Умения, которые малыш осваивает в течение первого года жизни
Умения, которые малыш осваивает в течение первого года жизни
Лёжа на спине, следит глазами за игрушкой, которую держат у него над грудью (движения глаз неровные).
От резкого звука вздрагивает или моргает.
Внимательно смотрит на лицо взрослого склонившегося над ним.
Быстро успокаивается при звуке погремушки, даже если не видит взрослого.
Лёжа на спине, поворачивает голову вправо и влево, следя за игрушкой.
Прислушивается к голосу взрослого, даже если не видит его.
Улыбается, если с ним заговаривают.
Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Не отрываясь, долго смотрит на игрушку или лицо взрослого.
Долго и внимательно следит за игрушкой, поворачивает голову вправо и влево.
Поворачивает голову, пытаясь найти источник звука (погремушку, взрослого и т.д.).
Широко улыбается, когда с ним разговаривают.
Лёжа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову.
Издаёт отдельные гласные звуки, может повторять звуки за взрослым.
Находясь на руках у взрослого, внимательно смотрит на понравившийся предмет.
Оживляется, если с ним заговорить: улыбается, издаёт звуки, активно сгибает-разгибает ручки и ножки.
Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие у него над грудью.
Опираясь на предплечья, поднимает голову и грудь.
Находясь на руках у взрослого, удерживает голову в вертикальном положении.
Упирается ногами, если, держа под мышки попытаться поставить на что-то твёрдое.
Узнаёт маму: улыбается, тянется, издаёт звуки.
Быстро поворачивает голову в сторону звучащей игрушки, находит её глазами.
При звуках спокойной мелодии – расслабляется. При звуках плясовой мелодии – оживляется.
Лёжа рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживлённое состояние.
Радуется, громко смеётся, когда с ним разговаривают.
Рассматривает игрушку, трогает её руками, ощупывает, толкает.
Гулит.
Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Узнаёт маму, улыбается.
Хмурится, при виде незнакомого человека, может заплакать.
Узнаёт голос матери, прислушивается, ищет глазами.
Если говорить ласково – улыбается, если строго – хмурится, сосредотачивается, может заплакать.
Тянется к игрушке, стараясь взять её из рук взрослого, берёт.
Берёт игрушку, не роняет её.
Лёжа на животе, выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Длительно, нараспев произносит гласные звуки.
Знает своё имя, радуется, услышав его.
Ест с ложки пюре.
Поворачивается, услышав своё имя.
Хватает расположенные рядом предметы, перекладывает их из руки в руку.
Сам может перевернуться с живота на спину.
Может добраться сам до интересующей вещи (переставляя руки, подползая и т.д.).
Произносит отдельные слоги (ба, ма, па и т.д.), может повторить слог за взрослым.
Снимает пищу губами, тянется к ложке.
Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
Стучит игрушкой, бросает её.
Быстро ползает в разных направлениях.
На вопрос «Где часы?» ищет глазами предмет постоянно находящийся на одном и том же месте.
Повторяет один и тот же слог несколько раз подряд (ба-ба-ба…).
Катает мячик, гремит погремушкой.
Повторяет действия за взрослым.
Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал на животе. Сидит прямо.
Сам встаёт, держась за опору, стоит, может сесть.
Держась за мебель, переступает, пытаясь достать игрушку.
На вопрос «Где?» поворачивает голову и смотрит на названный предмет (2-3 предмета на постоянных местах).
Если попросить «дай ручку» или «покажи ладушки», выполнит действия без помощи взрослого.
Произносит повторно несколько слогов.
Сам ест печенье или яблоко, которое сам держит в руках.
Тянется за чашкой, открывает рот. Пьёт, придерживая чашку руками.
Спокоен при мелодичной музыке, оживляется при ритмично-плясовой, повторяет знакомые движения.
Гремит погремушкой, катает мячик, открывает крышечки и т.д.
Стоя переходит от одной опоры к другой, держась за них руками.
Находит знакомые предметы в разных местах.
На чужое имя не реагирует, на своё откликается, идёт к зовущему.
Повторяет за взрослым слоги, имеющиеся в его лепете.
Пьёт из чашки, которую придерживает взрослый, держа её двумя руками.
Спокойно садится на горшок.
В игре повторяет различные действия за взрослым, может сделать что-то по просьбе взрослого.
Держась за перила, поднимается на невысокую горку, спускается с неё.
Идёт, крепко держась двумя руками за руки взрослого.
Если попросить, даёт знакомые предметы.
Повторяет за взрослым новые слоги.
Снимает и надевает кольца пирамидки, накладывает друг на друга два-три кирпичика, действует по просьбе взрослого.
Если поставить, стоит без опоры.
Делает самостоятельно два-три шага, затем ищет опору или опускается на пол.
Если попросить, кормит собачку или куклу.
Находит несколько мячей (кукол, машинок и т.д.) среди игрушек.
Произносит одно-два простых слова – мама, ав-ав, дай и т.д.
Отличает кубик от кирпичика, даёт, по просьбе взрослого.
Узнаёт взрослого на фотографии, показывает его, если говорит – называет.
В игре катает машинку, кормит куклу, может действовать по просьбе взрослого.
Кормит и укладывает спать и мишку, и куклу, и собачку.
Ходит сам, может повернуться, изменить направление.
Если попросить, находит машинку (куклу), берёт её, несёт и отдаёт маме.
Останавливается, если сказать «нельзя».
Понимает, что «игрушки» это - мяч, кукла, машинка и т.д.
Выполняет простые инструкции («надень колечки на пирамидку», «покачай лялю» и т.д.).
Легко повторяет различные слоги за взрослым.
Произносит пять-десять простых слов (дай, там, ляля, топ-топ, ав-ав и др.).
Сам пьёт из чашки, крепко держа её двумя руками.
К 1 ГОДУ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ
Узнавать знакомого человека по фотографии.
Смотреть на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют.
Уверенно чувствовать себя на ногах: ходить у опоры, делать 2-3 шага или ходить самостоятельно.
Выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (качать и «кормить» куклу, возить машину и пр.).
Двигаться при звуках музыки.
Повторять за взрослыми действия с предметами (пытаться причесаться расческой, поднести телефонную трубку к уху и т.п.).
Переворачивать страницы книги (все сразу).
Уметь держать ложку и чашку.
Хорошо держать карандаш и пытаться рисовать каракули.
Пытаться воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, напоминающим речь взрослых.
Произносить до 10 легких слов.