ТЗ по книге Дж.Дональдсон "Улитка и Кит"
Развитие детей третьего года жизниМой "нечитатель" больше всего на данный момент любит книгу Дж.Дональдсон "Улитка и Кит". Чтобы поддержать это увлечение, я решила провести тематическое занятие, посвященное этой книге (занятие проходило дня три!).
Подробности под катом.
Вот она - наша любимая книга. Прочитали ее (это мы делаем каждый день):
Показывали ее параллельно на фланелеграфе.
"Вот скала, где над морем улитка жила,
И вздыхала она то и дело:
- Как мне все надоело!
Мир огромен, а я тут сижу на скале,
А могла бы уплыть на большом корабле...
Слепили улитку и помогли улитке добраться до кита (дорожка из кубиков).
Посмотрели видео китов (фильм BBC), я перематывала на моменты, где были киты. Надеюсь, Сема понял, насколько они большие!
"Скалы кит коснулся хвостом:
- Садись - и поплыли вдвоем!"
В этот момент Сёма хватает кита, и его хвост прикладывает к скале)
И дальше мы стали изучать, куда же улитка с китом отправились.
"А это - синее море
Баюкает на просторе
Улитку, плывущую на ките,
На крепком его хвосте,
К далеким неведомым странам,
К айсбергам..
И вулканам" (о вулканах позже).
Вообще синее море мы рисовали много. Сёма уже начал кораблики запускать на это разрисованное море. Но об этом позже.
Сначала Антарктида. Я рассказала про айсберги, как там холодно. Айсберги - плавающие льды. Нам повезло и на прогулке мы видели лёд (замерзли лужи), а в особенно глубоких лужах лёд плавал, когда мы его раскололи) Посмотрели в натуре так сказать. Посмотрели картинки в книге и энциклопедии.
Нарисовали пингвинов. Идея взята у Алены http://www.babyblog.ru/user/lenta/alyona_nova. Очень нам понравилось рисовать губкой (использовала вместо спонжа, вырезала из губки для посуды треугольник) и картошкой.
Бесчисленное количество раз читали "Пик, Пак, Пок" Лаптева. И нашли нашу фигурку пингвина.
А дальше был вулкан.
Сделали вулкан из закрученного конусом картона. Наверху крышка от йогурта, имитирует кратер. Облепили пластилином вдвоем, Сёма даже чуть-чуть поразмазывал пластилин. А вообще он у меня упорно не хочет лепить, так сказать губит мамины задумки на корню).
Ну а дальше как в книжке - извержение.
Наконец-то Сёма понял, почему я каждый раз говорю "Пухх", когда читаю про вулкан. Это лирика. А на деле мы провели опыт с содой и уксусом. Очень ребенку понравилось. Смотрел как завороженный.
Долго потом носился с этим вулканом))
Потом переместились в царство подводное.
"А это - царство подводное,
Где спят морские животные,
Где яркие рыбки порхают как птички.."
Рисовали море впервые на вертикальной поверхности. Фон Семин, рыбки тоже его (отпечатки картофеля и ладошки), я рисовала водоросли и кораллы фломастером.
Рисовали мы в два этапа, сначала само синее море, а потом, когда высохла краска, его обитателей. В перерыве Сёма успел на это синее море запустить свои корабли. Специально ведь притащил для этого из ванны!
Тема подводного царства долго не могла меня отпустить. Поэтому мы еще раз нарисовали море. А Семе понравилось рисовать тычками кисти!
Затем наклеил рыбок (взяла из альбома "400 наклеек"). Я нарисовала кита, а он прилепил ему на хвост улитку.
И акулы. Куда же без них! Смотрели в энциклопедии, какие они бывают. Я впечатлилась!
Кормили голодную акулу, чтобы она нашу улитку не съела)
Дальше по книге идет сюжет со спасением кита, но этот эпизод ребенку не интересен. Поэтому наша пластилиновая улитка просто доползла до нашей квадратной черной доски и написала (мелом, конечно) "Спасите кита". Ребёнка это не впечатлило.
А дальше любимая Сёмина фраза "И долго гудели им вслед корабли". И еще одна любимая фраза в начале книги: "Корабли отдыхали в порту, а потом отплывали: "Ту-ту-у!".
Ребенок радостно кричит "ту-ту" всякий раз, когда достает книгу)
Посему мы не смогли обойти вниманием тему кораблей.
Сделали аппликацию - пароход и парусник, большой и маленький. Поиграли в кораблики.
Сделали бумажный кораблик и раскрасили его (слева - мой, справа - ребенкин). Запустили его в воду, когда купались под песенку Железновых "Плывет по морю кораблик..".
Ну и напоследок кратко расскажу про книги, которые нам "помогли" совершить наше путешествие.
1. "Пик, Пак, Пок" Лаптев. http://www.labirint.ru/books/239287/ Есть там коротенький одноименный стишок про пингвинов, который нам очень люб. Благодаря ему мы и про льдины были в курсе, и про пингвинов.
2. "Кто в море живёт" С.Сахарнов http://www.labirint.ru/books/354036/. У этой книги был дебют, прошёл на отлично. Там коротенькие рассказы про животных южных и северных морей, но книга скорее на три года. Поэтому я просто показывала картинки (а там есть и киты, и пингвины, и акулы, и рыбы всякие) и рассказывала своими словами. Картинки там отличные.
3. Энциклопедия "Акулы" http://www.ozon.ru/context/detail/id/7910877/ и "Моря и океаны" http://www.ozon.ru/context/detail/id/18580906/. Просто показывала картинки, читала сама. Узнала много нового, ребенку, конечно, рано еще. Эти книги не буду хвалить, не всем они меня устраивают.
Вот и все. Занятия по книге мне проводить понравилось, следующая наша книга для творческого чтения - "Голодная гусеница")