Экосистема
семейные игры
Сегодня на нашем игровом столе Экосистема. Несложная и очень красивая семейная карточная игра, в которой мы будем выстраивать природную экосистему, создавая пищевые цепочки и помещая животных в благоприятную для них среду обитания.
Коробочка небольшого размера, такая же, как например у Королевских товаров. Внутри большая колода карт, блокнот для подсчета очков, 6 памяток и правила.
Игра от 1-го до 6-ти игроков, рекомендуемый возраст от 10 лет. Конечно, можно пробовать и раньше играть, правила простые, запоминаются быстро. Первые несколько партий мы держали перед собой памятку, чтобы подсматривать, кто с кем должен соседствовать, сейчас уже даже не подглядываем. Играющие дети освоят быстро, даже мой сын (5 лет 9 мес) садится с нами играть. Он не выигрывает, конечно, но очень старается заработать очки.
Колода карт очень большая - 130 шт,
не сразу и перемешаешь. Карты маленького размера, я даже сначала удивилась, ожидала, что будут больше, но потом поняла, почему так.
В процессе игры каждый игрок выкладывает из карт на стол "сетку" размером 4 на 5, то есть чем больше игроков, тем больше нужен стол, а если бы карты были большого размера, то не каждый стол вместил бы даже четырех игроков, не говоря о шести. Мне размер карт, в общем-то, не принципиален.
Основные механики - это драфт карт и сбор сетов.
Задача игроков - выложить на стол 20 карт, которые определенным образом соседствуют друг с другом и тем самым приносят очки. На столе таким образом образуется целая экосистема, в которой хорошо и сытно живется различным видам животных.
Каждая стрекоза приносит столько очков, сколько карт в ручье, с которым она соседствует.
Медведь приносит по 2 очка за каждую пчелу и форель по соседству (что логично, он любит полакомится медом и рыбкой). Пчела приносит 3 очка за каждую соседнюю карту луга.
Форель приносит по 2 очка за каждую соседнюю карту ручья и стрекозу.
И такие условия есть для каждой карты. Лиса, например, хорошо себя чувствует, когда рядом нет медведей и волков, тогда она приносит 3 очка. Небольшой соревновательный момент - волки дадут очки только тем игрокам, у кого их популяция больше (за 1-е место 12 очков, за 2-е 8, за 3-е 4 очка). Также и ручей - самая длинная цепочка карт ручьев принесет своему обладателю 8 очков, следующая по длине 5 очков. Есть смысл в обоих случаях побороться за первое место.
В начале игры каждый игрок получает 10 карт, выбирает себе одну, кладет лицом вниз перед собой, затем все игроки одновременно карты переворачивают и размещают в свою будущую экосистему. Остальные карты передают соседу.
Как всегда в игре с драфтом приходится соблюдать баланс между тем, что надо взять себе и что никак нельзя отдать другим игрокам. Рандом в выходе карт сочетается с планированием в их размещении. Когда размещены все 10 карт, раздаем еще по 10 и таким же образом их разыгрываем.
Карт много и при игре малым количеством игроков (скажем, вдвоем или втроем) не выходит даже половина колоды. А видов животных всего 9 (каждого вида от 8 до 12 карт) плюс две среды обитания - луг и ручей (по 20 шт). Я сначала было подумала, что при игре вдвоем-втроем критично будет, если не выйдет какой-то вид животных. Но нет, очки можно набрать разными способами, делая ставку не на одно, так на другое. После первого круга, когда просмотрел все карты, которые на руках в первом раунде, уже понимаешь, что не стоит, например, сильно надеяться на орлов, если нет форели и кроликов, или собирать стрекоз, если мало ручьев. В этом случае можно попробовать сделать ставку на пчел, луга и т.д.
При игре вдвоем есть свой нюанс, как и всегда в играх с драфтом. В Экосистеме этот момент реализован как в Альгамбре - есть виртуальный третий игрок, которому нужно также раздавать карты. За него, конечно, не нужно строить экосистему, карты с его "руки" открываются случайным образом и в сетку не выкладываются. Его роль всего лишь иметь в игре на двоих третью "руку", а также соревноваться в размерах волчьей стаи и протяженности цепочки ручьев. То есть если у виртуального игрока цепочка ручьев получилась самой длинной (все его карты ручьев считаются соседствующими), то никто из двоих соперников не получает очки за самый длинный ручей (можно получить за второе место). То же и с популяцией волков.
Мы играли с дочкой вдвоем, не скажу, что виртуальный игрок сильно напрягает, хотя я обычно такие "костыли" не люблю.
Экосистема предусматривает и соло-режим, можно одному пасьянс пораскладывать. Я не пробовала, может быть поиграю как-нибудь под настроение.
Есть в игре еще одна фишка - очки за биоразнообразие. То есть чем больше видов животных есть в твоей экосистеме (и даже не просто есть, а приносят очки), тем больше ты получишь очков за биоразнообразие. Максимально - 12 очков, если сумел заполучить себе все виды карт или не хватает всего одного-двух. Если не хватает 6 и более видов животных/ландшафта (напомню, всего их 11), то придется даже вычесть из общего результата 5 очков. Что дает этот параметр? Чтобы выиграть, нужно не столько собирать большую популяцию животных одного вида, сколько необходимо соблюдать баланс в разнообразии видов, как и в природной экосистеме. Если соперники получили за биоразнообразие 12 очков, а ты минус 5, то разница в 17 очков очень критична (общий результат 60-70 очков).
К слову, посчитать биоразнообразие очень легко. В коробке удобный блокнотик для подсчета очков.
Если игрок не получил очки за какой-либо вид карт, то в соответствующей строке получается пробел. Затем подсчитывается количество пробелов, а дальше памятка подскажет, сколько очков за получившееся количество пробелов нужно добавить (отнять).
Как происходит подсчет очков, вы уже поняли, я думаю, - в блокнот записываем очки по каждому виду карт у каждого игрока. Мы справляемся с этим процессом быстро и ненапряжно, в памятку уже не подглядываем. Предлагаю и вам попробовать.
Вот готовая экосистема в конце игры:
Вот памятка для подсчета очков:
Соседний - значит расположенный рядом по горизонтали или вертикали (не диагонали). Волков и ручьи не учитывайте, их нужно сравнивать с соперниками (считайте, что они не принесли очков, ставьте прочерки/пробелы). Позже выложу мой подсчет.
Мы играли вдвоем, втроем, вчетвером и впятером. Мне показалось, что количество игроков на игровой процесс не влияет. Да, чем больше игроков, тем больше карт в игре (кажется, что больше выбор), но тем меньше шансов получить желаемые карты, намеренно или ненамеренно соперники вам их могут не отдать. Повторюсь, понравился момент с биоразнообразием - надо или собирать разные виды или стараться на нескольких видах сделать много очков, чтобы перекрыть отсутствие разнообразия (но внимательные соперники не дадут этого сделать, так наверное можно играть с детьми). В общем, очень приятный процесс, подумать есть над чем, но не слишком напряжно, игра в удовольствие, особенно учитывая красивущий арт.
Игра напоминает и Драфтозавров (собственно драфтом - основной механикой), и Сад Алисы (хотя он далеко не такой красивый, как Экосистема, я играла, но себе приобретать не стала), и Солнечную долину карточную (не играла, сужу по обзору) со своими нюансами, конечно.
И предлагаю немного поиграть. Перед вами почти готовая экосистема. В ней 4 свободных места, а у вас есть 5 карт. Какие 4 из них вы разместите в экосистему, чтобы получить за них максимально возможное в данной ситуации количество очков? Считайте очки, которые добавят только эти 4 размещенные карты.

И памятка еще раз.
Интересных вам игр!
Лучший ответ
