Игры roll and write. Часть 1
roll and writeЯ расскажу вам об играх Ролланда Райта 😁, вернее о настолках с механикой roll and write (roll'n'write), в которые мне довелось поиграть.

Вообще игр с такой механикой великое множество, но лишь небольшая часть издана и доступна в России (отчасти потому, что только в последние 3-4 года эта механика стала популярна в настольных играх). Поэтому больше половины из тех игр, которые я покажу, самодельные. Благо, на просторах сети можно найти много вариантов. Ну и нет смысла покупать их десятками, потому что навряд ли они понравятся все, какие-то окажутся одноразовыми. Есть смысл распечатать и попробовать "домашний вариант" (хотя я больше люблю блокнотики, чем заламинированные бликующие листочки).
Итак, roll and write означает "бросай и записывай", то есть бросай кубики и записывай/рисуй результаты броска. Поэтому для любой подобной игры нужен будет карандаш (ручка, фломастер) и специальный листок. А также кубики (иногда вместо них карты, но об этом позже).
Я в последнее время заинтересовалась играми с этой механикой, о некоторых даже уже писала. Решила поделиться с вами впечатлениями и о других, но поняла, что в один пост все не влезут 😁. Так что это первая часть, позже будет вторая и даже третья, наверное 😂.
Начну с Квикс.

Про Квикс (Qwixx) я писала уже даже 2 раза (первый и второй). Пока добавить нечего. По-прежнему считаю его простой, но весьма азартной игрой, которую и маме предложу, и гостям, и новичкам в мире настольных игр. 👍

Мы, конечно, уже не играем в него часто, но время от времени достаем, когда хочется чего-то быстрого и ненапряжного. Очень нравится дочке.
****

Criss Cross - игра от Райнера Книции. Тоже очень быстрая и простая для понимания. По времени быстрее, чем Квикс. В коробке незамысловатое даже нецветное поле с клетками и 2 кубика с шестью разными символами на гранях. У меня самодельная.

Листы даже не стала ламинировать, т.к. черно-белые могу в любой момент напечатать.

https://yadi.sk/i/978uiE4H1qg86Q
Кубики я взяла самые обычные, с точками. Чем значения на них - не разные символы? Ну да, круг, квадрат, решетка не так банально смотрятся на гранях, как точки или цифры, но сути игры не меняют. Итак, перед началом партии каждый игрок вписывает в верхний левый квадрат любой символ из 6 возможных. Допустим, у меня четверка.

Дальше игроки по очереди бросают кубики и получившиеся пары символов/цифр вписывают в свой лист (обязательно рядом), располагая их горизонтально или вертикально. Задача игроков - вписывать в ряды одинаковые символы, хотя бы два подряд.


А лучше больше, чем два. В конце игры одинаковые символы, находящиеся рядом, принесут очки, проверять будем все горизонтальные и все вертикальные ряды. 2 символа рядом - 2 очка, 3 - 3 очка, 4 - 8 очков, 5 - 10 очков.

Так что нужно хорошо подумать, что куда писать. Ряды без соседствующих одинаковых символов отнимут по 5 очков. Это очень ощутимо.
Одна диагональ тоже принесет очки, причем удвоенные. Не нужно про нее забывать, иначе и минусы она принесет удвоенные.
На фото ниже зачеркнула цифры в горизонтальных рядах, которые принесут очки. Справа обвела овалом полученные за ряды очки.

Здесь зачеркнула цифры в вертикальных рядах. Внизу очки.

Диагональ.

И общий результат (сумма очков в правой и нижней рамках). Минусовых очков у меня в этот раз нет, а вот дочка за 3 ряда получила по -5 (свой лист не дала сфотографировать). Я выиграла.

Criss Cross мне понравился чуть меньше Квикса, но это вполне себе неплохая и достаточно простая игра, которую можно предложить для любой даже неискушенной в играх компании. Мы сыграли уже много партий (каждая минут по 5), дочка просила в перерывах между выполнением домашнего задания, перед сном и т.п. Почему-то у Ксюши пока ни разу не получилось выиграть. Будем тренироваться еще 😄.
*****

Серия игр Penny Papers Adventures (о ней недавно писала Ксения, а до этого Оксана, именно из этих постов я об играх узнала и по следам напечатала) включает 3 коробки с очень похожими, но тем не менее разными по сложности играми. Первая - The Temple of Apikhabou (Храм Апикабу).

В оригинальной версии 2 варианта поля (оба можно найти в пнп-комплекте), я напечатала только один (играем не часто, второй не стала печатать). Напечатала черной краской, чуть подкрасила фломастерами и заламинировала. Кубики можно взять простые разноцветные (отличаются только одной гранью, которую можно просто цветом кубика обозначить), я же все-таки наклеила вместо шестерок картинки.

Процесс игры описан девочками по ссылкам выше. Добавлю только, что в этой версии он достаточно прост, как и в двух предыдущих играх. За счет того, что каждый ход можно выбирать из нескольких значений (один из трех кубиков, сумма двух или трех кубиков, а также Пенни, которая позволяет выбрать вообще любое число от 1 до 15), собирать комбинации из трех одинаковых цифр или последовательную цепочку совсем не сложно. Слегка портят картину мумии, которые соперник норовит нарисовать в самых неподходящих местах. Но и их велик шанс с помощью девятки превратить в ПО. Да и выпадают они нечасто.
Пенни за счет своего оформления (приключенческая тема, картинки на кубиках, таинственные двери с ключами) надеется выглядеть более атмосферно (чем те же Квикс и Criss Cross), но в процессе мы все равно видим только цифры и их комбинации, никакой атмосферы приключений конечно нет. Но наверное в таком оформлении у нее больше шансов быть купленной.
И все-таки столько партий, сколько в Квикс и Criss Cross, мы в нее не наиграли. Наверное пару десятков в первые дни после изготовления и позже еще несколько.
Вполне неплохая игра для детей, для семьи, простая и быстрая. Можно одновременно играть большим количеством игроков.
*****
Хочется чего-то посложнее? Пожалуйста! Второе приключение Пенни - The Skull Island (Остров черепа).

На эту коробку есть в сети подробный видеообзор на украинском языке. На мой взгляд, все понятно, даже если языка не знаешь.
На острове сокровищ нужно искать клады. Помогут в этом снова 3 кубика, у которых картинки вместо шестерки.

Кораблик я наклеила, а вот мумию на череп менять не стала, функция у него точно такая же - занять у соперника одну клетку. Но если удастся написать рядом с черепом девятку, то очков можно заработать много (но и минус может получиться ощутимый).
Клад ищем так. Он будет находится в месте пересечения линий, на концах которых находятся одинаковые числа.

Проставить их не так просто (хотя выбор значений на кубиках большой, как и в предыдущем варианте), ведь нужно подгадать, чтобы на нужном месте находилось большое значение (желательно 15) и чтобы соперник не нарисовал там череп. Помогают кораблики, которые могут считаться за любое нужное число.

Если выпал череп, то нужно нарисовать его на поле соперника (остальные кубики игнорируются). Ниже я нарисовала череп 😄 дочке в том месте, которое она подготовила для клада, планировала вписать туда большое число.

Когда найдены 5 сокровищ или заполнены все клетки, игра заканчивается. Считаем очки за сокровища и прибавляем/вычитаем за черепа.

Каждый череп отнимает столько очков, какое наименьшее число есть в его окружении. Если черепа обезврежены девятками, то это число очков идет в плюс. Я все обезвредила в партии на фото ниже. И выиграла.

Нам с дочкой такой вариант не слишком понравился. Мы сыграли несколько партий и навряд ли будем играть еще. Игра уже не простая, но и не слишком глубокая. Иногда бывает, что не знаешь, куда число вписать - выпало маленькое, а такое не хочется. Некоторые клетки заполняются просто так, вроде и нет смысла туда вписывать число , а что делать, надо вписывать, чтобы пройти дальше.
****
И третья, самая сложная, часть приключений Пенни - Долина Виракоча The Valley of Wiraqocha. На мой взгляд, самая интересная из трех.

Мой вариант такой же, как и предыдущие - подкрашен фломастером, на кубиках наклейки. Я напечатала пока один вариант, возможно позже напечатаю и второй, он посложнее, с озерами.

Процесс гораздо интереснее - теперь любая группа чисел может принести очки, причем разные комбинации чисел дают разные очки. Каждая клетка теперь важна и может входить в ту или иную группу.
Например, группа из 4-х одинаковых чисел становится городом и приносит 6 очков. Группа из 3-х чисел равных 6 или больше становится горами и приносит 7 очков. И т.д. Так поле заполнять интереснее, есть варианты.
Пример обозначений ниже.

Правил на русском нет, но подробное описание есть на украинском сайте.
https://domigr.com.ua/vse-igry/penny-papers-adventures-the-valley-of-wiraqocha.php
Правда, меня смутили некоторые моменты. Почему кто-то из игроков раньше может заполнить поле, а у кого-то на конец игры окажутся пустые клетки. Пришлось залезть в оригинальные правила, моего скудного английского хватило, чтобы понять - можно в один ход заполнить от 1 до 3 клеток на своем поле.

При этом значение на каждом кубике можно использовать только один раз. Так игра проходит динамичнее.
И со змеёй в описании не совсем понятно. Отличие от предыдущих игр в том, что девятку не надо вписывать рядом. Когда на кубиках выпала девятка, то достаточно зачеркнуть змею (естественно, эти кубики второй раз нельзя использовать и вписать их значения себе на поле). Если же змея не обезврежена до конца игры, то она отнимает количество очков, равное наибольшему значению (а не наименьшему, как указано в описании по ссылке), примыкающему к ее клетке. Например на фото ниже я не обезвредила одну змею, в ее окружении самое большое число 4, значит отмечаю себе минус 4 очка.

Свойство третьего кубика - Дакоты Смита- тоже интересное. Можно добавить очки джунглям, горам или городу, надо с умом разместить символы Дакоты. На фото ниже на поле я нарисовала скрещенные молоты. Если вокруг них будут горы (выделила синим), то каждая клетка с горами возле этого символа принесет по 2 очка.

В общем, очень неплохая игра в своем жанре.
Кратенько еще раз - бросаем 3 кубика, выбираем, какие значения вписывать себе на поле (от 1 до з, можно суммировать кубики, но каждый использовать только раз).
Можно вписывать только в те клетки, которые соприкасаются с уже заполненными (в том числе по диагонали). Очки начисляются только за типы местности - джунгли, города, горы и пирамиды, так что все числа нужно объединять в какие-то группы. Дополнительные очки принесет Дакота Смит, его символы вписываем возле соответствующих групп. Выпала змея - остальные кубики игнорируются, меняемся полями и рисуем друг другу змею в самом неподходящем месте.

В общем, очень неплохой вариант в своем жанре (хотя тоже несложный, проще Бумажных кварталов, мне кажется).
Дочке из трех игр про Пенни больше всего нравится первая, а мне третья.
***
Про Хитрый ход Вольфганга Варша (в оригинале Ganz schon clever) я уже делилась впечатлениями. Одна из моих любимых игр в жанре roll and write.

С сестрой и племянницей много партий в него наиграли. Играли и вдвоем с дочкой тоже. Мне очень нравится. Мой рекорд 302 очка, а племяшка прислала фотку - ее рекорд 322!

***
Второй вариант этой же игры - Doppelt so clever (в России не издавался). Здесь немного другие поля, изменены принципы начисления очков в каждом. Но суть та же.

У меня есть самодельный печатный вариант, но больше я играла в телефоне.
Планшеты игроков

Мой телефонный рекорд 307 очков.

По ощущениям с живыми соперниками играть легче, т.к.компьютер "на тарелочку" выдает всегда самые маленькие значения кубиков. Они тоже бывают нужны, но чаще не слишком выгодны.
Не знаю, какой из двух вариантов интереснее, примерно одинаковые ощущения.
****
Публикую первую часть и уже пишу вторую 😁. Большинство игр, если не все, вам знакомы, буду делиться своими впечатлениями. Расскажу о нашей недавней новинке Картографы (правда, в третьей части уже).
