КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ С ПРИРОДОЙ (Разработка Ирмгард Кутч)
Вальдорфская системаАпрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем. Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.
Август.
Занятия проводятся по недельному ритму: где есть лепка (воском и глиной), живопись, выпечка, шитьё, валяние и т.д. Плюсом добавить "августовские" занятия: куклы из соломы, поделки из колосков, можно уже начать делать рябиновые бусы, сушить гербарий, поделки из натуральных материалов: шишек и т.д..
Если получится раздобыть колоски, можно их обмолоть и сделать муку на ручной мельнице (если мельницы пока нет, то на кофемолке). Если колосков нет, то просто купить цельную пшеницу, рожь (это всё продаётся в магазинах здорового питания) и помолоть их в муку. Потом испечь из неё печенье.
СЕНТЯБРЬ - УРОЖАЙНАЯ ЭПОХА
«СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ, СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
Сентябрь – это Эпоха Урожая. Кульминация урожайной эпохи – Праздник Урожая.
Нравственный смысл Эпохи: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: сушка яблок, засолка капусты, обработка зёрен пшеницы (молотьба, помол), выпечка хлеба из полученной муки.
Труд на улице: сбор плодов рябины, уборка овощей с огорода, сбор лекарственных трав, семян, шишек, листьев.
Рукоделие с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитьё подушечек, набитых травами, шитьё мешочков для муки, шитьё простых овощей и фруктов, набитых шерстью или ватой, поделки из природных материалов: шишек, семян.
Оформление праздничного стола: жёлто-оранжевые тона, корзиночка с овощами, фруктами, орехами; подсолнухи. Много живых ярких цветов. Колосья пшеницы. Соцветия укропа. Сноп пшеницы. Гирлянды из осенних листьев. Ниточки с сухофруктами, куколка из снопика.
Сказки для устного рассказывания: «Колосок» «Пых», «Репка», «Муравей и пшеничное зёрнышко», «Теремок», «Коза-дереза».
Пальчиковые и жестовые игры: «Тесто», «Капуста», «Маленький мизинчик…», «Рыбки», «Замок».
ОКТЯБРЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА
«ХОДИТ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ВСЮДУ ЛИСТЬЯ ОБЛЕТАЮТ»
Октябрь – это Осенняя Эпоха. Кульминация урожайной эпохи – Праздник Осени.
Нравственный смысл Эпохи: углубление представления об осенней природе и повадках лесных жителей.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: работа с деревом, заготовка спилов, веточек, листьев, мха.
Труд на улице: уборка опавших листьев, перекопка грядок.
Рукоделие с детьми:
1. Шитьё подушечек с травами.
2. Поделки из жёлудей, шишек, каштанов, семян.
3. Изготовление цветов из осенних листьев.
4. Аппликации, открытки, картины из сухоцветов.
5. Шитьё простых узелковых народных кукол (на выбор): кулёмы, пеленашки, куватки, куклы –колокольчика, куклы-скрутки, куклы на палочке, куклы зернушки.
Сказки для устного рассказывания: «Заяц и ёж» (Бр.Гримм), «Петушок и жерновцы», «Мужик и Медведь», «Волк и семеро козлят».
Кукольный спектакль: «Зайка и солнышко».
Игры с детьми:
1. Ритмическая хороводная игра « Осень, осень в гости просим…»
2. Пальчиковые и жестовые игры: «Две сестры», «Жучок», русская игра «На постой», «Братцы», «Часы», «Перчатка».
Если вам срочно надо на весь год, можете заказать это пособие в Ассоциации вальдорфских школ swaldorf@samtel.ru. Заказ делаете прямо на этот электронный адрес.
Она в конце каждого месяца будет выкладывать план работы на новый месяц, я буду (с ее разрешения) делать перепост. (Пока сама не разберусь во всем, чтобы писать уже от своего имени). 
а вот провести тематические занятия - да: осень, жители леса.насобираем листьев, веточек...сделаем поделки, часть сказок нужно устно рассказать, потом поставить мини спектакльпальчиковые игры и хоровод - не уверенна, что сделаем все. я об этом всегда забываю.плюс наши обычные занятия отменять не буду.оно по сути все взаимосвязанно - ничего сложного.