ФМ «Книги войны и Победы»
Флешмоб!С опозданием, но хочу присоединиться к ФМ «Книги войны и Победы».

Это необъятная тема. Но каждая книга, каждый фильм, каждый музей, каждое прочитанное воспоминание – это маленькая часть огромной картины той страшной войны. И узнавая это, мы до сих пор продолжаем открывать для себя новые страницы, которые освещают новые стороны жизни и смерти миллионов людей. Из школьного курса мы помним основные вехи, но сколько событий там не раскрыто. И это понятно, потому что невозможно даже в самую толстую книгу мира вместить всё. Но я считаю, что каждый из миллионов погибших на фронте, в концлагерях, в тылу достоин памяти. Каждый человек, любыми своими действиями приближавший победу, достоин памяти.
Давно хотела рассказать о книге Владимира Дмитриева «Невыдуманные истории из русской истории: Трудные дороги к победе». В ней как раз освещаются не широко известные факты, а события, про которые мало кто знает, хотя некоторые из них были очень крупными.

Начинается книга с пограничников. Все мы знаем подвиг Брестской крепости. Но каждая погранзастава была таким подвигом. В своих планах гитлеровцы отводили на преодоление сопротивления пограничников всего 30 минут. (Помним, что они всё любили делать по науке. Срок жизни ленинградцев в блокаде был рассчитан. Скорость течения крови из срезанных пяток детей в белорусских селах была рассчитана. Множество примеров вы сами можете вспомнить из книг) Но иногда эти 30 минут затягивались на дни или даже недели. В книге описывается подвиг 13-й заставы, один из многих.

В главе «Один против всех» рассказывается о танке, который на третий день войны один смог задержать большие силы противника. С самого начала войны танки воевали на голодном топливном пайке, потому что цистерны с топливом были уничтожены сразу. И этот танк выкатился на дорогу и остановился. Но командир решил использовать вынужденную остановку в свою пользу и почти двое суток не давал проехать немецким частям.
Глава «Поражение, приблизившее победу» рассказывает нам о танковом сражении под Дубно. Если под знаменитой Прохоровкой с обеих сторон принимало участие до полутора тысяч машин, то здесь общее число танков достигало 4500. То есть по сути именно это сражение, длившееся 7 дней в конце июня-начале июля 1941 года, было самым крупным танковым сражением. Также в главе описываются причины этого поражения и его влияние на общую картину блицкрига.

Глава «Царские пушки» содержит интереснейший рассказ о пушках, изготовленных еще в 1877 году на Императорском орудийном заводе, как их применяли в сдерживании наступления на Москву. И да, пусть эксперты оценили, что эти пушки смогут выдержать еще лишь по 5-7 выстрелов, но это помогло выиграть несколько дней, так необходимых для стабилизации фронта под Москвой. Говорили, что среди орудийных расчетов были и старики, стрелявшие из таких орудий еще в Русско-японскую войну.

Глава «Тропа Матвея Кузьмина». В Москве на платформе станции метро Партизанская установлены две скульптуры: молодой девушки и пожилого бородатого человека. Это Зоя Космодемьянская и Матвей Кузьмин. О Зое знают все, а о Матвее Кузьмине только те, кто читал книгу Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Он не был коммунистом, не был колхозником, был нелюдимым и мрачным, мало с кем общался, но тоже совершил подвиг, заведя батальон немецких горных егерей совсем не туда, куда они собирались.
В главе «Полярный «Варяг» рассказывается о ледокольном пароходе «Сибиряков», который, совершая обычный рейс по снабжению полярников, наткнулся на известный немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» в Карском (!) море и принял неравный бой, так и не сообщив противнику крайне важные данные о текущей обстановке на северном морском пути.

Глава «Тысячи километров мужества» рассказывает нам о направлении ленд-лиза через Аляску и Сибирь. Все мы знаем арктические конвои через Норвежское и Баренцево моря, особенно печально известный PQ-17. Но не только этим путём к нам попадала такая необходимая нашим войскам техника. Доставляли и через необъятные просторы ледяной Сибири. Летчикам приходилось работать в тяжелейших северных условиях, когда не было еще даже точных карт местности, крайне слабой была радионавигация, недостаточным метеообеспечение. Но трасса работала, несмотря на смерти многих летчиков.


В главе «Уральский добровольческий» рассказывается о тяжелом труде наших рабочих, всеми силами старавшихся увеличить выпуск техники для фронта. Но уральские рабочие решили не просто выпустить дополнительное количество танков, они решили сформировать готовый боевой танковый корпус: машины, боеприпасы, приборы, люди, обмундирование, оружие. В июне 1943 года эшелоны с частями корпуса были включены в состав 4-й танковой армии. И этот боевой корпус прославил себя не раз.

Альпинизм. Казалось бы, какое отношение он может иметь к войне? Но в главе «Флаг над Эльбрусом» рассказывается и об этой странице в истории войны. Еще до начала войны гитлеровцы уделяли большое внимание подготовке специальных частей, способных вести боевые действия в условиях горной местности. Эти бойцы с самого детства были знакомы со спецификой проживания и передвижения в горах, имели альпинистские навыки, специальную экипировку и вооружение. Многие офицеры являлись профессиональными альпинистами. И 21 августа 1942 года они водрузили знамена со свастикой над обеими вершинами Эльбруса. Поэтому в конце августа 1942 года в советской армии началось формирование Отдельных Горнострелковых Отрядов (ОГСО), была создана школа по подготовке военных альпинистов и горных стрелков.

Самая страшная глава «Освейская трагедия». Чтобы ослабить мощное партизанское движение в Псковской области и Белоруссии, гитлеровцы решили создать «нейтральную зону» в 30-40 км. Они посчитали, что если в местности не будет жителей, то прекратится и сопротивление. Мирное население предлагалось либо вывозить в Германию, либо уничтожать, включая младенцев и беременных женщин. Те издевательства, которым подверглись перед уничтожением жители всей этой огромной территории, вышли даже за рамки приказов немецкого командования.

Глава «Операция «Березино» рассказывает нам об одной из удач советской разведки. После завершения операции «Багратион» и быстрого продвижения советских войск на запад в лесах Белоруссии скопилось множество вражеских подразделений, которые постепенно ликвидировались. И была придумана крупная воинская часть Вермахта, которая якобы борется в тылу и пробивается к своим. Немецкое командование постановило всячески поддерживать её: отправлять продовольствие, боеприпасы, медикаменты, которые, конечно же, попадали в руки наших военных в течение всех восьми месяцев этой операции.

В главе «На чужих крыльях» описывается побег из концлагеря летчика Михаила Девятаева. Побегу предшествовала тяжелейшая жизнь в концлагере и нашивка смертника. В июне 1944 года несколько десятков узников перевели на остров Узедом в городок Пенемюнде, где располагался сверхсекретный полигон для испытания немецких ракет «Фау-1» и «Фау-2». Убежать с острова практически невозможно, и заключенные понимали, что могут покинуть его только с дымом трубы крематория. Выполняя тяжелые работы, Девятаев и его товарищи не переставали следить за жизнью аэродрома, подмечая важные для побега детали. Сам Девятаев собирал обломки приборных панелей и наблюдал за действиями вражеских пилотов, стараясь понять, в какой последовательности включается оборудование и запускаются моторы незнакомого Хенкеля, на котором они планировали бежать. И вот 7 февраля 1945 года команда решилась на побег. Не всё прошло гладко, но в результате самолет долетел до своих. Плюс в нем еще оказалась секретная документация от ракет Фау.

Глава «Последний бастион Третьего рейха». В октябре 1944 года на Курляндском полуострове оказались отрезанными от Германии войска армий Север численностью около 400 тысяч человек. Ликвидировать группировку сходу не удалось. До апреля 1945 года советское командование предприняло 5 попыток ее ликвидации, но все они закончились неудачей. Уже пал Берлин, советские войска готовились освобождению Праги, уже официально война была закончена, а в Курляндии еще вовсю шли кровопролитные бои. Гибли солдаты, и их близкие продолжали получать похоронки. Утром 9 мая потянулись колонны сдающихся. Однако с подписанием капитуляции война в Курляндии не закончилась. Даже по официальным документам, бои продолжались до 15 мая. Некоторые подразделения, особенно СС, не хотели сдаваться. Даже в июне наши солдаты продолжали принимать пленных и ловить несдающихся. На латышских кладбищах и сегодня можно увидеть могильные плиты с датой гибели наших бойцов – июнь 1945 года…

Я попыталась написать про некоторые главы, в книге их гораздо больше, прикрепляю список содержания:

Во время ФМ уже писали о серии книг от Детлита «Военное детство». И я хочу присоединиться к рекомендации этой серии. Прекрасные авторы и понятные рассказы для младшей и средней школы.
У нас пока только эти книги. Остальные планировала брать в библиотеке, но прочитав одну библиотечную, захотелось купить всю серию, настолько в них просто и понятно рассказывается о разных случаях во время войны, от героических до веселых, от трагических до вполне мирных.

Еще когда-то из ДК узнала о серии автора Баира Иринчеева «Прадедушкины медали». Это тонкие книжечки тетрадного формата. В них кратко, но очень ёмко рассказывается о событиях, в память которых были учреждены медали. Очень структурированные книги, есть карты, есть фото. Тоже советую.

Спасибо за внимание.