За две недели до выпускного:"Я была бы НЕ против, если учитель ребёнка оставлял бы после уроков"
Нравственное поведение преподавателей, родителей и детейСегодня по техническим причинам (выполняла важную и срочную работу на ПК в администрации школы) стала невольным/сторонним/безмолвным слушателем жалобы мамочки четвероклассника на учительницу. Месяца мама не дожила до прощального момента, несла пургу - стыдно слушать. Одна фраза насмешила: ""...Я была бы не против, если бы учитель моего ребёнка оставляла бы после уроков... " (подразумевалось - бесплатно). Это наивность или наглость?
P.S.:
1) У меня тоже дети; я знаю, сколько стоят репетиторы в Санкт-Петербурге;
2) самообразование - самая эффективная вещь (в книжках всё написано - берём и читаем) - и никаких обид и затрат.
[ 13.07.2014. Я "вклеиваю" обзор выжимок из комментариев (это становится моей фишкой) для понимания полноты картины без их прочтения для вновь вступающих в обсуждение].
В предложенном к обсуждению случае мама четвероклассника, поступившего в нашу школу этим сентябрём (=1 учебный год) с сильной педагогической запущенностью, к которой мама однозначно причастна по крайней мере своей беззаботностью и даже глупостью (об этом ниже), пытается (!именно пытается!):
1) нагадить учителю (ну 2-3 недели повторения осталось и вы никогда не увидите друг друга!);
2) прикрыть свою беззаботность об образовании ребёнка, прописанную нормативно, свалить с больной головы на здоровую, иначе ей самой грозит опека (=сицилианская защита в шахматах - защита нападением);
3) "заставить?!" учителя делать то, за что ему не платят (нет в тарификации оплачиваемого консультативного часа - нет и обязательств);
4) даже, если вдруг (что вряд ли) в п.п. 1-3 я ошибаюсь, за 2 недели до выпускного такие проблемы НЕ решают.
Её ребёнок весь этот год в нашей школе показывал своим поведением, что личность учителя в семье негативно обсуждается родителями в присутствии детских ушей. Даже если учитель нерадив (а в данном случае это не так), то проблему надо решать по взрослому, а не культивировать в ребёнке отказ от учёбы, который вылезет рано или поздно на почве сформировавшейся под защитой родителей нетренированной ленности под благовидным лозунгом: "Я не буду учиться, потому что все учителя - дураки, я же верю своим родителям!" Вот он и не заучился!!! Вот он теперь и НЕ ХОЧЕТ с благословения своих же родителей!!!
Можно и не быть высококультурным и сильно образованным родителем, достаточно быть просто человечным, поступать с людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой (тем, кто пытается строить, самим эти построения не понравились бы). Эти примитивные правила человеческих контактов хоть и описаны в учебниках психологии/социологии "принципом зеркала", но понятны и малым детям, т. к. достаточно доступно трактуются в известном мультике "Крошка Енот": как ты улыбнёшься - так и тебе ответят, а уж если ты оскалился и замахнулся палкой - что же ты, наивный, ждёшь улыбки в ответ? (Слово наивный оправдывает глупость младенца, а применительно ко взрослому - однозначно: глупый). Если родитель настроен бодаться и капризно "заставлять(?!)" учителя делать то, что тот делать не обязан (хотя может, если захочет: когда человеческий фактор учтён ВЗАИМНО, с уважением и моральной благодарностью, без наездов и "заставлений"), то любой уважающий себя учитель, обратится прежде всего к первоисточнику - нормативным документам, тарификации и платёжке. Нет оплаты часа дополнительных занятий - нет обязанностей! Всё очень просто. Если вам казалось, что когда-то кто-то из школьных учителей занимался с вами бесплатно, значит, пара часов в неделю, оплачиваемых школой, у учителя для этого была.
Родитель, перечитав Договор на оказание образовательных услуг со своей школой, наверняка имеет право узнать у администрации, оплачиваются ли учителю консультационные часы (если оплачивают, то обязанность, если НЕ оплачивают, то никто никому ничего НЕ должен) и даже попросить организовать дополнительные консультационные занятия, оплачиваемых учителю школой (если у школы есть такая возможность), для своего ребёнка, но делать это надо в первую неделю учебного года, а не за 2 недели до выпускного.
Что касается переходов на мою личность.
Мама, описанная в посте - не моя родительница, она ничего не просила ни у меня, ни у своей учительницы, ни у администрации, она всего лишь гадко-мелочно ябедничала за две недели до выпускного.
На работе в общеобразовательной школе у меня всё красиво: обученность 100%, качество 91% (не без троечников, конечно, но их всего трое), достигнутая в рамках БЕСПЛАТНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ в полном СООТВЕТСТВИИ со СТАНДАРТОМ (ФГОС). Работу свою я люблю, она меня тоже (в лице учеников и их родителей), оставлять её не собираюсь, потому что у меня это получается и потому что я слышу много слов благодарности от учеников (в том числе бывших) и их родителей вот уже с 1990 года, значит, это моё призвание.
В своей гарнизонно-кочевой жизни я работала в 6 образовательных учреждениях страны бок о бок с очень интересными коллегами. Многие из них, понимая своё умение и призвание в педагогике, НЕ желали оставить любимую работу только из-за того, что она недостаточно подкреплена государством материально. Будучи людьми активными, они открывали кафе, магазины, экскурсионные бюро и т. п., чем и занимаются параллельно с работой в школе/саду в своё личное, свободное от работы, время. У меня тоже был (и есть) опыт индивидуального предпринимательства практически во всех местах нашего проживания; всё законно, гармонично, уравновешено, no problem (кое-что об этом здесь - ссылка).
Мой муж работает в коммерческой организации, обеспечивает достаток. Однако, я предпочитаю оставаться самостоятельной на всякий случай и из-за своей природной активности. Как вариант, и я рассматривала работу в частной школе, но, во-первых, в досягаемости «через дорогу» находятся только государственные, а во-вторых - в частных тоже Васи (см. здесь - ссылка).
Наличие репетиторов в нашей жизни понятно каждому современному социализированному жителю мегаполиса (и мне в том числе, как родителю). Да, я подрабатываю в своё личное время, чем могу, и ничего зазорного в этом НЕ вижу, ибо НЕ ворую, а зарабатываю, обеспечивая обратившимся детям/родителям необходимый им результат (НЕ я их ищу, они меня просят***). А своим детям тем самым я обеспечиваю материальный достаток, не позволяющий им познать досады и комплексов рядом с детьми, чьи родители НЕ являются бюджетниками и имеют гораздо более высокие зарплаты. Я не буду плакать из-за низкой зарплаты, я себе её обеспечу (и обеспечиваю). Индивидуально-групповых/консультативных оплачиваемых часов у меня нет, значит, нет и обязательств. В бесплатных занятиях в личное время я НЕ отказываю детям из многодетных семей и из семей педагогов, детям-друзьям моих детей (достаточно много!) при одном очень важном условии - ЖЕЛАНИИ ЭТИХ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ; в остальных случаях с другими желающими заниматься дополнительно - платно в репетиторстве, на всех бесплатного дня не хватает, должна быть и платная компенсация моему ребёнку от отсутствия матери с ним. Вертлявые болтуны с дебильником в ушах и замотивированные родителями против учения, учителя и школы отдыхают в любом случае из двух вышеперечисленных, пока родители (в том числе, возможно, и с моей помощью) не пересмотрят своих взглядов, ибо мотив - двигатель учёбы.
Эфимерные лозунги с безосновательными словами и фразами: " ...долженДОЛЖЕНдолжен... Храм Науки и Ума... учитель с большой буквы У...если не он, то кто же...!" переложите на юристов/дантистов/.../сантехников/свою профессию и оставьте при себе, я их НЕ рассматриваю: жизнь научила. Бесплатно работать В ЛИЧНОЕ время я НЕ буду, т. к. уважаю себя, свои знания и тех, кто мне их дал (своих учителей). И нравственные аспекты бесплатного нищенствования и оплаченной профессиональной услуги, оказанной в МОЁ ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ, я для себя давно уже взвесила. Гораздо безнравственней позволять себя бесплатно пользовать, наплевав на семью, ходить 20 лет в одной одежде, без причёски и макияжа, не ездить в отпуск и т.п., потому что не на что; ходить пешком, когда жизнь проезжает мимо в автомобилях; слышать от родных детей, отказывающихся учиться: "Если ты такая умная, то почему такая бедная?" и т. п.
Этот пост, кстати, и писался для вентиляции родительских взглядов и дефрагментации мотивационных установок: странно читать комментарии двадцати-тридцатилетних девчонок, поносЯщих «совок», однако с трепетом вспоминающих, как их учителЯ ненавистного им советского периода пахали самозабвенно и бесплатно (вряд ли бесплатно: именно тогда, в отличие от нынешнего времени жёсткой экономии, школы активнее платили учителям за 1-2 часа в неделю консультационных занятий) Что это: дезадаптация молодых мам к условиям современности? Вряд ли: судя по их мечтам и взглядам, девчонки ушлые... Подозреваю нахальную банальную жажду халявы. Я начала пед.деятельность ещё до развала Союза, зарплаты учителей относительно стоимости основного продукта питания - хлеба - в те времена были в 3,5 раза выше нынешних учительских зарплат (см. здесь - ссылка). Приходится выворачиваться, ориентируясь на рядом идущих с тобой по времени, адаптируясь по аналогии с ними.
Развивайте своего ребёнка от рождения систематически с любовью и без розовой мечты о том, что школа его усыновит - и НЕ будет вас волновать эта тема: НЕ придётся искать ни халявы, ни репетитора.
*** - Важно: со СВОИМИ школьными учениками платным репетиторством я НЕ занимаюсь.