Мать драконов, берегись! Обзор настольной игры “Нидавеллир”
семейные игрыК нам приближается страшный дракон Фафнир. "К нам" - это к королевству дворфов, а вы что подумали? В "Нидавеллире" мы попадаем в фэнтезийное королевство, где будем собирать отряд для защиты от Фафнира.
Звучит, как что-то жесткое, воинственное и агрессивное? Но тут кроется обманка. На самом деле, это семейная игра на сбор сетов. Да-да, и никаких вам Фафниров - дракона мы так и не увидим, потому что отпугнем его своей мощью и масштабом.
Но возвращаемся к нашим дворфам. Чем меряются игроки в фэнтезийном королевстве? Ну, конечно, размером армий. У кого больше и сильнее, тот и победил.
Чтобы эту самую армию набрать, мы пойдем в 3 таверны, где и соберем из завсегдатаев отряд борцов с драконами. Какие они бойцы, спросите вы, после нескольких кружек эля? А неважно, скажу я вам. Ведь главное, это не сколько кружек выпил кузнец или воин, а каким по счету он будет в вашей армии.
Кажется, я вас вконец запутала. Поэтому давайте перейдем к механике.
Механика:
- На столе лежат 3 жетона таверн. Напротив каждого жетона мы выкладываем карты воинов по количеству игроков (от 3 до 5).
- Воины бывают разные: синие, желтые , красные. Это действительно так. Отличаются они не только цветными шевронами, но и способом начисления значков. Перед тем, как выбрать бойцов, игроки берут в руку свои монетки, и взакрытую выкладывают их в свою монетницу.
- Затем они по очереди их открывают и смотрят - у кого номинал больше, тот первый выбирает воина из ряда. Да-да, бойцы не готовы сражаться с драконом бесплатно.
Также у каждого игрока есть на руках монета 0. Спрашивается, зачем это нужно? А затем, что пожертвовав очередностью хода, вскрыв 0 вы сможете поменять 1 монету, оставшуюся на руках на большую из специальной монетницы.
Пример: у вас на руках монеты с номиналом 2, 3, 4, 5 и 0. Вы выкладываете 3 для первой таверны, 0 для второй и 2 для третьей. 5 и 4 вы не разыгрываете. Когда для второго ряда вы откроете свой 0, вы открываете 3 и 4 и обмениваете 4, как бОльшую из оставшихся монет, на их сумму. То есть 5 заменяется 9 (4+5).
- Чем более высокий номинал монет у вас будет, тем больше преимуществ при выборе будущих армейцев. Сами монеты вам тоже могут принести очки в конце игры, поэтому их точно нужно прокачивать, не боясь выкладывать 0.
- Что произойдет, если 2 или 3 игрока одновременно выложат монеты с одинаковым номиналом? Этот момент создатели игры хорошо обыграли. У нас есть специальные кристаллы с номиналом от 2 до 5. Если 2 или более игрока выложили одинаковые монеты, первым ходит тот, у кого больше значение кристалла. После чего он обменивается кристаллом с игроком, у которого представлено наименьшее значение.
- Как я уже сказала, воины приносят очки разными способами. Зеленые и фиолетовые по определенной прогрессии (ничего считать не нужно, все подсчеты уже на вашем планшете). Оранжевые гномы - это сумма чисел на шевронах, умноженная на количество самих шевронов. Синие - просто сумма очков, а красные - сумма очков + номинал самой большой монеты.
- Конечно, можно удариться в одноцветную стратегию и собирать воинов строго одного цвета, но это невыгодно. Ведь за каждый собранный сет (красную, оранжевую, синюю, зеленую и фиолетовую карту) вы можете взять супергероя. Герои дают вам разные бонусы - кто-то много очков, кто-то сразу несколько дополнительных шевронов одного цвета, кто-то выступает в роли джокера и т.д.
- Выбор героя - это отдельный азарт, скажу я вам. Самых-самых расхватывают сразу, поэтому мы все время гонимся вперед, пытаясь урвать нужную карту.
- Еще 1 интересная фишка игры - деление партии пополам. После первой колоды воинов мы подводим подсчет и награждаем тех, кто собрал воинов какого-то цвета. Таким образом, кто-то заменят 0 тройкой ( а значит, всегда будет ходить первым и первым обменивать монеты, если остальные игроки выложат 0 в тот же ход), кто-то кристалл со значением 6 (всегда победит при ничьей), особого героя и т.п. Я считаю это удачной находкой, потому что процесс сбора сетов кому-то может показаться скучноватым и такая "встряска" в середине партии хорошо влияет на динамику.
- Когда 2 колоды разыграны, мы подводим итоги, подсчитывая очки. И вот тут наступает самое интересное, потому что, если игроки за столом - более-менее равны по уровню мастерства, выявить победителя без подсчетов будет просто нереально. Здесь нет вот этого: "ага, я проигрываю уже в середине партии, значит, дальше бороться нет смысла, все настолки тлен". Интрига сохраняется до последнего (если вы не играете дуэльно, но об этом расскажу чуть позже). Отдельно радует то, что числа в финале - очень приятны: от 200 до 350 очков выходило у нас втроем, и от 400 до почти 600 - дуэльно.
И что в итоге?
- Отличная семейка на сбор сетов с на удивление живым и динамичным процессом. Мы все привыкли медитировать в подобных играх, но здесь французским авторам удалось сломать шаблон, добавив азарта игры-гонки.
- Возраст 10+ официально указан на коробке. Но опытный 8-летка вполне может начинать играть в эту игру. Рейтинг сложности на bgg-2,14. Игра официально проще "Крыльев" и "Острова кошек", и я это подтверждаю.
- Авторы попытались создать из "Нидавеллира" целую вселенную, в конце правил - информация про каждого героя, что тоже идет абстрактной механике в плюс.
- Свежая механика аукциона - явно главная "изюминка" этой игры. Это действительно отлично разнообразило привычный ход игры на сбор сетов.
- Одновременные ходы тоже хорошо работают, никакого вам даунтайма. игру спокойно можно отыграть за 30-40 минут.
И все бы было просто замечательно, но есть одно большое НО:
дуэльный режим.
Авторы явно рассчитывали на компании от 3 до 5 человек - так игра раскрывается по полной, но дуэльно… Баланс ломается. Во всех наших партиях на двоих, один из игроков побеждал с огромный преимуществом - минимум в 100 очков. Ход игры неизменен: один уходит в плюс по монетам и блокирует все выгодные позиции второму. . Первый игрок преспокойно набирает героев, не давая второму собрать сет. Как вы сами понимаете, второй игрок точно останется разочарованным. Так играть попросту неинтересно - вся игра сводится к гонке за монеты с высоким номиналом.
Еще 1 потенциальный минус для тех, кто не любит конфликтные игры - здесь неинтересно не конфликтовать. Конечно, можно ковыряться в своих планшетах, не думая, что там у соперника, но выигрышной такую стратегию не назовешь. Я впервые опробовала "Нидавеллир" на boardgamearena и заметила, что все опытные игроки старались максимально блокировать сбор сетов у соперников. И это тактика, действительно, самая рабочая.
Вот, пожалуй, и все. Если любите сеты и взаимодействие - присмотритесь к этой коробке. А я пойду, пока Фафнир снова не разбушевался)
Лучший ответ