роза августа луиза
Выращивание розздравствуйте, благородные доньи)

ностальгическая роза немецкой селекции с божественным, тонким ароматом. с недавнего времени моя любимица.




очень неприхотливая, сильная, яркий, свежий и даже какой-то по-девичьи кокетливый кустик, обильное, дружное цветение, цветы стойкие, не плывут от жары, не выгорают, в полном роспуске всё равно красивы, не превращаются в рыхлые мочалки.



рекомендую её бесконечно!
и если позволите, я расскажу немного о той, чьё имя она носит. в прошлом году я писала эту историю в дневнике, возможно кому-то будет интересно. если это не монтируется с правилами сообщества, следующую часть уберу.
* * *
августа луиза цу штольберг, графиня штольбергская, гётевская гюстхен, знатная аристократка, находящаяся в родстве с королями пруссии, оказалась дама загадочная, не сказать, неуловимая. зимой, когда я из любопытства расковыряла этот вопрос, мне пришлось основательно покопаться.
во-первых, замечу сразу, что это не та графиня августа луиза цу штольберг, которая украшает своим присутствием русскоязычную википедию. это её полная тёзка и тётка. по отцу.
родилась она в январе 1753 года старшей из дочерей высокородного аристократа, что подразумевало как несомненную ответственность, так и определённые вольности. вся семья очень любила искусство, поэзию, литературу, и августа луиза, естественно, не была исключением: взахлёб читала как классическую, так и новомодную на тот момент литературу, декламировала стихи и музицировала.
в 17 лет августа луиза, или как звали её в семье, гюстхен, пользуясь статусом старшей дочери (а по сути в целях экономии и без того скромного приданого), съехала в небольшую квартирку при монастыре и до замужества жила самостоятельно. вообще, судя по всему, дама она была с юности решительная и неробкая. как по мне, даже внешне это хорошо видно. судите сами:

а тем временем, в начале 70-х годов в германии начало греметь имя молодого, талантливейшего литератора иоганна вольфганга фон гёте.
лёгкими, прозрачными, романтичными стихами молодого поэта зачитывалась как салонная молодёжь, так и зрелая, искушённая публика. а сам он, юнец, едва разменявший третий десяток, был настоящим, как сказали бы сегодня, секс-символом поколения. вот он:

глазаст, кудряв, бровьми союзен. ну, как тут устоишь…
в 1774 году (гёте было 25, а незнакомой с ним пока ещё гюстхен – 21) выходит первый серьёзный роман гёте страдания молодого вертера и моментально вызывает в обществе фурор.
августа луиза, прочитав роман несколько раз, бежит к старшему брату, знавшему гёте через 7 рукопожатий, клянчить адрес, чтобы собственноручно оставить на странице автора восторженный фидбэк.
стоит заметить, что даже здесь молоденькая гюстхен проявила свой решительный нрав. осмелившись наконец инкогнито написать незнакомому гёте на излёте 1774 года, она не только сложила поистине хвалебную оду его мастерству и таланту, но и не удержалась от вежливо поданной, но дерзкой критики некоторых аспектов повествования и развития сюжета, в особенности в тех элементах его, которые были посвящены морально-нравственному облику юного вертера.
судя по всему, молодой, романтичный иоганн вольфганг остался под впечатлением возвышенного письма загадочной аристократки. а может быть и критика показалась ему заслуживающей ответа. но не далее, как в январе 1775 года, он ответил незнакомке, и это положило начало многолетней переписке, которую некоторые биографы гёте считают настоящим романом в письмах. несомненно подогревал страсти, тот факт, что гюстхен ещё какое-то время скрывала свою личность, а гёте не пытался её разъяснить, утверждая в письмах, что то, что объединило их души больше и выше мирских имён.
зимой я читала отрывки из этих писем на немецком, по крайней мере те, которые нашла, и могу согласиться с биографами – они действительно, формулируя сегодняшней терминологией, на грани фола. но, наверное, это была характерная черта того романтического века.
так или иначе, личность гюстхен была с временем открыта, переписка превратилась из дружеской в личную, но дальше страстного эпистолярного общения дело не шло. думаю, объяснение этому довольно прозаично. выросший в богатой семье, блестяще образованный и необычайно талантливый, но низший по происхождению гёте был не пара августе луизе графине цу штольберг, бедной аристократке и родне королям.
роман в письмах несколько притушили замужество одной и женитьба другого, но друг друга они никогда не забывали. и, когда бездетная гюстхен овдовела в 1822 году, переписка возобновилась с новой силой, но теперь уже на более умозрительные – философские и религиозные темы – и велась практически до смерти гёте в марте 1832 года в возрасте 82-х лет. гюстхен пережила его на 3 года и умерла практически в том же возрасте.
ни разу за всю свою жизнь эти страстные друзья по переписке не видели друг друга.
* * *


отаке)
Лучший ответ
в букете с Boscobel