Страстная седмица. Великий Понедельник
Посты и постные дниСтрастная седмица — самое насыщенное время церковного года.
В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице.

Ветхозаветный патриарх Иосиф был сыном праотца Иакова и его любимой жены Рахили.

К. Флавицкий. Продажа Иосифа в рабство
Наделенный от Бога даром вещих снов (в которых он видел себя, возвышающимся над своей семьей), Иосиф вызвал зависть братьев, которые продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери.
В Египте Иосиф с помощью Божией и благодаря своему благочестию поднялся по карьерной лестнице, через некоторое время был оклеветан женой своего хозяина и попал в тюрьму, но, истолковав сны фараона о грядущих годах сначала изобилия, а потом голода, стал вторым лицом в Египте.
Г. Рени. Иосиф и жена Потифара
Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф и есть помощник фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба.

Иосиф в египетском плену
Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте.
"Невинный и целомудренный юноша переносит множество скорбей, но через них воцаряется над египтянами, называвшими его “спаситель мира”, и спасает от голода свой народ. Иосиф — “спаситель мира”, Иосиф — пшеницедатель! Как очевиден образ Христа и Евхаристии в жизни этого праведника! Христос, преданный по зависти, претерпевший страдания, прошедший ад, становится Спасителем мира, утоляет нашу жажду Бога — не словами, не стройным этическим учением, но Чашей Жизни, Чашей Воскресения. Нельзя не упомянуть здесь и пророческого смысла искушения Иосифа. В песнопениях Триоди беззаконная египтянка названа второй Евой: целомудренный Иосиф, убежавший греха, есть образ Нового Адама — Христа, проложившего иной путь истории человека — истории без греха прародителя, без наследственной порчи, человека, полного любви Божией и жизни Его. И потому историей Иосифа — «конспектом» Страстной седмицы — мы входим в это священное время, чтобы, забывая самих себя, очистив свой ум от всех удобных и слишком понятных образов и предубеждений, честно и вдумчиво всматриваться в это таинственное и добровольное шествие Христа на Голгофу и самим сделаться участниками этого пути. Многих вещей нам не понять — они слишком невыносимы для нас — зачем необходима была именно такая жертва и все эти унижения, как Господь спасает нас, какого ужаса смертности и тления Он нас избавил, что это за любовь, что требует страдать за неблагодарных и суетных? Как было бы всё просто и ясно, если бы Бог любил нас чуточку меньше!" (из проповеди схиигум. Саввы (Остапенко) ссылка
Бесплодная смоковница. Плодам на ней еще рано быть:

Это еще не плоды, это еще считается цветами. Когда произойдет опыление, они начнут созревать, если опыления не произойдет, то они продолжат выглядеть совсем как настоящие, только останутся несъедобными. Такие плоды называются тем же словом, что и выкидыши. Так и получается, что с виду смоковница с плодами, а есть с нее нечего – притча о кажимости.
Т.о. в образе смоковницы и виноградарей изображается всякая душа человеческая, не приносящая духовного плода «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость»
Богослужение Страстной Седмицы. Понедельник
Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему. Шесть недель мы занимались собой, шесть недель мы «очищали смыслы», мы каялись в наших грехах, будили нашу душу от обычной спячки, пытались усвоить какой-то новый урок, новое знание о себе самих. И в этом нам помогал сам ритм великопостного богослужения, строй и содержание постных дней. Но на Страстной всё будет иначе: чем ближе к дням Страданий Спасителя, тем меньше в богослужебных текстах аскетического содержания, мотивов покаяния, призывов к добродетели — всё наше внимание поглощается таинственными событиями, разворачивающимися у нас на глазах. И отмечая эту охваченность Христом, мы заметим, что все наши аскетические труды, понесённые постом, имеют значение лишь средства, но не цели: такими трудами мы “очищаем смыслы” ради участия в этом таинственном и трагичном шествии Бога по земле.
Богослужение Страстного понедельника с параллельным переводом