ТЗ Хлеб всему голова
Отчеты участников фмФМ от Светланы (простите за задержку!).
Мы все еще по уши в занятиях по древней Руси:)) Какие-то темы сама компоную, по каким-то очень кстати девочки материалы рассылают:) По этому занятию вдохновлялись занятием самой Светланы, а также Анастасии, Ольги.
Как обычно в последеднее время, занимались несколько дней, да еще и с перерывами...Итак, начали с просмотра презентаций (пока только на старинных способах остановились).
Читали Ушинского "Хлеб", предложила Алисе выбирать карточки по смыслу. Еще нашла материал, кое-что из него добавляла по ходу рассказа.
Параллельно с чтением делали инсценировку (земля - это кофе спитой). Обрабатываем поле с помощью сохи и бороны, удобряем навозом:)
Сеем зерно - выросли колоски, срезаем их серпом (изначально - пластмассовый сачок), Алисе понравилось, потом еще хотела. Прослушали Чайковского "Времена года" (Жатва и Песня пахаря). Нормального зерна, к сожалению, не достать, поэтому сорняки в их роли:)
Первый сноп - зажиночный, его украшают и ставят в красный угол. Дала Алисе его связать, здорово, что она пробовала разные способы (правда, все равно не вышло хорошо связать самостоятельно:))
Теперь обмолачиваем и веем.
Отделяем зерна от плевел:)) Горох от пшеницы (сенсорика, пинцетный захват, сортировка - все до кучи:)
Замочили пшеницу, увидели через день, как проклевываются ростки. Сделали общеукрепляющее средство: пророщенная пшеница, чернослив и мед. Будем есть по ложке.
Пытаемся добыть муку с помощью "жерновов", а потом лихо справляемся с помощью мельницы-кофемолки:)) Мука, хоть и из зерен пшеницы, но отличается от магазинной цветом, т.к. прямо в оболочке смололи.
Приступаем к выпечке настоящего хлеба. Алиса просеивает, играет с мукой, помогает замешивать тесто.
Угадываем загадку простую:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб).
А потом музыкальную:)
Вот наш красавец (хоть и из мультиварки:)) Не совсем, правда, исконно русский, т.к. с тмином и кориандром:))
Вкуснота!:)
А для кукол - свой каравай, его-то как раз поставили в нашу "русскую печь" из прошлых занятий:))
Попросила Алису еще раз восстановить последовательность действий (от Анастасии материал). Послушали Песню о хлебе (Зыкина).
Закрепили с помощью сказки про курочку, мышку и тетерева (кстати, есть еще сказка "Колосок" с петушком и мышатами со схожим сюжетом). Правда, пришлось еще и в колобка, курочку Рябу поиграть (правда, сюжет был несколько далек от оригинала:)), т.к. Алиса выгребла все пальчиковые игрушки и требовала игры.
Обыгрывали отдельные этапы.
Загадку загадала: Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят (Колос).
Раскрашивали, лепили зерна из пластилина. В данном случае я сидела рядом, обсуждали цвета (иначе бы опять получила единое пятно коричневого цвета:))
Провели игру-эмпатию, Алиса показывала по тексту
Превращаю вас в маленькие зернышки, которые лежат в земле (приседают, обхватывая голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышки начали прорастать (поднимают голову, раскрывают ладони). Это маленькие слабые ростки-колоски. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и ростки стали подниматься все выше и выше (поднимаются, руки вверх). Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень: ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.
Вот самое начало:)
Поиграли в народную игру Пирог (хотя, конечно, толпой веселее было бы):
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая.
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.
Да этакий он мягошенький. «Лепят» пирожок руками.
Бери нож, режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».
Поводили хоровод (здесь четвертая снизу, она именно с народными инструментами, последняя пианинная помедленнее), текст народной песни изменен под тему (источник, там еще есть идеи)
1.А я по полю,А я по полю,
Я по полю ходила
Я по полю ходила.
2. А я пашеньку
А я пашеньку
Пашню сошкой пахала
Пашню сошкой пахала.
3. И боронушкой
И боронушкой
Земелюшку чесала,
Земелюшку чесала.
4. В землю зернышко
В землю зернышко.
Ржи, пшеницы бросала,
Ржи пшеницы бросала.
5 Расти хлебушко,
Расти хлебушко.
Колосися колосок
Колосися колосок.
6. Караваюшком,
Караваюшком
Появился на столок
Появился на столок.
и "Пекаря" от Насти и Никиты, сделали задания из конца книги.
Смотрели в презентации разные виды хлеба, Алиса говорила "Это хочу! И это хочу!" Распечатали разные виды хлеба, сортировали по признакам: прямоугольные, овальные, круглые с дырочкой. Заодно названия узнавали. Про сайку Алиса сказала, что она такое не ела:)