"Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни"
Методическая копилка: Идеи на месяц, Организация пространства, Хранение игр и книг, Книги для родитДобрый день! Хочу поделиться впечатлениями от прочтения книги "Чуткие дети
Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни" Автор книги Мишель Борба - доктор педагогических наук, всемирно известный педагог-психолог и эксперт в области защиты, воспитания и развития детей.
Меня очень тронули слова Мишель Борба:
"Что нужно детям, чтобы стать счастливыми и успешными?" - спрашивали меня сотни родителей, и мой ответ всех удивлял: "Эмпатия". Сочувствие - это далеко не сюсюканье, как считают некоторые. Оно играет неожиданно важную роль в счастье и успехе. Проблема в том, что мамы и папы и общество в целом недооценивают эмпатию и потому помещают её в конец списка необходимых качеств."

В этой книге представлена революционная и, вместе с тем, очень простая идея, которая сможет помочь детям изменить из жизнь. Эмпатия - не приятный бонус к к развитию вашего малыша, а неотъемлемая часть счастья ребёнка.

Автор рассказывает о девяти качествах эмпатии таких, как
- эмоциональная грамотность,
-моральная идентичность,
-умение поставить себя на место другого человека,
- моральное воображение,
- управление эмоциями,
- проявление доброты,
-умение сотрудничать,
-моральное мужество,
-навыки альтруистического лидерства.
С практикой их использование входит в привычку, которая останется с ребёнком на всю жизнь и поможет сохранить ему чуткостью.

Мне очень понравилось, что автор не обошла в книге такую тему как "синдром селфи"
"Все цифровое безумие просачивается в реальный мир, меняя поведение и создает заносчивую, конкурирующую и эгоцентричную породу индивидуальности. Я называю такую тяготу синдромом селфи. Это самореклама, личный брендинг и зацикленность на себе без учёта чужих чувств, потребностей и интересов. Синдром селфи пропитал современную культуру и разъедает характер наших детей."
Мишель Борба пишет, что самолюбование разрушает эмпатию, основу человечности, она говорит о необходимости переключения фокуса детей с "я, мне, моё" на "мы, нам, наше".
Для беспокойства есть 4 причины:
1) У современной молодёжи наблюдается ощутимое снижение эмпатии. У подростков эмпатия снижена на 40%, чем 30 лет назад, а нарцисцизм - на 58 и выше {Ссылки на исследования приводятся}
2) Заметно выросла жестокость по отношению к сверстникам.
Согласно исследованию, буллинг (травля) среди молодёжи вырос на вопиющие 52% всего за 4 года( с 2003 по 2007) и сейчас мы наблюдаем его проявления среди трёхлетних детей.😢
В исследовании 2014 года обнаружен троекратный (!) рост кибербулинга всего лишь за год.
Жестокость среди сверстников усугубилась настолько, что негативно сказывается на психическом здоровье: один из пяти учеников средней школы задумывался о суициде как о спасении от травли.😭 Только подумайте: суицид как спасение от травли.
3)Эксперты отмечают, что молодые люди всё чаще склоняются к обману, а моральная ответственность у них снижается.
4) Сетевая культура, которая давит на личность, ведёт к росту психических заболевания среди молодёжи.
В России по статистике ВОЗ депрессия диагностируется у каждого десятого подростка, что сходно с общемировыми тенденциями.
В самом начале Мишель Борба ставит проблему и предлагает свой метод работы с детьми.
" Чтобы дети росли неравнодушными, счастливыми и успешными, необходимо в корне изменить подход к воспитанию и обучению, опираясь на последние научные данные."
В своей книге автор предлагает план осуществления перемен и лучшие стратегии с доказанной эффективностью как родителями, так и педагогами.

В первой части автор рассказывает, как помочь ребёнку развивать
- эмоциональную грамотность ( чтобы понимать свои и чужие чувства и потребности)
-моральную идентичность ( чтобы усвоить ценности эмпатии и проявлять сочувствие к людям)
-умение поставить себя на место другого человека ( чтобы понимать чужие чувства, мысли)
Мне было интересно узнать, что дети часто путают усталость взрослого человека со злостью. То есть мама просто устала, а ребёнок думает, что она злится.

Автор приводит исследования, которые доказывают, что эмоционально грамотные дети сообразительнее, добрее, счастливее, они унывают реже, чем их сверстники. Так же у эмоционально грамотных детей физическое здоровье и успеваемость лучше, чем у тех, кто не умеет распознавать чувства окружающих.

Вторая часть посвящена практике эмпатичеких привычек.
Умение настроится на чувства необходимы не только детям, но и родителям. Можно научить ребенка распознавать чужие чувства, но для начала надо уметь на них настраиваться. Книга вам будет в помощь. А если вы сами научитесь настраиваться на чужие чувства, то эта важная эмпатическая привычка даст вам возможность заложить основу близких отношений с ребенком и другими членами семьи🙂
Мишель Борба снова и снова возвращается к теме интернет-культуры и приводит печальные данные.
" Эмоциональной грамотности не научишься, глядя на экран, переписываясь в чатах и приложениях. Дети от 8 до 18 лет в среднем проводят с цифровыми устройствами 7 часов и 38 минут в день ( это не считая сообщений и звонков)."
"Почти у 75% детей до 8 лет есть доступ к мобильным гаджетам дома"
"В недавнем исследовании обнаружен 30% детей начинают играть с мобильными устройствами, когда ещё носят подгузники" 😱
Проводя большую часть времени онлайн, дети не приобретают важные социальные навыки, а это неблагоприятно сказывается , в первую очередь, на отношениях с родителями.

В третьей части автор рассказывает, как можно жить по принципам эмпатии.

В каждой главе автор дает дельные советы (некоторые из них я встречала на лекциях психологов и педагогов, о некоторых читала в книгах и кое-что уже внедрила в нашу практику).
Автор подробно рассказывает, как научить ребёнка узнавать эмоции, как настроиться на чувства и в каждой главе автор предлагает разные возрастные стратегии.
В книге есть советы для детей от 2-3 лет и до первого класса, для учеников начальной школы и есть советы для всех возрастов.
Мишель Борба предлагает составить лексикон чувств, играть в расшифровщиков невербальных сигналов, изучать фотографии младенцев, обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние малышей, играть в "детектива" чувств", использовать больше названий для эмоций, смотрите эмоциональные фильмы (автор приводит список мультфильмов для детей),сделать карточки с названиями чувств и играйте в шарады, читать книги о чувствах, приготовить карточки "Как ты себя чувствуешь?" Но это не всё, в книге ещё много интересных и полезных идей для развития эмпатии у детей и взрослых.

Интересное замечание от автора: "Используйте больше названий для эмоций, особенно с мальчиками. Девочки и без того слышат их гораздо чаще. Говорите с сыновьями о чувствах и позволяйте им выражать их. Совет: мальчики лучше раскрываются, когда чем-то заняты, поэтому поиграйте с сыном в "Лего", тренируйтесь между делом обсуждайте чувства.
Мишель честно предупреждает, что "простых путей нет: понимание чувств достигается старым добрым воспитанием, ограничением экранного времени и личным общением с ребёнком. Чем больше дети разговаривают друг с другом вживую и меньше собирают "лайки" в интернете, тем больше шансов на развитие эмпатии."
Мне очень понравились советы автора о соразмерной похвале, автор пишет, что похвала должна быть заслуженной.Если ваш ребёнок участвует в каких-либо мероприятиях, то вы, возможно замечали, тенденцию раздавать всем участникам соревнований или конкурсов трофеев за участие. Грамоты и сувениры раздают не только победителям, но и всем, кто просто принял участие.
Мишель Борбора, ссылаясь на исследования, советует говорить детям не просто : "Спасибо ты мне помог!", а "Спасибо тебе, мой помощник!"
Приведу еще один пример:" В одном эксперименте школьники получали жетоны за победу в игре и могли оставить их себе или отдать малоимущим одноклассникам. Но перед этим учитель также выбирал, что ему сделать со своими жетонами. Если взрослый говорил детям, что награду надо пожертвовать, а свою оставлял себе, дети преимущественно следовали его примеру. Если же после слов о том, как важно быть щедрым, учитель отдавал свою долю, дети проявляли щедрость, но на их действиях в будущем это не сказывалось. Только пожертвование без всяких лекций со стороны учителя (на глазах учеников) стимулировало детей отдавать своё и в последствии охотнее делиться. СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, чтобы ребёнок усваивал правильные ценности"

✍️Автор рассказывает как избежать соблазна и не изменить убеждениям (как отказать сверстникам участвовать в каком-либо мероприятии, которое противоречит убеждениям ребенка, его семьи и пр). Мишель рассказывает родителям, как научить ребенка не отступать от своих принципов в трудные минуты.
Ещё мне понравилось то, что автор обратил внимание на проблему крика...родительского крика. Мишель пишет: "Многие родители осознают, что шлёпать детей вредно, но других методов не знают. И когда раздражение накапливается, , срываются на крик. Им хотелось бы обходиться без этого ( 2/3 родителей называли крик действенным способом пристыдить ребёнка) В отсутствии альтернативы крик стал современным аналогом шлёпанья. само по себе повышение голоса неприятно, но задеть можно ещё и словами. Результаты сканирования мозга подтверждают, что "словесные шлепки" с желание пристыдить, отчитать или высмеять наносят вред нейронным связям ребенка"
Автор так же пишет о том, что наказание в виде лишения чего-либо не помогают детям учиться хорошо себя вести. Результаты исследования привязанности демонстрируют, что во время дисстресаа мы особенно нуждаемся в присутствии и утешении любящих людей. Если ребенок теряет контроль над эмоциями, то родители запирают его одного в комнате, чтобы он подумал над своим поведением. Но такой способ не научит ребенка хорошо себя вести.
Автор рассказывает о необходимости совместного чтения с детьми.

"Дома должно быть много книг! Согласно исследованию, чем шире выбор литературы, тем выше вероятность, что ребёнок будет читать"
Такими словами оканчивается книга: " Эмпатия - корень гуманизма и основа доброй, заботливой личности. Эмпатическое преимущество даёт огромный потенциал для счастья и успеха. Ещё никогда она не была так важна, как сейчас. Способность понимать чувства и потребности других людей можно развивать. Мы не должны подвести наших детей."
Я очень много выписала интересных фраз и советов из данной книги, хочется многим поделиться...Здесь столько полезной информации. Конечно, лучше один раз прочитать книгу самой, чем читать пересказы.
Покажу ещё несколько разворотов книги.

Все 9 привычек, которые советует внедрять в свою жизнь Мишель Борба помогают управлять порывами эмпатии и подталкивают помогать окружающим. Автор уверяет, что эффективность всех этих привычек подтверждена недавними исследованиями в области детского развития, нейронауки и социальной психологии.
Книга оказалась для меня полезной. Я еще долго буду возвращаться к ней. Автор советует выбирать один навык на месяц и практиковать по несколько минут в день, пока он не войдёт в привычку.
Купить книгу можно на сайте МИФ, ( там же можно скачать две главы книги: одну в формате pdf , другую - в mp3😉), в Лабиринте, на book24.ru
Спасибо за внимание!
Полезных вам книги и всего самого доброго!