальчишески своей жизнью в тех краях. Его племянник был благоразумнее и за дядюшку волновался) да в последнюю свою поездку в Африку Гумилёв отправился, имея жар и бред накануне! Его близкие были в шоке.
Он ещё хотел добраться до Мадагаскара, но 1914 год изменил планы многих. Мадагаскар остался в мечтах и в поэзии. Есть стихотворение одноимённое.
***
Опубликовать "африканские стихи" отдельным сборником Гумилёву оказалось непросто (после 1914 стране было не до экзотики). В 1921 году был издан скромный "Шатёр".
Вообще, у него был задуман проект "География в стихах" о разных странах.
Это обложка переиздания в Ревеле год спустя.
Издания отличаются количеством стихов. И даже некоторыми строками. Есть версия: предложение издать сборник в Севастополе оказалось неожиданным, у Гумилева не было при себе рукописей, он по памяти восстановил свои стихи.

Некоторые стихи перепечатывали эмигрантские издания.
А желаемую "последнюю милость", как известно, Николай Гумилёв не получил.
"Какой шатер раскинул над головой томившийся среди красных дикарей поэт-заложник? О чем он мог писать в стране, где полный словесный паек отпущен только привилегированным Демьянам, жирным шутам, увеселяющим досуги тиранов? О чем он мог писать там, где даже несоветское выражение глаз считается смертным грехом, где выстрел наемного китайца в затылок сводит последние счеты с непродавшейся музой?
И все же даже там у поэта нашлись свои, высокой красоты и силы, слова. Он писал не о «скифской» России,- в львином рву хищного зверя не дразнят,- тоскуя и томясь, вспоминал он о второй своей родине - Африке. И черных дикарей - полудетей, полузверей, наивных и простых предпочел красным".
- Саша Черный. «Шатер» Гумилева // Жар-Птица. 1921, № 3. - С. 36
Я не знала, что в СССР был запрет на публикацию книг Николая Гумилёва аж до 1986 года!
***
Я читала главу "Весёлые сказки таинственных стран" в этом сборнике.
Вот бы отдельным изданием с красивыми акварелями! Мечты)
У нас есть только одно его иллюстрированное стихотворение в детском Рождественском сборнике.

NB. Я видела видео - празднование Рождества в Эфиопии в наши дни. Это потрясающе! Пение, свечи - полные площади людей, одетых в белое! Очень красиво! Это, видимо, древняя традиция.
***
Спасибо за внимание!
PS. Мы знаем Льва Николаевича Гумилёва, человека талантливого и непростой судьбы. Отец звал его Гумильвёнком. От второго брака у Николая Степановича была дочь: она не пережила блокаду. И внебрачный сын Орест: в его семье как раз хранился путевой дневник отца. И он сам написал книгу об отце, с которым никогда не виделся. Вот у Ореста Николаевича есть потомки.
Забавная история имела место в Африке. Там родился малыш, которого назвали... Гумилёвым!) Родства никакого с поэтом не было) Просто дань уважения путешественнику от местных жителей.