ФМ "Моё книжное детство"
Флешмоб!Вдогонку захотелось и мне поделиться своими детскими книгами с сообщницами. Прошу не судить строго, это мой дебют). Книги моего детства, за исключением одной, либо потеряны, либо подарены, либо лежат у моей мамы, а мама за тысячу верст, поэтому фото будут из Интернета, но именно фото тех изданий, что были у меня.
Книги всегда очень много значили в моей жизни, хотя поначалу (лет до трёх) я их безжалостно рвала. Мама пыталась меня усовестить: книжке же больно, на что я надменно отвечала: она не живая!
Тем не менее одно из самых ранних моих радостных воспоминаний связано именно с книгой: мне года три с половиной, вечер, за окном гроза с ливнем, я одна в теплой и светлой маленькой комнате листаю сказки Чуковского (читать я тогда ещё не умела). А из соседней комнаты слышны спокойные голоса моих родных. Как мне было хорошо и уютно в те минуты. Позже я с улыбкой думала, что это идеальная жизненная модель для моего закрытого темперамента: я с книжкой в одной комнате, а родные, здоровые и благополучные, рядышком, но в другой)).
Мой Чуковский был с Васнецовым:

Читать я с бабушкиной помощью выучилась в четыре с хвостиком, но ещё долго, долго мы со старшей сестрой-погодкой просили маму почитать нам вслух. Мама была сельским врачом и жила на работе, поэтому минуты совместного чтения были особенно драгоценны. Тогда она принадлежала только нам одним. Очень многие книги я запомнила с ее голоса. Голос у мамы был приятный, и она была очень эмоциональной и сентиментальной чтицей. Помню, читая , как Пеппи отказалась уплывать в страну Веселию со своим папой ("Нет, папа Эфроим! — воскликнула вдруг Пеппи. — Так не годится! Я не согласна!— С чем ты не согласна, дочь моя? — удивился капитан.- Я не согласна с тем, чтобы хоть кто-нибудь на свете плакал из-за меня и чувствовал бы себя несчастным. И уж, во всяком случае, я не согласна, чтобы это были Томми и Анника. Ставьте трап назад. Я останусь жить в вилле «Курица»), мама с трудом владела голосом, потому что в горле у нее стоял ком. Дрожал мамин голос и когда она читала о злоключениях Серой Шейки. Зато над "Мишкиной кашей" она хохотала звонче нас, и это мой любимый рассказ Носова. Ну и конечно, во всех поездках мама звала нас лягушками-путешественницами.




В годы моего раннего детства купить хорошие детские книги не в городе было редкой удачей, но школьная подруга моей тети работала в нашем сельском книжном, поэтому у нас был некоторый блат. Благодаря ей были "Денискины рассказы" с Лосиным, которые любили мы обе. Их нам тоже читала мама. Была и книга, картинки в которой мне страшно нравились, отчего я отчаянно старалась полюбить ее и за содержание, но не могла - "Сказки из дорожного чемодана" (Сахарнова я оценила позже). Зато моя сестра до того любила эту книгу, что брала ее в любую поездку, не в силах пережить разлуку с ней даже на время. Для меня стала такой "неразлучницей" книга "Лоскутик и облако", подаренная и подписанная мамой. Это единственная книга моего детства, с которой я не рассталась по сей день.


Буратино был в иллюстрациях Кошкина, и они меня и притягивали, и пугали.

"Царь Салтан" в "кудрявых", стилизованных иллюстрациях Зотова, меня они завораживали, хотя в детстве я решительно предпочитала соцреализм в живописи, почему и не полюбила Митурича к Маршаку (опять-таки оценила позже):

Бременских музыкантов обожала вот таких. Они такие веселые и яркие!

А любимый сборник русских народных сказок (один из двух вообще у нас бывших, второй был Афанасьев с Мавриной) - "Лебёдушка" с иллюстрациями Кузнецова. Больше всего из сказок запомнилась пронзительная "Безручка".





Ниже страница из другой книги с иллюстрацией Ромадина - просто чтобы вы вспомнили сказку "Безручка":

Перро был с Дехтеревым, но куда мы задевали эту дивную книгу, ума не приложу - я не помню её в семейной библиотеке ещё с начальной школы. Сейчас у меня переиздание:



"Карик и Валя" были минского издательства "Юнацтва" с отличными чёрно-белыми иллюстрациями. Читала нам тоже мама, и всем троим было так интересно, что мы не могли дождаться следующего вечера. Ни один детектив или приключения, прочитанные позднее, не захватывали меня так. Даже сама книжка, небольшая , уютная, с гладкой обложкой, приятная руке, была мила моему сердцу.

Детство наше прошло в Ростовской области, поэтому у нас было немало книг Ростовского издательства, в том числе местных писателей.
"Девочка из города" была в мягкой обложке, со своеобразными рисунками:


Как мы все жалели Валентинку и как я ликовала, когда она назвала Дарью мамой...
Андерсен был такой:

Это самый славный Оле-Лукойе для меня.
Иллюстрировал эти сказки замечательный магаданский художник Дмитрий Брюханов.





Брюханов много сотрудничал с Ростовским книжным издательством, поэтому с его иллюстрациями был у нас и Ершов:




И прекрасная, талантливая и остроумная книга нашего земляка, ростовского писателя Полиена Яковлева "Первый ученик" о дореволюционной гимназии была тоже с рисунками Брюханова:



"Сказки дядюшки Римуса" и "Иохим-Лис" в непритязательных изданиях, но обе истории мы с сестрой любили и перечитывали ("Иохим" с рисунками Терезы Вильмик, издана была в Волгограде).




Среди книг, прочитанных уже совсем самостоятельно, полюбились такие.
Часть из них была в нашей семье:

Приключения башкирских школьников, обнаруживших месторождение нефти и сбежавших их дома, чтобы сообщить в Уфе о своем открытии. Книга с юмором и яркими характерами главных героев.

Это две повести нашего ростовского автора о детях - "Рената" и "Алмаз - драгоценный камень". Обе чудесные, вневременные.

Тонкие, светлые деревенские повести.

Про мальчика, гостящего у дедушки-лесника.

Прекрасные повести про предвоенное и военное детство московского мальчика.

Очень увлекательная повесть о древнем шумерском городе Уре, о приключениях двух мальчиков-друзей, Сингамиля и Абуни. Почему ее не переиздают? Остальные книги Клары Моисеевой переиздали.

Приключения двух мальчиков - боярского сына и крестьянского во времена Ивана Грозного.

Про маленького мальчика из Узбекистана и его друга.

А это фантастическая история, но тоже про дружбу: земного мальчика Тимы и "подземного" - Тёмы. Чудесная книга!

Лет в 12 я прочитала "Конец жёлтого дива", много смеялась, но лишь повзрослев узнала, что это финальная часть дилогии про волшебную шапку.


В этой книге датского писателя мне нравилась небольшая историческая повесть "Свободный и раб" - очень интересная робинзонада двух подростков из времён викингов.

Очень нравилась эта тоненькая книжка, но взрослой я не помнила ни автора, ни точного названия. Чудом по описанию нашла переиздание:

В старой книге рисунки мне были милее, но зато эта более полная, тут все рассказы о Ванечке. У Крупина прекрасный, чистый русский язык. Хотя, я так понимаю, автор ну очень рьяно воцерковлялся последние десятилетия, уж не знаю, как это отразилось в переиздании (его я не читала), но то, что слова у него "кормятся с рук", несомненно.

Повесть про юного воина Собинку из времён борьбы против татаро-монгольского ига.
Некоторых любимых мною книг дома не было, я их не раз брала в библиотеке и до сих пор нежно люблю:




Как любила я иллюстрации Пахомова к "Детству Никиты". Не могу представить себе другую Лилю

...или Анну

Интересно, кстати, насколько по-разному выглядят эти рисунки и, например, иллюстрации Пахомова к "Гулливеру":

"Динку" мы со школьной подругой долго брали по очереди. Я сдавала, она брала, и так далее. Что было, конечно, не очень-то красиво с нашей стороны. Вот она, родная-преродная:

Продолжение я, к слову, не полюбила...
Моим личным библиотечным помешательством стали "Деревянные актеры" Елены Данько, повесть про двух итальянских мальчиков, путешествующих по Европе накануне Великой французской революции. Я ее брала бесчисленное множество раз, что не помешало мне во взрослом возрасте забыть напрочь и название, и автора. Спасибо Гуглу, я по описанию нашла ее, купила переиздание и перечитала, и она меня не разочаровала (почти).

Была у нас и вот такая книга (вдруг вспомнилась по ассоциации с "Деревянными актерами"):



С этой книгой связана история: мы с моей подругой ею вдохновились и загорелись идеей создать собственный кукольный театр. Но с чего начать? Мы думали-думали и решили послать Сергею Образцову письмо и попросить прислать нам хоть пару кукол для начала нашей деятельности. Так сказать, базовый набор. И нам пришло письмо от имени Сергея Владимировича (хотя мы уже отчаялись получить ответ). Он очень тепло желал нам удачи, но напомнил, что мы, если внимательно читали его книгу, должны знать, что в детстве всех своих кукол он делал сам и никогда ничего не просил у других. Письмо было напечатано на листе с эмблемой театра Образцова

и внизу стояло его факсимиле.
Письмо было написано тактично, но мы были огорчены и к кукольному театру быстро остыли...
Ещё я любила "Заморыша" нашего таганрогского писателя Ивана Василенко и часто брала в библиотеке, а потом обнаружила его на полке у подружки и брала у нее, когда захочу. Меня очень трогала любовь бедного мальчика Мити к богатой девочке Дэзи, до слез.
Вот он случайно накануне Рождества попал в дом, где жила Дэзи, и его приняли за ряженого: "Мне хотелось залезть под диван, сжаться, но я пересилил себя: не отрывая одной руки от лица, я другой вытащил из-под рубашки книгу и положил ее Дэзи на колени. Я сказал:– Дэзи, мистер Жорж прислал тебе «Каштанку». Не давай мне ни шоколада, ни апельсина, а только помни меня! И выбежал из комнаты.
Дома я незаметно проскользнул в нашу комнату и лег в постель. От обиды мне хотелось плакать. И в то же время я весь горел от радости: ведь «Каштанку» я все-таки Дэзи подарил!
Проснувшись ночью, я услышал в темноте, как мама говорила:
– Ты его хоть ради праздника не бей. В нем и так еле душа держится."
И я плакала вместе с маленьким героем.
Перечитывала я лишь первую часть, про детство. Революционная борьба повзрослевшего героя меня мало интересовала, и вообще - как это он мог разлюбить Дэзи? Променял ее на какую-то подругу по партии... Я не верила.

"Девочка со спичками" с Трауготами. Рыдала до икоты. Как и над "Козеттой". Любопытно, что я, судя по расспросам, не единственная, кто вынес из детства ложное впечатление, что Козетта умерла. На самом деле умерла ее мама, а девочка стала приемной дочерью Жана Вальжана. У меня прямо от сердца отлегло, когда я не так давно выяснила, что она жива-здорова)).


Всё! Я написала просто простыню... "Страшно перечесть"... Спасибо тому, кто дочитал.
P.S. Марина закончила свой пост книгой о детском питании, а у нас с сестрой было вот такое обожаемое сокровище в жанре нон-фикшн:

Появилось оно у нас так: у моей мамы был коллега, молодой хирург. Как-то мы втроём заглянули к нему что-то передать по работе. Он жил в квартире, которую больница предоставляла молодым специалистам. И не было у него ничего, кроме кровати, стола и стула. Но на столе лежала поверх толстой большой книги фигурка змеи жизнерадостно-зелёного цвета. Мы с сестрой (нам было 8-9 лет) сразу положили на нее глаз (даже два глаза) и стали непринужденно намекать маминому коллеге, что не против стать ее новыми хозяйками. Напрасно мама делала нам страшные глаза. Мы чувствовали, что ему трудно нам отказать, потому что мама ему ну очень симпатична. Но и змея ему была чем-то дорога... В итоге он проявил смекалку и откупился от нас книгой, на которой, собственно, и возлегала змея - Популярной медицинской энциклопедией, подарившей нам с сестрой немало увлекательных часов.
Спасибо за флешмоб)!