Немного о нашем развитии и играх - 1,5
Развитие детей второго года жизниВот уже и нам полтора годика. Мама каждый день пребывает в смешанных чувствах: то радости и восторга от происходящих в ребенке изменений, то потрясения от нахлынувшей на ребенка внезапной волны капризов.
Опишу немного то, что с нами происходило, и что наполняло нашу жизнь в прошлом месяце.

Физическое развитие. В основном занимаемся на фитболе и танцуем. В танцах демонстрирует чувство ритма, порой проскальзывают довольно оригинальные движения, пытается повторять увиденные движения. Очень хорошо держит баланс, растянута.
Бытовые навыки. Ест сама ложкой. Жидкое часть проливает, кашу немного рассыпает. Сама пьет из кружки и стакана. Уже меньше балуется едой. Выбрасывает мусор в ведро, иногда выбрасывает нужные вещи, а потом ходит и хихикает. Помогает складывать и разбирать одежду из стиральной машины. Отвозит вещи на игрушечной тачке.

Главное достижение - первые попытки самостоятельного одевания. Пару раз надела шорты и штанишки. Научилась обувать сандалии на липучках и домашние тапочки. Когда не хочет обувать тапочки, прячет их в коробку, чтобы мы не нашли. Относит и приносит вещи по нашей просьбе. Чистит шелуху и перекладывает финики:


Популярна вся взрослая обувь, оставленная без присмотра:

С горшком до последнего времени было все отлично, мы почти отказались от памперса. Но вдруг стала оставлять лужицы на полу. Боюсь, что начиталась "Чик и Брики" и поняла, что "ничего страшного".

В любом случае, на горшок ходит осознанно и часто сама вспоминает про туалет. Проснувшись утром, первым делом просится на горшок.
Поведение. Попытка что-то сделать может повторяться не более трех-четырех раз, если заканчивается неудачей, начинает капризничать. Играть может самостоятельно, но дольше будет сама играть после того, как мы с ней очень хорошо вместе проведем время. Если недополучает внимание, начинает ходить хвостиком и отказывается от любых самостоятельных игр. Дает мне время на мытье посуды и готовку, в это время играет сама и почти не капризничает.
Речь. По-русски говорит: на, дай, мама, папа, баба, кто это, два, кач-кач, пока, гр (тигр), вж (катает машинку), слог "ка" заменяет почти весь русский лексикон - кошка, ложка, коза, лошадка и т. д. Слог "ва" заменяет все остальные слова (вода, Вова, ведро...). Себя называет "кака" (Кристина).
По-китайски чисто говорит: дай, смотреть, обними, открой, носки. В целом, обладает неплохим пассивным словарным запасом. А вообще, с речью могло быть и лучше, не ожидала, что так медленно будет учиться говорить, особенно по-русски.
Логика. Хорошо соотносит предметы по цвету. Неплохо сортирует предметы по форме. Понимает, когда я откладываю что-либо и говорю: "Это мы сделаем потом, сейчас займемся вот этим" (временные связи). Понимает, когда я говорю: "Завтра утром..." Знает процесс приготовления каши и каждый раз напоминает, что сначала нужно закинуть в воду. Слышит, когда приезжает мусоровозка, и просится посмотреть в окошко на сам процесс. Осознает, что мусоровозка забирает и наш мусор тоже. Замечает, кем была приготовлена еда (мамой или папой), и во время еды сообщает об этом. Знает: право-лево (знает правую и левую руки и ноги). Высоко-низко. Тяжело-легко. Мягкий-твердый. Большой - маленький. Умеет поворачивать в разные стороны, катаясь на игрушечном поезде. Понимает, что такое след, может соотнести след и то, кем был след оставлен. В том месяце нам покорились простенькие сортеры и вкладыши.

Хуже обстоят дела с конструированием из кубиков, например никак не идет набор Кубанимо, да и мягкие кубики не особо привлекают. Проходит лишь вариант, когда мама конструирует для сюжетной игры:

Игры. Любит все игрушки за исключением пазлов. Может с интересом заниматься с сугубо дидактическими игрушками (лишь бы мама рядом сидела и показывала). Полностью распределяет фигурки в досочках Сегена, часто сама игралась с ними. Не могу точно сказать, сортирует по форме или по орнаменту, но все эти формы знает точно.

Предложила ей набор и посложнее - Орнамент Зайцева. Пока относится к нему настороженно, но кое-что пытается делать:


Вот такую пирамидку хорошо собирает и распределяет по цветам, пожалела, что купила поздновато, собрала все с первого раза:

Попробовали и шнуровать детальки, шнуровать ей понравилось (раньше шнуровки не вызывали интереса абсолютно), делает с моей помощью. Сейчас может самостоятельно вставить шнурок в отверстие и вытащить кончик с другой стороны:

Занимались и по этим шнуровкам, ей особенно понравилось расшнуровывать зверюшек:

Пытались собирать формы (треугольник и квадрат) по таким пазлам. Справляется с моей помощью, но интерес присутствует.



Немного занимались по альбомам к блокам Дьенеша:

Попробовали игры на развитие памяти. На фото - мемори от Гого. Кое-что удавалось запомнить. Играем пока так. Сначала закрываем крышечками парные предметы, а потом я открываю одну крышечку и вместе ищем пару.


Играли с наклейками от Махаона. Качество не пришлось нам по вкусу, наклейки рвутся еще на стадии отсоединения, переклеить тоже невозможно. А идея неплохая, например, здесь все почти по Эрику Карлу:

В продолжении темы насекомых пытались собрать лото и подбирали подходящие фигурки насекомых:

Лепили из пластилина и рисовали пальчиковыми красками. Вообще лепкой мы переключаемся с любых капризов, поэтому наборы для лепки порой достаю, чтобы развеселить ребенка. Вот, что удалось налепить:

Вдохновившись примером Брики (Из истории серии "Чик и Брики" про "Страшное чудовище"), сделали кексы из пластилина и поставили в духовку (дочка сама мне напомнила, что этим все заканчивается). Учится работать двумя руками одновременно - одной придерживает, другой режет:



Оставляли следы животных на космическом песке:

Изучали свойства предметов. Для этого подготовила такой набор парных предметов с противоположными характеристиками (узкий-широкий; толстый-тонкий, большой-маленький, длинный-короткий):

Затем я доставала два предмета, описывала их. А потом предлагала дочери найти нужный предмет по описанию. Игра не пошла, так как ей захотелось все и сразу. Но из двух предметов выбирала и показывала на правильный.
Строили и рушили башни из кубиков, наконец стали получаться башни повыше. Почему-то все время хочет взять башню в руки и отнести папе показать:

Акцентировала внимание дочери на словах узкий-широкий, тонкий-толстый, встречающихся в книжках ("Мишка" З.Александровой, "Николенька-гусачок" и многих других):


Отмечали многозначность слов толстый-тонкий. Например, в сказках часто говорится о тонком голосе, а у волка толстый голос:

Не могли и пройти мимо осенней темы. Насобирали разноцветные листья, пообсуждали, с каких деревьев эти листья опали, а потом попробовали делать отпечатки листьев на бумаге:


"Наконсервировали" на память фрукты и овощи:


Продолжали конструировать из Лего. Научилась вставлять простые детали (цветочки и соединяет квадратные детали). Обычно, я собираю что-нибудь, а мы разыгрываем сюжет:

Полюбили разыгрывание сюжетов из сказок. Слушает внимательно и активно поддерживает героев.
"Репку" обыгрывали бесчисленное количество раз:


Бумажный вариант самый неудачный. Рада, что не закупила больше наборов из этой серии. Время, затраченное на вырезание и склеивание деталей, сводится на нет легким движением детской руки. Но именно в таком исполнении ей нравится больше всего, ведь можно пошалить.
Познакомились с новыми сказками.
"Кот, петух и лиса":

Дочка восстановила справедливость, накормила досыта петушка, чтобы не выглядывал в окошко к лисе:

Хорошо пошла сказка "Три медведя", внимательно слушает, как я рассказываю.


Мебель собрали из такого набора:

Закончили заниматься по комлексу "Говорим с пелёнок". Результат превзошел все мои ожидания: ребенок толком не заговорил. Занимались мы регулярно, выполнили все предложенные в комплексе задания и прочитали все книжки. Могу дать такую оценку комплексу. На том уровне неопытности, в каком я находилась после рождения дочери, этот комплекс мне очень помог. Мне не пришлось тратить уйму времени на поиски и подбор материала (потешки, стишки, слоговые дорожки, простые режимные книжки, игры), мы полюбили процесс чтения книжек благодаря волчонку Вене и книжкам с его участием, и вообще знали, чем заняться каждый день. Но с другой стороны, я думаю, что для опытных мам не составит труда заменить материал, предложенный в комплексе, на более содержательный и глубокий и избежать траты денег на комплекс. Книжки-повторялки и книжки-говорилки можно заменить современной и классической детской литературой. На любом уровне чтения книжки комплекса были для нас абсолютно понятными, то есть из них мы подчеркнули мало нового. Карточки-подражалки со слоговыми дорожками можно заменить на чтение поэтических текстов, например, той же Каргановой, Александровой, Орловой....А потешек даже из одного только сборника "Болтали две сороки" хватит ребенку для обыгрывания на очень долгое время. В любом случае, не жалею, что приобрела комплекс и прошла с дочерью все этапы, с ним у меня связаны только приятные воспоминания.
А сейчас мне приглянулись небольшие книжки-скрепки "Для самых маленьких" от Карапуза. Я даже решила подписаться на эти журналы. Оформление и качество иллюстраций конечно не аховое, но некоторые идеи просто потрясающие. Расскажу об одной из них.
"Про трех котят". Наглядное моделирование.

Книжка основана на материалах советского психолога Л.А. Венгера. В основе лежит идея о развитии образного мышления через развитие способности замещения, то есть представления "в уме" происходящего. Использование заместителей открывает скрытые возможности у ребенка и учит решать разнообразные задачи. Заместителями могут быть любые формы, например, в книжке представлена сказка про кошку и трех котят, где полосатая кошка - полосатый круг, а белый, серый и черный котята - соответствующие им по цвету маленькие круги.
По сюжету сказки белый котенок заблудился, кошка уходит его искать, серый и белый котята остаются дома, потом и они уходят искать маму и так далее, все действия демонстрируем с помощью кружочков.

Еще одна книжка из этой серии "По ладошке прокачусь". В ней приведен пример массажной игры для рук. У нас пошла на ура.

В итоге у нас тоже получилась Лесовинка.

Сами книжки мы не рассматриваем, а только используем материал.
И немного о наших радостях.

На олене.

На лошади.

И главное развлечение - просмотр кинопроектора, сидя в коробке. Дочери больше нравится процесс замены дисков и включения-выключения. Сюжет истории сложен для нас, поэтому задумываюсь над приобретением чего-то попроще и посодержательнее.

Вот такие у нас дела. Надеюсь, не очень всех утомила!