Немного про наши 1.8-1.9: что нового и старого было в первую половину зимы
Развитие детей второго года жизни
Если меня спросить о том, что нового произошло за последние два месяца, я, наверное, отвечу, что ничего существенного не случилось. И кажется, будто и вовсе ничего. Но, спасибо коротким заметкам в блокноте, интересного было достаточно.
Про говорилки и просто забавные моменты написала отдельно здесь.
А в остальном...
Автономная деятельность
Без участия взрослых может делать подолгу следующее:
-
играть в сюжетные игры с игрушками;
-
рисовать;
-
возиться в воде, переливать и пр.;
-
клеить наклейки, лепить, книги читать (в меньшей степени самостоятельности).
Я, разумеется, хочу большей самостоятельности, ибо вся остальная деятельность идёт либо под присмотром и подогревом интереса либо сводится к разбрасыванию через минуты полторы. Но стараюсь быть благоразумной, т.к. знаю, что есть горааааздо менее усидчивые детки даже среди девочек.

Физическая активность и крупная моторика
Каждый день уделяет внимание домашнему спорткомплексу. Года в полтора основным занятием было залезть повыше, страшно было из комнаты выходить. Теперь большинство времени проводит на уровне третьей "ступеньки", цепляясь ногами и/или локтями и "зависая". Насмотревшись видео в инстаграмме, я повесила кольца (ранее была уверена, что рано). Понемногу висит теперь и на кольцах.
Поняла, наконец, принцип движения на самокате. Но катается по полметра, не более. Похоже, до лета придется ждать.Всё ещё учится прыгать. Сложно сказать, есть ли прогресс)))
Любит пинать мяч, играя с папой в футбол. В ближайших планах - придумать веселую игру, где нужно забрасывать мяч в коробку, попадать в цель.
Время от времени отрабатываем балансировку. С игрушками типа лодочки, где нужно распределить мелкие предметы на подвижном большом, пока не справляемся. Зато строим башни. Иногда отлично выходит, иногда не очень. Для башен используем кубики, плоские элементы шнуровки, стаканчики Икеа, большие кубики-вкладыши. Ручки всегда тянутся сложить абы как, но если повторять раз за разом "а теперь посмотри, какой самый большой", то справляется. И да, я всегда рядом, иначе ставит второй, и тут же разрушает.
Творчество
Рисование всегда и везде, занятие номер один. Пока особенно не разнообразим способы рисования, в основном лишь переходим от карандашей к мелкам, изредка - к краскам. Иногда рисуем в фикспрайсовском черном блокноте в технике граттаж, попробовали рисовать по соли пипеткой, нравится раскрашивать объемные объекты. Ещё к новому году у нас появился мольберт, и Леденец рисует теперь стоя, вдумчиво и важно.
Характер рисунков опять изменился. В 1,8 это было очень похоже на подбор человеком росписи: равномерно испещренный множеством закорючек лист бумаги. Через месяц мелкие росчерки стали перемежаться крупными окружностями.Любит и раскрашивать, но результат так себе, конечно: контур не соблюдает, пространство всё заполнить не стремится. Распечатываю странички из Кумонов с маааленькой белой областью для раскрашивания - тренируемся понемногу. В целом, я никак не влияю на этот навык. К слову, девочек в маленькой книжице она раскрашивает лучше, чем мини кружок в пособии.
Пару раз в неделю мы лепим. Колбаски освоены, колобки - на стадии оттачивания навыков. Ничего особо интересного и масштабного не происходит, обычно за один "сеанс" успеваем и свободной лепкой заняться, и сюжетной, и "инкрустацией", и наклеиванием кусочком на бумажный шаблон. Недавно мы стали счастливыми обладателями набора "крыльев, ног и хвостов", и теперь используем этот набор на полную мощь.
Мелкая моторика и сенсорные игры
В 1,8 Лида полностью освоила шнуровку типа бусы: и самую крупную, и довольно мелкую. А вот к шнуровке на плоскости (пришнуровыванию к основе деталей или обшиванию по периметру) ещё даже не приступали. Надо бы выдать на пробу.
Пробовали спасать животных из ледяного плена с помощью теплой воды. Как-то… Спасли в итоге, но и дочка и я порядком утомились растапливать эту толщу воды. Большого интереса не вышло.
Попробовали клеить не только наклейки, но и свободные аппликации на липкую основу (для открыток), и даже аппликацию с клеем. Совместно отрезаем кусочки/фигурки (не очень получается и не сильно нравится), наносим клей (не вполне ещё получается, но нравится) и клеим (тут всё на ура).

Купленная мной игра Contura (Ravensburgger) первые пару недель не выпускалась из рук. Выдавливание всех предметов из картонной основы, а потом (уже совместно, ибо это чуть менее интересно, может бросить) вкладывание их всех обратно доставляло Лиде огромное удовольствие. В целом, пазлы-вкладыши собирает хорошо (от сложности зависит, конечно). А классические пазлы собирает до сих пор не очень уверенно, даже на 2-3 элемента. Но в полтора года она не могла и вовсе соединить самостоятельно две детальки, а сейчас поняла суть, хоть иногда не получается.
А вот признанный хит (и вкладыш же, по сути!) Дом зайцев от Djeco у нас пока совсем не пошел, хотя многим даже в полтора года поддаётся и нравится. Отложила.
Как и все детки, до дрожи любит коробки с "сокровищами", а именно бусинами, пуговицами и т.п. Переберет, рассыпет, перемешает, потом сидим убираем, по цветам сортируем вместе… Терпение и усидчивость развиваем, обе ))))


Бытовое и социальное
При любой возможности хочет приобщиться к бытовым делам. Высыпать в кастрюлю крупу или макароны, размешать, вытереть пол и вынести мусор, загрузить в стиральную машину белье и т.д. Стараемся не отказывать.
С наступлением зимы общения с детьми стало меньше. Но мы немного скомпенсировали это в поездке в Беларусь, походив и по гостям, и по детским центрам. Еще в первый раз сели на карусель :))


Логика
Хорошо справляется с лото-половинками. Одно время просила играть с ним по нескольку раз в день. Лото-силуэты тоже успешно "заходит".
Усвоили понятие "одинаковый". "Выше-ниже" тоже. "Спереди - позади" пока не полностью понимает. Зато довольно успешно применяет в играх "рядышком", "друг за другом" и в целом направление.
Немного удивительно и радостно для меня то, что Леденец начала сама инициировать занятия по пособиям на логику, внимательность, память, и стараться их выполнять. С удовольствием ищем предметы на картинки, описываем происходящее, стараемся запомнить, что было на перевёрнутой странице.
Пытаюсь хоть немного научить собирать что-то по подобию, шаблону. Пока успехов мало. Этот тип развивающих игр очень распространен, у нас припоминается следующее:
-
столбик-шнуровка с карточками;
-
простейшие логические столбики;
-
два одинаковых комплекта кубиков лего у мамы и дочки.
В ближайшее время хочу купить или сделать кубики "Сложи узор". А попозже - головоломку "Застенчивый кролик", но для начала надо, чтобы появилось хотя бы желание повторить то, что нарисовано на карточке.


Занятия на память
Цепочка памяти (последовательное выкладывание карточек, связанное одной спонтанной историей) идёт неплохо, главное - напомнить первую карточку.
Сетка памяти (разложили сразу несколько картинок, посмотрели, перевернули - вспоминаем) заметно хуже. Даже 2*2 сетку запоминает на раз через три.
Мемо-прятки ("под каким стаканчиком спрятался зайчик? А ёжик?") не даются пока вообще: не хочет вспоминать и открывает наугад.

Прочее:
Сделали домашний театр наконец. Купили в фикспрайсе немного кукол на руку, играем. Время от времени ставим сказки, но зритель хочет быть актёром: когда мы с папой начали показывать Зимовье зверей, Лида тут же вскочила и прибежала: ну как можно усидеть, когда "у них в руках игрушки, звери, а я просто на диване смотрю!"
Мама решила плотно взяться за развитие у дочки навыков самообслуживания. Учимся надевать носки и штаны с переменным успехом, чаще предлагаю есть самостоятельно (успех зависит от того, насколько клиент голоден, и насколько вкусное блюдо :) ) Оказалось, что до сих пор не очень даётся нам банальная молния, про пуговицы я вообще молчу. Вот, тренируемся при каждом случае…
А вообще, стремление делать всё самой по возрасту сильное у нас. Но если не выходит, она просит "не получается, мама поможет". Если ситуация не та, где должна помочь мама, нервничает и бросает трудное дело. Иногда на пол. Увы, это тот случай, когда родителям в стремлении исправить некую черту в ребёнке, надо начать с себя. То есть, я в ней себя вижу в эти моменты: так же злюсь при неудаче.

Шедеврально, правда ведь? Мне нравится, что она постоянно калякает, и я не хочу, чтоб интерес этот скоро угас (хоть это и весьма вероятно). Тогда придется придумывать разные новые способы для привлечения: бодиарт, на льду и пр. Пока позволяю себе полениться
А какие у вас ещё есть животные?