Методика Глена Домана
Методика Глена ДоманаХочу поделиться информацией о знаменитой методике Глена Домана и какие игры мы используем во время занятий с карточками (сами карточки можно скачать здесь:
Суть методики Домана
- Ребенок смотрит на карточки со словами, и сам понимает принципы чтения, т.е. читает сразу бегло, а не по слогам.
- Шрифт на карточках должен быть крупным в связи с особенностями зрения маленьких детей
- занимайтесь с удовольствием, малышу и вам должно быть весело
- после каждого показа малыша, обнимают, целуют, хвалят
- показывать карточки (или слайды) нужно очень быстро: 1 слово - 1 секунда.(это очень важно, иначе ребенок потеряет внимание к показу)
- 1 презентация содержит 5 слов
- в день показывают 5 презентаций (в каждой по 5 слов, т.е. 25 слов в день)
- каждую презентацию показывают 3 раза
Таким образом, в день = 15 занятий * 5 сек = 75 сек.
- интервал между занятиями не менее 30 мин ( в дальнейшем можно сократить его до 15 мин)
- как показал мой личный опыт намного проще такая схема: 3 занятия, в одном занятии показывать все 25 слов сразу
- введение новых слов и удаление старых: слово, которое показывали 5 дней удаляют и заменяют новым (на практике получается, что вы вводите в день 5 новых слов. Вы можете заменять либо 1 презентацию целиком, либо по 1 слову из каждой презентации)
- начинать обучение лучше с хорошо известных малышу слов. В последующем лучше пояснять незнакомые слова, но делать это до или после быстрого показа
- Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.
- обучение делится на этапы:
1.Отдельные слова. 2.Словосочетания. 3.Простые предложения. 4.Распространённые предложения. 5.Книги
Все приведённые выше рекомендации по количеству занятий в день - общие, нужно ориентироваться на малыша и заниматься сколько хочется и когда хочется, играть в чтение и тогда все получится!
Ребенок очень быстро усваивает ту информацию, которую вы ему даете. В то же время Доман не рекомендовал возвращаться к отработанному материалу, так как считал, что это вызовет у малыша скуку. Но и выбрасывать карточки ученый не советовал. Он предлагал оставить их для внуков, сделать семейной реликвией. В принципе, в чем-то доктор был прав. Выбросить результат многомесячного труда, в который вложена душа, сможет не всякий.
• Обобщения и классификации
Для этого смешаем карточки из нескольких категорий и попросим ребенка разложить их в правильные стопки. На первом этапе не стоит смешивать карточки более чем двух категорий. В зависимости от возраста малыша и его уровня развития можно начать с легкого (например, смешать цветы и транспорт) или трудного задания (овощи и фрукты). По мере освоения ребенком данного урока, количество карточек и категорий следует постепенно увеличивать. Верхнего предела нет!
• Изучаем иностранный язык
Ваш ребенок уже хорошо знает название предметов, изображенных на карточке. Теперь можно заклеить надписи непрозрачным скотчем и написать их английские (французские, итальянские) названия. Теперь у вас есть абсолютно новый набор карточек для занятий.
• Паззлы
Тут все понятно. В зависимости от возраста малыша можно разрезать карточку на две-три или десять-пятнадцать частей и предложить ему собрать ее воедино, как паззл.
• Увеличиваем наборы для обучения чтению
С этой целью можно аккуратно срезать надписи под картинками и использовать их в качестве карточек для обучения чтению. Впоследствии можно разрезать и их, сотворив таким образом азбуку. Из получившихся отдельных букв можно складывать всякие смешные слова, типа хихачу или апчихашка. Дети очень любят читать именно такую абракадабру. Из картинок можно сделать паззл.
• Угадай, что пропало
Данное упражнение отлично развивает внимание малыша. Перед ребенком раскладываем от 3 до 10 карточек и просим их запомнить. (Поначалу можно прочесть каждое название вслух). Потом просим малыша закрыть глаза, а сами прячем одну карточку у себя за спиной. Малыш должен отгадать, что исчезло.
По мере развития внимания ребенка, можно не только прятать карточку, но и менять оставшиеся местами.
• Угадай, что изменилось
Эта игра мало чем отличается от предыдущей. Только на этот раз мы не прячем карточку, а меняем некоторые из них местами. Задачей ребенка является восстановить первоначальный порядок картинок. Начать лучше с трех карточек, чтобы малыш мог легко справиться с заданием. Постепенно задачу усложнить.
• Игра на развитие речи
Вы демонстрируете ребенку карточки с животными или птицами и просите сказать, как зовут их детенышей/птенцов. После того, как у вас закончатся карточки с «правильными» понятиями (корова - теленок, тигр - тигренок, ворона - вороненок и так далее), вы можете использовать любые карточки, чтобы малыш сам придумал, как бы назывались детеныши тех или иных объектов: например, стрекоза - стрекозленок, таракан - тараканенок, автобус - автобусенок, трактор - трактаренок и так далее. Во-первых, таким образом малыш учится понимать механизм словообразования, во-вторых, это просто очень весело.
• Игры по принципу лото
Вы просите ребенка отобрать из всего многообразия карточек живые (неживые) объекты, диких (домашних) животных, пейзаж (натюрморт) и так далее.
• Больше-меньше
Для этой игры потребуются карточки из категории «Счет». Нужно взять несколько карточек и попросить ребенка показать ту из них, на которой нарисовано больше (меньше) предметов. Можно также расположить их в ряд от меньшего к большему количеству, и наоборот.
• Игра в слова
Из всего многообразия карточек ребенок должен найти те, на которых изображены предметы на заданную букву. Например, на букву «С»: Собака, слива, сирень, снегирь и так далее.
• Угадайка
Выложите карточки и загадайте про себя объект. Задача ребенка - отгадать его по описанию: «Это хищное животное. Обитает в Африке...» и так далее. Чем скорее малыш отгадает, тем лучше. Затем можно поменяться ролями: ребенок описывает, вы отгадываете.
• Логический поезд
Возьмите несколько наборов карточек с животными, фруктами, транспортом и т.д. и раздайте по 10-15 карточек каждому игроку. Положите на пол первую из них - любую. Ребенок должен продолжить ряд, то есть, положить карточку, которая имеет логическую связь с предыдущей. Например, она такого же цвета, или предметы имеют одну форму, или начинаются с одной буквы, или предназначены для похожего использования, или они из одной категории (фрукт, транспорт, животное...) Свой выбор следует обосновать. Затем следует ваш ход, потом ход малыша и так далее.
• Характеристики
Выложите много карточек и попросите ребенка отбирать те из них, что подходят под задаваемые Вами вопросы. Например, что бывает круглое? Зеленое? Длинное? Пушистое? Твёрдое? Квадратное? Синее? Вкусное?
Что из этого есть у нас дома? В холодильнике?
• Игры о животных
Демонстрируя ребенку карточки из категорий о животных, задавайте вопросы о них. А малыш должен быстро на них отвечать. Вопросы могут быть самого разного толка. К примеру, такие: у кого есть копыта? хвост? какого цвета? кто что говорит? кто, как ходит? кто где живёт?
• Угадай, кто в дырочке
Возьмите несколько белых листов, обведите карточку и вырежьте ее контур. В каждом из таких листов сделайте несколько круглых отверстий диаметром примерно 2 см. Для малышей - можно начать с круга побольше. Возьмите, например, картинку такси, сверху, закройте ее листом, в нем дырочка, сквозь которую видны только шашечки. Попросите ребенка по этой детали угадать машину. Тот же принцип и для других карточек. Например, по носу или кусочку хвоста угадать животное.
• Покажи профессию
Для этой игры вам потребуются карточки из категории «Профессии». Попросите малыша показать людей, когда они занимаются своей работой. Дети маленькие артисты. Они с удовольствием исполняют разные роли. Если вдруг ребенок не знает, что делает садовник или космонавт, расскажите ему об этих профессиях, покажите сами. Тем самым вы убиваете двух зайцев: расширяете кругозор ребенка и развиваете его артистический талант.
• Фразеологизмы
Игра подходит для детей старше трех лет. Нужно взять карточку и рассказать ребенку, какие фразеологизмы существует на тему изображенного на ней объекта. Например, карточка «Море»:
Море по колено (все нипочем, ничего не страшно).
Капля в море (ничтожно малое количество по сравнению с чем-либо).
Море разливное (очень много).