Думку думаю. Путь мистика vs путь "обычных людей"
Путь к БогуЯ вот что подумал. А, может, надо на самом деле просто поститься-молиться, "ходить в храм, причащать деток", советоваться по всем вопросам с духовником, "просить боженьку", чтобы все хорошо было, в семье, у деток, исповедоваться-причащаться. В общем, не выпендриваться. Может, тогда еще и в рай попаду (это, кажется, принято "спасением" называть). Может, ОНО об этом? А путь мистика - это путь одиночки, и еще неизвестно, куда приведет. А вдруг в прелесть? Или в ересь...

Мария
Я все читаю комментарии и не могу понять, чем путь мистика отличается от пути "обычных" людей. Если путь мистика — это видеть присутствие Бога во всем и обожение, то ведь и люди, к-ые молятся, постятся, исповедуются, причащаются, советуются иногда с духовником, тоже могут идти именно к этому с помощью в частности этих средств. Тогда их путь — это тоже путь мистиков? Или у мистиков есть еще какие-то отличия?
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Совершенно верно, могут. Отличие мистика, наверное, в том, что он жизнь в Боге не сводит к жизни собстсвенно "в религии"
02.05.2015
Ответить
Мария
Тогда это единственно верный путь) Но я немного о другом. Просто у меня, например, слово "мистик" ассоциируется с некой исключительностью, с какими-то особенными молитвенными практиками, в общем, со средствами, которые непохожи на традиционные. Мне кажется, именно это вызвало у многих здесь непонимание и протест, а не стремление к Живому Богу вместо удовлетворения религиозных нужд. Потому что непривычно, непонятно, неизведанно... Но уже не буду повторяться о том, что у каждого своя дорога к Богу.
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Как я уже сказал, многие слова скомпрометированы. "Мистика" — одно из них. Да практически все слова из религиозного лексикона.
02.05.2015
Ответить
Мария
А ведь правда. И слова "молиться", "поститься" и т.д., наверное, в том числе. Остается наполнять все истинным смыслом и подчинять Главной Цели.
04.05.2015
Ответить
Ntinos
Они все нагружены каким-то подчас очень тяжелым смыслом (то же слово "Бог"), а со стремлением христианской мысли к догматизации всего и вся... :((
04.05.2015
Ответить
Мария
Думаю и надеюсь, что на пути к Богу, на этом самом пути мистика, откроется или хотя бы начнет открываться истинный смысл всех понятий, даже если изначально представления о них не соответствовали сути.
04.05.2015
Ответить
Ntinos
Не сомневаюсь! Вообще жизнь, как правило, ведет к большему прояснению (ну, у меня так, по крайней мере). Старое понимание отколупывается и отпадает, появляются какие-то новые цветы. Думаю, что путь мистика — это и есть этот путь доверия. Как в песенке Кота Леопольда:"Лечу, лечу, лечу, не зная куда.Хочу, хочу, чтоб это было всегда.Сильней, сильней, сильней, лишь зубы сомкну,Но я назад не поверну.":))
04.05.2015
Ответить
Ondina_ann
Безусловно, это все надо, это средсва, но не единственные.
Непонятно, что такое "путь мистика", в чем он заключается?
Господь говорит о главном:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Евангелие от Иоанна, гл.13)(http://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_13_1_11.html)
Все мы в прелести..в разной степени, но все
01.05.2015
Ответить
Ntinos
Путь мистика - это способность видеть присутствие Его во всем. Если вы это хоть раз это ощущали, вы ни с чем это не сможете спутать. Если нет, вряд ли я смогу объяснить
01.05.2015
Ответить
Ondina_ann
Сердце должно быть сокрушенно и смиренно на любом пути. Искать или ждать внутренних переживаний рисковано, они будут даны, но кем? Это большой вопрос. А прельститься мистическим опытом легко.
01.05.2015
Ответить
Ntinos
Если не ценить его, понимать, что это не твое, не прельстишься. А сердце сокрушенно и смиренно, скажете, почему должно быть?
01.05.2015
Ответить
Татьяна
Вы часто говорите, что присутствие Бога, Его откровение не спутать не с чем. А как же люди не принявшие Христа, которые общались с Ним в Его земной жизни? Они же спутали.
01.05.2015
Ответить
Ntinos
Все логично, они с Ним не встретились, не увидели Его за своей правильной религией. Живой Бог не вписывается в религиозные рамки, поэтому они с Ним и не повстречались. Так что и путать особенно было не с чем.
01.05.2015
Ответить
Татьяна
Может религия, а может гордыня, мало ли что еще. В любом случае это какие-то их свойства. Почему Вы уверены что у Вас нет этих свойств, ведь всяк человек ложь?
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Религия, потому что они же ждали Мессию, но Он оказался не вписывающимся в их религиозные представления о Мессии.Всяк человек лож — с чего бы?
02.05.2015
Ответить
Татьяна
Чувства могут обмануть,например, в сумерках мы видим глазами всего около 30%, остальное мозг дорисовывает согласно нашим ожиданиям. Можно принять свои фантазии за благодать, а "голова — предмет темный исследованию не подлежит". Извините за бестактность, но такое чувство, что Вы в своем противопоставлении себя Церкви приближаетесь к точке невозврата(((
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Слушайте, а как вы отличаете благодать от своих фантазий? Просто интересно... Это на каком уровне недоверия, подозрительности нужно жить, чтобы все априори принимать за фантазии, из боязни "впасть в прелесть"?
02.05.2015
Ответить
Татьяна
Отличаю по плодам. Это не боязнь впасть в прелесть. Просто я пришла в православие из оккультизма и врагу не пожелаю туда. У Вас какой-то дух всеобщего отрицания, что-то у Вас не то.
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Понимаю. Обжегшись на молоке, дуете на воду. У меня скорее дух всеобщего утверждения. Ну не всеобщего, конечно. Но точно не дух эксклюзивизма, когда так и только так, а вправо-влево - либо ересь, либо прелесть. :-)
02.05.2015
Ответить
Татьяна
Если я Вас просто не так поняла, то хорошо. А Вы вообще критически не оцениваете свои духовные переживания?
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Вот мне тоже кажется, что не так. Во всей теме два-три человека только более-менее поняли, что я хотел сказать. Большинство кинулись подозревать в гордыне и защищать святое православие со святыми отцами в руках ))
Последнее время не оцениваю и вообще стараюсь не судить ни свои, ни чужие. Как-то не тянет в себе копаться, есть более интересные занятия :-)))
02.05.2015
Ответить
Ondina_ann
Правильной религией? Они погрязли в гордыне, потому и не увидели, вспомним мытаря и фарисея, как "молился" фарисей? Да, среди православных тоже есть такие "фарисеи", но это не значит, что путь поста и молитвы это путь фарисеев. Все подвижники постились и молились, молитва это общение с Богом, а поиск мистики во всем может привести совсем не в ту степь.
02.05.2015
Ответить
Ondina_ann
Для вас деяния святых не авторитетные источники? На чей опыт вы опираетесь?
02.05.2015
Ответить
Ntinos
Смотря в чем. Писания святых тоже разные бывают, какие-то резонируют, какие-то нет. Конечно, меня больше привлекают отцы-мистики: Исаак Сирин, некоторые отцы Добротолюбия, из российских — Нил Сорский, Серафим Саровский. Ну и богословы-мистики, по разным причинам формально не прославленные в лике святых пока
02.05.2015
Ответить
Reginochka
Константин ,и те кто молятся о здравии своего тяжело больного ребенка,не думаю,что они что-то не правильное делают,может не было в вашей жизни еще таких искушений,что бы не просить чтобы в семье было все хорошо
01.05.2015
Ответить
Katty
Кстати, о прелести: того же свт. Игнатия Брянчанинова его духовник, кажется, заподозрил в прелести, когда он выразил желание причащаться чаще — раз в три месяца, что ли, или раз в месяц, не помню.. Но в общем-то не в этом суть, а в том, что святитель оказался "не в тренде", что называется. Выпал за тогдашние рамки и сразу вызвал настороженность. Я вот о чем подумала... Христос говорил, что, как "будут гнать Меня, будут гнать и вас". Христа часто не понимали. И мне кажется, что Его последователи тоже зачастую обречены на такое же непонимание со стороны окружающих — пусть эти окружающие той же религии, но опасность быть "не в тренде" есть всегда. Тому есть очень много примеров из истории, когда кто-то был понят и реабилитирован после, следующими поколениями, но не своими современниками. Дух он "дышит где хочет", не имеет границ — религиозность имеет правила и границы. И бывают моменты, когда первое входит в противоречие со вторым, что со стороны может быть понято совсем не как, как оно должно быть понято. Так что Павел ниже в комментах поднял очень актуальную тему. У Павла апостола есть слова о том, что "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и считает это безумием, потому что о том надобно судить духовно" и "духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может". За точность воспроизведения цитат не ручаюсь, но общая суть такова. Мне кажется, в этих словах разгадка вопроса о противоречиях.
01.05.2015
Ответить
р. Б.
"просто поститься-молиться" и часто ходить в храм -это очень добрый путь по Евангелию. Ст. 36-38 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.Хочу поподробнее про путь мистика.Если идет мимо вас какой-нибудь батюшка или старец, вы подойдете за благословением или нет?
30.04.2015
Ответить
Ntinos
Если мне нужно его благословение - подойду, если нет - зачем человека отвлекать? Пусть идет тем путем, которым идет )
30.04.2015
Ответить
Ntinos
Если мне нужно его благословение - подойду, если нет - зачем человека отвлекать? Пусть идет тем путем, которым идет )
30.04.2015
Ответить
р. Б.
Если путь мистика не самодостаточный, почему тогда окормление у старца вызывает в вас отторжение?
30.04.2015
Ответить
Ntinos
Элементарно. Потому что мистик нелицеприятен, и все Божье творение для него — старец.
30.04.2015
Ответить
р. Б.
понятно, что былинка и травинка возвещают о Творце, может и Божественные энергии передают в какой-то степени. Но как можно сравнить с оБожившимся человеком, который рядом и может молитвой и советом и главное — опытом по распознаванию зарождающихся грехов помочь? тут что-то нескладно в вашей практике
02.05.2015
Ответить
Ntinos
По-моему, что-то нескладно в ваших вопросах. Изначально как вопрос задавался? "Если идет мимо вас какой-нибудь батюшка или старец, вы подойдете за благословением или нет?"Где тут "оБожившийся человек"? :)
02.05.2015
Ответить
р. Б.
старец, а не старик. Это вы теряете нить разговора. Вопрос был уже другой. о духовном окормлении у старца. а вы ответили " мистик нелицеприятен, и все Божье творение для него — старец".а как к монашеству относитесь?
02.05.2015
Ответить
Ntinos
К монашеству? По молодости и неофитству думал уйти отшельником в одно дикое место в Восточной Сибири :)Не оставляю надежду взять пару недель отпуска и пожить в какой-нибудь "пустыни" :))
02.05.2015
Ответить
Екатерина
Еще бы знать, что такое "путь мистика"... тогда может и ответила чего-нибудь)
30.04.2015
Ответить
Ntinos
Я не специалист по большим и малым буквам, но, мне кажется, что все же с большой :)
01.05.2015
Ответить
Ntinos
Вы просто под другим углом на это смотрите, Аня. Может, стать Богом и нельзя, но к становлению Богом мы все призваны
01.05.2015
Ответить
Ondina_ann
У Афанасия Великого :"Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". Доверимся святым отцам. В Вашем случае "становление богом" и без вариантов.
01.05.2015
Ответить
Ntinos
Афанасий Великий не знал заглавных букв )
Если не обращать внимания на это, я сказал то же )
01.05.2015
Ответить
Ondina_ann
Я думаю, что святые отцы прекрасно разделяли понятия Бог и бог, собственно, вполне допускаю, что они даже звучали по-разному, как и сын Божий и Сын Божий.
01.05.2015
Ответить
Татьяна
Мы призваны к обожению по благодати, по сущности мы творение, мы не можем стать Богом по сущности, Он один.
01.05.2015
Ответить
Павел
Частично соглашусь с Дарьей, что да, у каждого может быть свой путь.А вот по поводу исключительности и противопоставлений, я все-таки не очень понял, почему многие рассматривают их в каком-то отрицательно-греховном смысле..?Если обратиться к Писанию и вообще к истории церкви (кому интересно, могу и примеры привести), то, кажется, там немало людей, которые вынуждены были ради Бога, ради Истины, противопоставлять себя таким же христианам. Не потому, что они, конечно, считали себя исключительными, но они как-то лучше чувствовали Бога, Его слово... Именно более глубокий личный мистический опыт, возможно, как раз способствовал этому. Конечно, были и есть по сей день отрицательные примеры еретиков и раскольников. На мой взгляд, все-таки, прелести бояться — в храм не ходить. Порой люди начинают заблуждаться не только по одиночке, а целыми приходами/общинами. И это в общем-то не какая-то невидаль. Церковь со всеми своими Писаниями и Преданиями (в т.ч. и отрицательными примерами) существует в т.ч. и для того, чтобы можно было сравнить свой личный опыт с опытом многих поколений христиан.Мне здесь вспомнились и Дева Мария, и Иосиф, и Иоанн Креститель, и Апостол Петр, и Апостол Павел, многие и многие...Представьте, что Дева Мария ответила ангелу: "Извини Гавриил, некогда мне ерундой заниматься, да и исключительной мне быть как-то не по-иудейски, еще чего доброго что не так сделаю... Пойду поститься и молиться лучше, а ты ступай."
29.04.2015
Ответить
lohmatik
Павел, пример Девы Марии это не совсем то. Первой реакцией ее было, кстати говоря смущение ( Евангелие от Луки 1:29). Да думаю, что у людей такого уровня ощущения Бога вообщем то и вопроса не возникало какой их путь такой или иной. "се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (от Луки 1:38). В этой фразе весь выбор пути.
30.04.2015
Ответить
Katty
Перечисленное: "просто поститься-молиться, "ходить в храм, причащать деток", советоваться по всем вопросам с духовником, "просить боженьку", чтобы все хорошо было, в семье, у деток" и далее по списку.
29.04.2015
Ответить
Katty
Ох, передо мной из-за этого списка прямо десяток карамазовских ферапонтов замаячило:))))Мне кажется, христианство это немного о другом. Можно исполнять все вышеперечисленное, но не иметь интереса к Богу и желания с Ним жить — мистики, как ты выразился- и тогда все это идет прахом. А можно иметь и то, и другое и быть христианином — все суть в том, что человек ставит на первое место.
29.04.2015
Ответить
Dari
Я думаю, у каждого путь свой. Для кого-то "поститься и молиться" — это путь, ведущий к Богу, а для кого-то путь иной. Главное, не противопоставлять себя остальным и не считать, что твой путь "круче" и правильнее).
29.04.2015
Ответить
Ntinos
Надеюсь, последнее предложение в равной (а лучше в большей степени из-за численного превосходства и, как следствие, более громкого голоса) относится и к условным "постникам-молитвенникам", а не только к условным "мистикам" :)
29.04.2015
Ответить
р. Б.
ты уже не одинок — жена и дети тем же путем идут. У вас уже своя "секта"
"А путь мистика — это путь одиночки, и еще неизвестно, куда приведет. А вдруг в прелесть? Или в ересь..." прелесть только от гордости. Хорошую книжку купила про гордость, а в интернете она есть http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/semena-satany-i-ljubov-hristova-o-glavnyh-hristianskih-dobrodeteljah-i-gordosti/6_7
"А путь мистика — это путь одиночки, и еще неизвестно, куда приведет. А вдруг в прелесть? Или в ересь..." прелесть только от гордости. Хорошую книжку купила про гордость, а в интернете она есть http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/semena-satany-i-ljubov-hristova-o-glavnyh-hristianskih-dobrodeteljah-i-gordosti/6_7
29.04.2015
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.