Криптид
головоломки, логические игрыФлешмоб о жемчужинах коллекции. Такие есть, конечно, но трудно выбрать, о чем написать. Мои любимые - Покорение Марса, Королевство кроликов, Стамбул, Тобаго, Фивы... Это первое, что в голову пришло. Если гляну на полки, буду перечислять дальше. Что-то проще, что-то сложнее, в основном семейные, за некоторым исключением. Но обо всех этих играх я уже писала развернутые отзывы-впечатления. Поэтому сегодня расскажу об игре, которая появилась не так давно,
всего лишь осенью прошлого года, но уже завоевала признание в моей игровой компании. Пусть не совсем жемчужина (без красивых компонентов, завораживающей атмосферы),но в эту игру мы обязательно играем хотя бы одну партию при встрече с сестрой. Криптид.
Пост получился длинным 🙈, лонгрид, как сейчас говорят.
Это игра на дедукцию, когда с помощью подсказок нужно вычислить быстрее соперников одну единственную клетку на поле. По правилам и игровому процессу Криптид не слишком сложный (не для гиков). Я думаю, проще чем Мистер Джек в Лондоне или Призрак оперы. Криптид часто сравнивают с Тобаго, однако, по моим ощущениям, игры мало похожи. В конце поста я их немного сравню.
Играть можно составом от 3 до 5 игроков (в сети нашла правила, как можно играть вдвоем - каждый игрок за два цвета, но я так играть не рекомендую. Мы с дочкой, когда разбирались с правилами игры, сыграли пару партий вдвоем, немного путались да и вообще процесс скучнее).
Что в коробке.
6 фрагментов поля с пятью видами местности - озера, пустыня, болото, горы и лес.
5 журналов с заметками (подсказками).
Карты двух видов - с белой рамкой, с черной рамкой.
И деревянные компоненты - фишки игроков пяти цветов и фишки строений, которые выставляются на поле. И одна фишка криптида, с помощью которой мы будем задавать вопросы. В оригинальном издании была обычная фишка-"кегля", в локализации это зубастое существо.
Игра абстрактна. Несмотря на карту местности, зубастую фишку и описанную в правилах тему - поиск загадочного существа, атмосферы в игре и нет. Она "суше", чем многие евро.
Немного о процессе игры. Выкладывается поле из 6 фрагментов (каждый раз разное). Фрагменты кладутся не случайным образом, а строго в соответствии с картой, выбранной на данную партию.
Мы взяли карту с белой рамкой (они попроще).
На карте же обозначены места, куда надо разместить древние монументы (восьмигранные призмы) и хижины (тругольные строения). Кроме того на фрагментах поля обозначены места обитания медведей и ягуаров, это тоже ориентиры.
Карта местности, где мы будем искать криптид, готова. Криптид это животное (или даже растение), которое якобы существует (со слов людей, которые его будто бы видели), но наукой его существование не доказано. В пример всегда приводят Лохнесское чудовище. Поиском такого неуловимого существа мы и будем заниматься. Криптид находится на одном определенном гексе поля. Цель игроков - вычислить его местоположение быстрее соперников.
У каждого игрока есть подсказка, которая не даёт полной информации, но сужает круг поисков. Если соединить подсказки всех игроков, то под все условия подойдет только одна единственная клетка. Подсказки - это небольшие журналы заметок, которые получает каждый игрок, информация во всех журналах разная.
Игроки зачитывают про себя один единственный пункт из журнала. Какой именно - указано на обороте той же карты, по которой мы формировали поле. К примеру, при игре вчетвером игрок, взявший книжку с буквой эпсилон, читает и запоминает (и держит в тайне от соперников, естесственно) подсказку под номером 42, которая гласит, что криптид находится не дальше одной клетки от леса. Это означает, что нужно искать или в лесу или на соседней с лесом клетке.
Подсказки могут звучать и по-другому. Перед началом партии надо ознакомиться с вариантами подсказок, чтобы понимать, какие вопросы задавать соперникам и как отсекать неверные варианты. В ходе партии можно смотреть на обратную сторону книжки, здесь есть памятка с вариантами подсказок.
Так, поле выложили, подсказку каждый игрок получил, поиски начались! Вся игра заключается в том, что мы задаем вопросы соперникам, пытаясь вычислить, какие подсказки у них. Вопрос звучит так - может ли по твоим данным криптид находиться здесь? Вопрос можно задать любому сопернику, а на клетку, про которую спрашиваем, надо поставить фигурку "криптида".
Отвечают соперники всегда честно, обманывать нельзя. Если ответ - "да, может" (например, у игрока в подсказке сказано, что криптид находится в радиусе трех клеток от синего строения), то соперник кладет диск своего цвета на этот гекс.
Если ответ "нет", то кладет кубик.
Кубики и диски остаются на поле до конца игры, убирать и перемещать их нельзя.
Вопросы мы задаем не наугад, надеясь на везение и удачу, а анализируем информацию по каждому сопернику, отсекаем варианты и стараемся вычислить единственно правильный. Иногда разгадать соперника получается довольно быстро, буквально по 5-6-ти его фишкам, причем все ответы могут быть только отрицательными. Иногда приходится задавать одному и тому же игроку много вопросов, чтобы уточнить и отсечь неверные варианты. При этом нельзя сосредоточить внимание на одном игроке и забыть про остальных. У нас была такая партия, что все три мои соперника "забыли" про меня, очень мало задавали мне вопросов, спрашивали друг друга. Соответственно, подсказки других игроков было разгадать проще (что я и сделала), а моя оставалась для них неразгаданной. Я и выиграла, потому что раньше остальных вычислила одну клетку, которая всем подходит.
Вот небольшой пример, чтобы было понятнее. В начале игры каждый кладет два кубика своего цвета туда, где, по его данным, не может находиться криптид. Допустим, красный игрок положил так.
Значит, "не дальше одной клетки от пустыни" или "не дальше одной клетки от воды" это не его подсказки точно. Можно заглядывать в памятку, чтобы понимать про какие варианты дальше задавать вопросы.
Кубик на фото выше говорит, что у красного игрока не может быть подсказок "не дальше одной клетки от болота", "не дальше одной клетки от гор", "не дальше одной клетки от мест обитания медведей" ну и еще парочки. Вот так один вопрос существенно сузил круг поисков.
Красный диск на заднем плане говорит о том, что криптид может быть в воде (но тут надо смотреть еще и на другие подсказки и анализировать в комплексе).
Мы играем всегда вчетвером, то есть одновременно вычисляем подсказки трех соперников. В этом прелесть игры - задействовать логику, задавать такие вопросы, которые быстро раскроют соперников. Но это называют и главной проблемой игры (в отрицательных отзывах, коих немало). Вся игра сводится к одному, по сути, действию - задавай вопрос, "вычеркивай" неподходящие варианты, задавай новый уточняющий вопрос. Все делают одно и то же, нужно лишь быть чуть быстрее соперников. Но нам, нашей компании, игра очень хорошо зашла, нашла своих поклонников 😄.
Если считаешь, что нашел ту единственную клетку, где находится криптид, то запускаешь поиск, т. е. спрашиваешь сразу всех соперников, может ли по их подсказкам криптид находиться здесь.
Если все ответили да, то урааа! победа! Если кто-то ответил "нет", то игра продолжается, пока кто-то не найдет ту самую клетку. Мы вычисляем эту единственную клетку примерно одновременно, плюс/минус один ход. Иногда везет тому, кто раньше ходит (то есть все догадались, но запускает поиск тот, чей сейчас ход, он и выигрывает). Иногда я бываю близка к разгадке, еще бы парочку нюансов выяснить, но... я понимаю, что если сейчас не рискну, то до меня ход уже не дойдет.
Мы играем всегда одной компанией - мы с сестрой и наши дочки (10 и 14 лет). Моя дочка выигрывает реже, точнее выигрывала всего раза три, ей труднее удержать в памяти все варианты. Поэтому для нее я распечатала с Тесеры листок, в котором можно отмечать результаты вычислений.
Так ей играть будет легче, но взрослым я так играть не рекомендую, гораздо интереснее держать варианты в уме.
Даунтайм в игре есть, игроки думают над ходом. Но этот даунтайм нужно использовать - пока ходят соперники, надо анализировать ситуацию и продумывать следующий свой вопрос.
Карты с черными полями немного сложнее. Во-первых, появляется еще один цвет строений - черный, то есть вариантов подсказок больше. А во-вторых, подсказки могут более сложные.
К примеру, в простом варианте подсказка - криптид НЕ дальше двух клеток от хижины. Мы понимаем, что нужно искать вокруг трех хижин на расстоянии 2 клетки. В сложном подсказка - дальше двух клеток от хижины. Мы понимаем только, что не нужно искать вблизи хижин, но круг поиска остается очень большим.
В целом очень хорошая игра, напрягающая мозг. Реиграбельность равна количеству карточек (их 54, сложных больше). Можно играть втроем, вчетвером и впятером, даже по одной и той же карточке это будет разная игра с разной искомой клеткой (то есть условно 54 можно умножить на 3, если вы планируете играть разным составом). Хотя можно карточки проходить заново, навряд ли они запомнятся (на всякий случай, в сети есть дополнительные условия, которые можно допечатать и тем самым еще повысить реиграбельность). Я не знаю, пройдем ли мы все карты из коробки 😁, пока только "белые" отыграли.
Всем игру не порекомендую. Перед покупкой смотрите обзоры, летсплеи, возможно, это вообще не ваш тип игр. Правила, кстати, осваиваются легко, в ходе первой партии, поэтому не думайте, что игра сложная, если я так запутано написала 😁.
Сравню с Тобаго, как и обещала.
Во-первых, Тобаго легче, взрослым вообще не надо напрягаться при игре, только лишь наслаждаться увлекательным процессом 😁.
Тут же отмечу, что в Тобаго можно играть и вдвоем (мы играем). Втроем-вчетвером интереснее, но и на двоих партия вполне неплохая выходит. В Криптид вдвоем не советую.
Во-вторых, Тобаго гораздо красивее и атмосфернее, хотя сеттинг весьма тривиален - поиски сокровищ на острове. Компоненты очень красивые, приятные, детализированные.
Остров выглядит населенным аборигенами, машины передвигаются на ограниченное количество шагов, да и вообще есть ощущение, что на самом деле составляешь карту для поиска сокровищ, а потом спешишь их выкопать первым и при дележе забрать себе побольше. В Криптиде никакой атмосферы, поле скорее схематично. Люди с богатой фантазией, конечно, могут представить поиски на местности, но нам это не нужно, мы видим скорее цвет, форму, количество. А в Тобаго я вижу пляжи, джунгли, бирюзовый океан... 🙂
В-третьих, в Тобаго есть рандом. Выигрыш зависит от количества сокровищ, которые тебе достались. На рандом можно и нужно влиять, но он никуда не денется все равно. Это приятная семейная игра, когда шанс выиграть есть и у ребенка. Криптид - только сухие вычисления игроков, кто раньше встал, того и тапки.
Ну и в-четвертых, главное, почему сравнивают эти две игры - построение логических цепочек. В Тобаго информация по местонахождению сокровища динамичная, она постоянно меняется и зависит оттого, какие карты выкладывают игроки.
Небольшой пример. Игроки выкладывают карты по очереди, формируя логическую цепочку, которая укажет на клетку, где нужно искать золотишко. Первая карта - сокровище НЕ на самом большом пляже. Вторая карта - сокровище возле реки.
Мы тут же кубиками на поле выкладываем все варианты местоположения сокровищ - вокруг рек, но не на самом большом пляже.
Информация видна всем, в уме вычислять не надо, никакой тайны для игроков нет. Обычно одновременно формируются 3-4 разных цепочки карт по поиску сокровищ. Они отмечаются кубиками разного цвета, в памяти ничего держать не надо.
Выкладываем дальше. Сокровище не в шаге от хижины.
Убираем кубики, которые уже не могут обозначать место нахождения искомого золота.
Ну и так далее. К примеру в конце концов путь рассуждений получился такой
И кубик остался только на одной клетке, которую знают все игроки. Цепочка могла бы быть и другая, игроки формируют ее, исходя из своих целей (чтобы выложить больше карт в ряд и тем самым больше получить при дележе или же локализовать сокровище там, куда сам быстрее соперников доберешься). Была бы другая последняя карта - сундук бы оказался совсем в другом месте.
Главная трудность (для детей) - выкладывать карты так, чтобы каждая следующая не противоречила предыдущим и сужала круг поиска.
В Тобаго за партию мы составляем несколько таких цепочек.
С Криптидом другая история. Похожи игры тем, что каждый ход добавляется информация, которая уточняет предыдущую, исключает неподходящие области и варианты. Но всю информацию надо держать в уме, не раскрывая соперникам свои догадки. Кроме того анализировать нужно ответы сразу нескольких соперников. Без этого даже если захочешь, то не отметишь на поле возможные варианты, потому что они разные в зависимости оттого, что ты уже понял о подсказках соперников. Обычно подходящее место для криптида я определяю уже тогда, когда разгадала всех соперников. Для детей Криптид гораздо сложнее, хотя рекомендуемый возраст на коробках указан одинаковый - 10+. Ребенок со средними способностями в Тобаго может раньше начать играть, в Криптид правила поймет, но выиграть у взрослых будет сложно.
Решайте сами, похожи игры или нет. Для меня они разные. Если вы меня спросите, какую выбрать для игры с детьми или семейных посиделок, то ответ однозначный - Тобаго. Если хочется поломать голову со взрослыми (или большими детьми), при этом не нужна атмосфера, красивые компоненты и т.д., то Криптид (но учитывайте "минусы" игры, описанные в обзоре).
Интересных вам игр!