Игорь Акимов - "Легенда о малом гарнизоне"
Книги о войнеСегодня утром мама сказала: "В этот день кончилось мое детство". Ей было тогда четыре года... Детство, конечно, продолжалось, но вот счастливое детство - кончилось.
В этот день я всегда публикую пост с книгами о войне. Что бы ни происходило, о чем бы ни хотелось рассказать, память о том, что случилось много лет назад именно в этот день летнего солнцестояния перевешивает все остальное.
И сегодня снова книга о первых днях той такой уже далекой, но не ставшей от этого менее страшной, войны.

В моем детстве, прошедшем в эпоху книжного дефицита, приключенческие книги ценились буквально на вес золота. Достать их было трудно, и часто они приходили к читателю совсем не в том возрасте, в котором должны были бы прочитаться и "сработать" лучше всего. Многое из недоступной мировой приключенческой классики как раз из-за той самой недоступности было прочитано поздно, и часть поэтому недооценена по достоинству.
А тогда, в возрасте жажды приключений и острых ощущений вместо них читались книги о войне. Да, с позиции возраста частенько восприятие их было перекошено с позиций пацифизма в сторону восхищения боевыми подвигами. Нас привлекала динамичность сюжетов и острые переживания, но не могли при чтении миновать сострадание, боль, жалость и высокий патриотический накал, дыхание перехватывало на многократно перечитанных страницах.
Анализируя свое школьное чтение, я понимаю, что военная проза занимала очень солидную его часть, в отличие от классической литературы. А военные приключения занимали львиную долю всей доступной нам приключенческой литературы.
Повесть Игоря Акимова "Легенда о малом гарнизоне" издавалась в 1970 году в военно-приключенческом альманахе "Подвиг" - само название этого приложения определяло его направленность и содержание.
...В 1968 году в связи с предстоящим тогда 50-летием Комсомола было решено издать десятитомную антологию героико-патриотического содержания, тогда издание и получило свое имя - «Подвиг». Первый выпуск открывало специальное посвящение легендарного летчика-аса, трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.
Проект оказался весьма удачным. При постоянно растущем тираже «Подвиг» стал довольно дефицитным изданием. Наряду с такими писателями, как Ч. Айтматов и И. Бабель в нем печатались и классики зарубежной литературы, в первых выпусках, например, А. де Сент-Экзюпери и У. Макгиверн. В 1970 году было решено продолжить этот опыт, посвятив очередной выпуск 25-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, а позже «Подвиг» выходил без привязки к юбилейным датам, всегда оставаясь востребованным читателями. На страницах этого издания публиковались практически все известные российские авторы, и среди них те, кого не всякое издательство осмеливалось печатать по идеологическим соображениям.
И именно эта повесть, прочитанная в отрочестве, стала одной из самых запоминающихся, наряду с "Августом сорок четвертого" Богомолова, несмотря на солидный массив начитанного по этой тематике. Нет, это не самое пронзительное, масштабное и важное произведение о Великой Отечественной, но очень достойное быть прочитанным в юном возрасте.

Тем более, что речь в ней идет о самых первых днях войны, а этот период в современных переизданиях освещен очень мало.Эти пять лиц на обложке, освещенные огненными всполохами, остались в памяти, намертво приклеившись к названию "Легенда о малом гарнизоне".
Книжка моя от частого перечитывания рассыпалась по листкам, была проткнута шилом и сшита, отчего читать ее стало очень неудобно, и я долго искала ее переиздание.
Дело в том, что в 2010 году автор переработал повесть в роман «Дот», добавил туда соли и перцу, и не знаю чего еще. А я искала именно ту старую редакцию. Я не приемлю мат в художественной литературе. И никогда не буду рекомендовать такое чтение подросткам. Я могу простить автору вкрапления обсценной лексики, если книга обладает художественной ценностью, но автор этот многое в моих глазах теряет, так как я считаю, что мат очень занижает достоинства произведения, и умение обойтись без этой лексики, но дать почувствовать накал и экспрессию разговорной речи без него - это высшая лингвистическая доблесть писателя.
Нашла как раз тот самый, нужный мне вариант. Книжка регионального удмуртского издательства совершенно новая, хотя выглядит совсем непрезентабельно.

Она вся словно сделанная из отходов - оберточной и газетной бумаги, паршивенького картона с грязными оттенками цветной печати.

Но художественных достоинств повести это не умаляет. Возможно, по моим предыдущим хвалебным словам вам покажется, что эта книга из разряда самой высокопробной военной прозы. Нет. Это добротная военно-приключенческая литература. Это героический миф, лубок в антураже Великой Отечественной. Несомненные достоинства - крепко сшитый сюжет, хорошо выписанные герои, которым веришь. И веришь, что так оно все и было, хотя знаешь, что все это выдумка чистой воды.
Но эта выдуманная пятерка - пограничники, первыми принявшие бой на заставах, красноармейцы-срочники сразу становятся близкими. Все они почти ровесники, всего год-полтора разницы по возрасту, хотя у них очень разный жизненный опыт. Это не та армия из мобилизованного мужского населения страны, испытавшая в тылу потрясение страшных потерь и неудач, которая вступала в бои осенью, погружаясь в мясорубку-бойню практически без подготовки. Здесь как раз первые дни войны армии, которая к ней готовилась, но собиралась только наступать, воюя "малой кровью на чужой территории". И это не армия следующих лет, имеющая как горький опыт оборонительных и отступательных боев и окружений, так и опыт успешных операций. Здесь армия мальчишек-комсомольцев, "ворошиловских стрелков", которые еще только пытаются осознать что случилось, глядя на колонны вражеской техники. Они еще только сопоставляют увиденное со своими вчерашними представлениями о том, какой будет грядущая война.

Основательный и серьезный командир отделения Тимофей Егоров. Отчаянный сорвиголова "вечный каторжник" Ромка Страшных, встретивший войну запертым на гауптвахте. Он готов расплакаться от досады, сидя под замком и слушая грохот боя - там ребята, его друзья, героически дерутся и бьют врага, а он, как дурак, сидит взаперти, пока они совершают подвиги и зарабатывают ордена и благодарности. Ему и в голову прийти не может, что ребят уже нет... Невысокий худощавый спортсмен-бегун отличник-пулеметчик Герка Залогин. Маленький, по-крестьянски хозяйственный и сообразительный офицерский ординарец Чапа, оказавшийся очень толковым наводчиком. Неожиданно неуверенный в себе рослый красавец Саня Медведев.
В диалогах и размышлениях каждого из пятерки своя логика, своя психологическая обоснованность, небольшими эпизодами прошлых воспоминаний объясняющая черты характеров.Это война глазами солдат. Изнутри, из головы каждого из них видим мы происходящее с ними.
Пять таких разных красноармейцев стремительно набирающих страшный военный и жизненный опыт в считанные дни, вернее, даже часы, словно пять пальцев вместе сжимаются в кулак, способный противостоять во много раз превосходящей его силе.

Особенно если оказывается на их пути отличное воплощение военно-инженерной мысли - тщательно выстроенный и продуманно оборудованный и укомплектованный дот - долговременная огневая точка.

Дот, ставший камнем преткновения на ровном пути стремительно разворачивающейся блестящей карьеры молодого немецкого офицера.

Отлично написано - без пафоса и штампов. Написано в те годы, когда война еще не отодвинулась далеко, не обросла сказочными невероятными выдумками и домыслами, но вполне дозрела до серьезного героического мифа. Сюжет логически выверен и принимается как вполне достоверный. И первое название "Легенда о малом гарнизоне" мне кажется лучше второго - "Дот". Ведь за первым названием сразу видны люди, для которых и создавалось мощное бетонное сооружение, призванное служить их целям. И герои повести - эти люди, а не оборонительная конструкция.
Ее стоит прочесть мальчишкам раньше, чем роман Бориса Васильева "В списках не значился", который рассчитан на более взрослую аудиторию.
Советую именно сегодня. Хоть "Легенда" и уступает роману Васильева, читать ее очень даже стоит.
Нисколько не устарела.
Светлая память всем павшим...