Осторожно — «православное оздоровление»!
Интересная информация и предостереженияВ последнее время на прилавках с православной литературой появились брошюры и диски с записями лекций Ксении Кравченко «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»; видеозаписи долгое время были доступны на сайте Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — www.700-let.ru.
Вначале медицинская общественность не откликалась, вероятно, пребывая в шоковом состоянии, затем появились первые возгласы и цитаты (приведем лишь некоторые, чья экстравагантность будет понятна и немедикам: «Желудок начинает усиленно вбрасывать в кровь желудочный сок»; «Когда растительный продукт бродит, а бродит он две недели, процесс брожения превращает обычную капусту в мясо. Желудком квашеная капуста воспринимается как мясо, переваривается желудком, усиливая выработку соляной кислоты»). «Да там нечего комментировать, достаточно привести текст!» — возмущалась одна докторша. Но популярность Кравченко в православной среде росла (и растет), и скоро всем стало ясно, что комментировать специалистам придется.
Протоиерей Максим Обухов, фармаколог, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, Москва:
— Послушал лекцию Кравченко... ужас... она представляет опасность для окружающих... я просто шокирован... нужна какая-то инспекция, медицинский суд, чтобы лишать таких врачебных дипломов... Кто она? Откуда?
Иерей Георгий Шинкаренко, врач, клирик собора Рождества Христова, г. Александров:
— Среди прихожан храмов Александровского благочиния началась настоящая эпидемия «лечения» по методу так называемого врача Ксении Кравченко, которая утверждает, что «лечит по методу священномученика Серафима (Чичагова)». Но безграмотное в своей сущности «учение» самозваной целительницы не имеет ничего общего ни с официальной медициной (к которой благословляет обращаться Православная Церковь), ни с системой известного подвижника XX века священномученика Серафима (Чичагова), который, не будучи медиком, овладел большими научно-богословскими знаниями и в непростые годы гонений разработал для поддержания телесных сил своих духовных чад систему травотерапии, воздержанности и умеренности в питании. Сегодня, с развитием науки, взгляды на многие болезни, причины их возникновения, способы их лечения кардинально изменились. Поэтому недопустимо повальное лечение всех и вся при различных заболеваниях по «системе Чичагова».
Тем более что никакого отношения к этой системе варварские методы, предлагаемые К. Кравченко, не имеют. Огромное количество научных терминов в ее лекциях (только терминов! — ибо, по сути, утверждения К. Кравченко с медицинской точки зрения абсолютно безграмотны) могут сбить с толку даже образованного человека. Предлагая лечить сбои в эндокринной системе и нарушение обмена веществ запредельным количеством йода, она может спровоцировать тяжелые сбои в работе организма. Лечение мочегонными, запрет пить воду, сосание кристалликов соли при высокой температуре ведет к отказу почек — это не просто шарлатанство и врачебная безграмотность, а умышленное убийство (для тех же, кто будет лечиться по этому методу, может стать самоубийством). Прием огромных доз декариса ведет к снижению числа лейкоцитов, агранулоцитозу, проблемам с сосудами головного мозга.
Ксения Кравченко невежественно предлагает лечить своими шарлатанскими методами онкозаболевания, которые требуют вмешательства онкологов-хирургов, а не самолечения. При запущенных опухолях лечение будет уже невозможно, что однозначно приведет к смерти. А знать о болезни и не лечиться — самоубийство.
Откровенным мракобесием является утверждение Кравченко, что баночки, в которых находятся черви и медузы, якобы вышедшие из организма «лечащихся» по ее методу, — это бесы, они же грехи, которые вышли из организма человека. Получается, что слабительными эта лжецелительница... очищает человека от грехов и изгоняет из него бесов! Это кощунство, которое напоминает действия оккультистки Надежды Антоненко, сейчас находящейся в заключении за свою незаконную деятельность.
По собственному утверждению Ксении Кравченко, она лишена медицинского диплома и возможности заниматься медицинской практикой. Поэтому все ее действия, направленные на «лечение», являются преступлением. Свои псевдонаучные методы она прикрывает якобы благословением анонимных старцев, пытается действовать от имени медсанчасти Троице-Сергиевой Лавры. Но заведующий медсанчастью игумен Тихон (Барсуков) заявил, что никакого отношения к медсанчасти Кравченко не имеет, никогда здесь не была. Диски с записью ее лекций не имеют (и не могут иметь!) грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви, поэтому их распространение в Церкви незаконно.
Те из православных, кто соблазнился лжеметодами Ксении Кравченко, мало отличающимися от «лечения», предлагаемого многочисленными шарлатанами и экстрасенсами, пусть зададут себе честный вопрос: они превратили свое здоровье в идола, если готовы прибегнуть к услугам более чем сомнительных личностей? Стоит задуматься и над тем, какой грех берем мы на свою душу, разрушая Богом данное здоровье самолечением и обращением к «православным» шарлатанам.
Задумаемся также, для чего и какой ценой хотим мы возвратить себе здоровье? Будем помнить слова Христа, сказанные одному из исцеленных Им: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14).
Иеродиакон Прокопий (Жамков), Новоспасский монастырь, Москва:
— Друзья! У милых дам, несущих послушание повара в Новоспасском монастыре, вчера изъята брошюра Ксении Кравченко «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима (Чичагова)» — М., 2013 (да-да, именно 2013 год, а не 2012 год).
1. Брошюра не имеет грифа «Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви», в связи с чем по принятым правилам не может распространяться через церковную книготорговлю.
2. В краткой аннотации в начале брошюры указывается «разрешено для детей старше 12 лет» (т.е. 12+), однако не называется, от кого конкретно получено такое разрешение.
3. В брошюре цитируется сам священномученик Серафим (Чичагов), однако нет НИ ОДНОЙ ссылки на источник цитирования.
4. Брошюра обильно исполнена фактологическими и терминологическими ошибками, произвольными выводами. Кто дал этой «оздоровительной системе» название «система Серафима Чичагова»? Не сама ли Ксения Кравченко? Почему отсутствует хотя бы этимологическое объяснение названий болезней прошлого («грызть», «лихоманка», «кондрашка» — с. 9)? Не из-за того ли, что автор сама толком в них не разбирается: «Понять, что это такое, как это звучит по-современному, достаточно сложно, можно только догадываться» (с. 10). На с. 12 врачом К. Кравченко проводится, на мой взгляд, кощунственная метафора — прямая параллель между евхаристической Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, и медицинской чашей-эмблемой: «В старом медицинском учебнике символ нашей медицины — змей над чашей. Известно, что человек получает ту или иную проблему, если он согрешил. Далее идет симптом, а через какое-то время — болезнь. Человек, вспоминая, идет на исповедь, исповедуется, а затем идет к Чаше, он причащается, и болезнь уходит. Сейчас вокруг этой Чаши извивается змей. Известно, кто такой змей. Мы видим его на иконе Георгия Победоносца поверженным. Змей — прообраз сатаны, отец лжи» (с. 12, цитирую с сокращениями). Вот как, ни больше ни меньше: змий-сатана извивается СЕЙЧАС вокруг евхаристической Чаши!
5. Практически полностью отсутствует справочный аппарат (в конце брошюры всего лишь упоминание о 2 книгах: «Победить болезнь» (издание храма «Девяти Кизических мучеников», 2012 г., и Чичагов Л.М. «Медицинские беседы» (репринт 1891 г.); нет ссылок на авторитетные медицинские справочники и пособия.
6. В конце брошюры читателям впаривается «чин чтения Псалтыри митрополита Петра Могилы». «Чин» по существу настолько далек от молитв за усопших, в том числе и от чтения Псалтыри по усопшим, что комментировать его излишне.
7. Утверждается, что «система Чичагова» помогла многим, однако это и подобные утверждения голословны, в брошюре отсутствуют конкретные примеры помощи и положительного результата, от каких болезней зафиксированы случаи исцеления и т.п.
8. История препарата левамизол (с. 66) начинается так: «Где-то в 1972 г. на базе Первого медицинского института Сеченова в Москве был на кафедре акушерства и гинекологии интересный молодой человек. Он увлекся этим левамизолом и написал кандидатскую диссертацию. Когда он ее защищал, ему дали сразу докторскую. И сразу во всех клиниках стали использовать этот левамизол. Поступает пациент, и его начинают лечить по схеме, которую мы всем и советуем. Эта схема того самого молодого человека». Все это напоминает дешевую беллетристику, сказку «жили-были» и «однажды где-то в тридесятом царстве», «одна бабка сказала». Что за «интересный молодой человек»? Каково название его научного труда, за который сразу дали докторскую степень, что достаточно редкое по тем временам явление?
Я не являюсь специалистом в области медицины (заключение о методике лечения пусть делают врачи и специалисты), однако к подобным брошюрам есть определенные требования. Напрашивается вывод, что священномученик Серафим (Чичагов) действительно разработал методику лечения болезней, которая, однако, произвольно и искаженно интерпретируется уважаемой Ксенией Кравченко. Брошюра имеет ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер, написана крайне неудачно. О широком хождении брошюры предупрежден Издательский Совет.
Следить за продолжающимся обсуждением одиозных лекций можно в социальной сети «ВКонтакте», где открыта специальная группа «Опасная деятельность Ксении Кравченко» ().
Ее руководители врачи Нина Соколова и Светлана Калинина (92 года, идейный вдохновитель) пишут: «Группа создана для противодействия вредному распространению этой страшной и губительной методики. В ней опытные специалисты, в том числе кандидаты медицинских или биологических наук, православные и преимущественно воцерковленные люди, с благословения своих духовников объясняют грубые ошибки в понимании физиологии автором методики, объясняют, почему не нужно применять ее советы, какие тяжкие последствия могут возникнуть. Мы хотим, чтобы ваше телесное и душевное здоровье не пострадало».
Отец Максим готовит к публикации большую статью, посвященную медицинскому труду священномученика Серафима, а также лекциям Ксении Кравченко.