Как понять нужен ли специалист. Понимание текста задачи.

Лучший ответ

Вы не придираетесь, но ребенок тут ни при чем - это современная система образования. Проблема нормальна в том смысле, что она есть у большинства детей с недостаточной подготовкой. И не нормальна в том, что без её решения хорошей учебы не будет. "Читает задачу по математике, но упускает то в условии что-то, то не на тот вопрос отвечает. Как будто недопонимает суть. То есть она смысл вопроса не поняла. Почему?" - Потому, что ребенок был только ознакомлен с задачами, но у него не выработали навык их решения. Для этого надо купить книгу Узоровой, Нефедовой "2500 задач по математике 1-4 классы" и тренироваться по следующему плану: 1. Проходить разделы по очереди. В частности, на начальном этапе нельзя тренировать одновременно задачи в одно и два действия. 2. Находить и подчеркивать опорные слова в задачах. Для этого задавать вопросы: "О чем задача?", "Какие числа есть в ней?", "К чему они относятся?", "Какие слова покажут разницу между числами?" 3. Составлять краткую запись задачи ДО её решения (вы это делали после ошибок, так не надо). Выберите для начала один, самый простой способ записи - словами. До выработки стойкого навыка (на уровне взрослого человека) дома без краткой записи задачи решать нельзя. Не надо пока гнаться за школой - всё равно вы уже не успеете. Все эти разные способы записи (чертежом и т.д.) осваиваются постепенно. К следующему нельзя переходить, пока не освоен предыдущий. Именно в этом причина необходимости долгой и качественной подготовки к школе сейчас. Подбодрите дочку и поговорите с ней о том, что сейчас вы будете двигаться в своем темпе. Да, в школе пока будет не все получаться, но вы нагоните. 4. Краткую запись вы составляете неправильно - у вас в условии отсутствуют знаки вопросов, а их количество должно совпадать с количеством действий. Это дополнительный знак ребенку проверить решение. При этом главный вопрос задачи нужно обводить в кружок - так дети видят цель и не упускают её из вида. 5. Недели тренировки объективно мало. Устойчивый результат достигается, в среднем, через 3 месяца. Кроме этого, пока в ваших занятиях присутствует слово "мы", дело с места не сдвинется. Дети умнеют и становятся внимательными только в процессе самостоятельной работы. Родители обычно делают одну и ту же ошибку - постоянно объясняют, а роль ребенка сводится к киванию. Старайтесь ничего не объяснять больше двух раз. Уже начиная с третьего, надо вести ребенка вопросами с конца задачи, от главного вопроса, и составлять рассказ: "Чтобы узнать, сколько детей всего, надо к количеству мальчиков прибавить количество девочек. Сразу я этого сделать не могу, потому что не знаю количества мальчиков. Это я узнаю первым действием. Про мальчиков известно, что их меньше, поэтому я буду вычитать." И т.д. Дальше ребенок диктует себе каждую цифру, знак и слово в пояснении и ответе. В вышеупомянутой книге Узоровой хорошо то, что в каждом разделе 30 однотипных задач, поэтому, когда вы разобрали с ребенком 3, вам надо уходить из комнаты, и еще 3 она решает самостоятельно, при этом постоянно рассказывая всё вслух. До выработки устойчивого навыка решать задачи дома молча нельзя.   "Ищет и не может найти что с чем сложить. А то, что это в условии есть, в упор не видит." - Причина этого в отсутствии рассказа (ребенка, самостоятельного) и навыка краткой записи.  Насчет идти к кому-то, вам решать - или к хорошему репетитору, или самой стать таким. Не лишне также будет купить/скачать/читать онлайн книгу для учителя по вашей программе. Там есть образцы рассуждений по разным задачам и образцы их записи.
26.04.2022
Пользователь, ого, спасибо. Я действительно не знаю точно как именно нужно записывать задачи. Чертежи к задачам они кажется мало разбирали. В тетради только одна задача с урока. И вообще всё как-то вперемешку. Сегодня чертёж, завтра схема, послезавтра краткая запись. Дети путаются, да и я.  Вот в задаче сегодня написано реши с помощью чертежа. То есть краткую запись она не пердусматривает. Дочка сходу говорит сколько будет, а как начинает делать чертеж, всё, сбивается и ступор.
26.04.2022
Мария, школьное д/з вы пока делаете вместе по следующему плану: 1) сначала по вышеописанной инструкции делаете краткую запись словами на черновике с полным рассказом; 2) потом говорите, что тире в условии можно сделать длиннее - тогда получится отрезок. И задаете вопросы: "Где тогда нам разместить числа на чертеже?" Если не знает, где посмотреть образец? (В учебнике, рабочей тетради на печатной основе или в классной работе.) Все типы чертежей разобраны в книге для учителя. И у Узоровой был такой учебник "Математика" (не задачник, как упомянутый раньше). Сейчас что-то он не переиздавался давно. Если найду ссылку, пришлю. Прочитала ниже о дополнительных проблемах. Сейчас те или иные неврологические проблемы у каждого первого, поэтому лечение от невролога необходимо. Без этого тоже толку не будет.
26.04.2022
Пользователь, да вот невролог говорит, что всё хорошо, попейте магний и высыпайтесь. Может в бесплатной заморачиваться не хотят.
26.04.2022
Мария, частично да, причина в этом. По опыту, наилучший результат дает комбинация: пирацетам, витамин В6 (пиридоксина гидрохлорид, либо в составе магне В6) и валерьянку/пустырник в драже - только лекарственные средства, не бады.
26.04.2022
Мария, и еще, на всякий случай. Вы про это не писали, но это тоже очень распространенная проблема - режим дня. После уроков ребенок должен идти домой обедать и отдыхать в кровати не меньше часа. Лучше спать, но, если не хочет, можно любое тихое занятие, кроме гаджетов, но лежа в кровати. И только потом планировать уроки и секции.
26.04.2022
Чтобы научиться решать задачи, нужно понимать, что такое задача. Задача - это математический рассказ. Понимаете, именно, рассказ. Пусть сначала расскажет, о чем речь, без чисел. Дальше - пусть или нарисует или покажет на каких-нибудь маленьких детальках, опять-таки - без чисел, сам сюжет задачи Дальше - пусть расскажет про вопрос. Как она его поняла. Может ли сразу дать ответ? И вот только потом начинать решать задачу уже с числами. А вообще, как бы банально не звучало, скорее всего, ребенок плохо читает. Увы - одна из самых распространенных проблем. Если сходу не может прочитать слово, то либо его "проскальзывает", либо заменяет вообще другим...
26.04.2022
Галинка, мой неплохо читает. Но если это ему не интересно, то улетает мыслями... Это сейчас столкнулись при подготовке к мцко. Там же надо самому задание прочитать и понять что надо делать. Он читает и говорит: и что?
26.04.2022
Лидия, я автор. Пока читала комменты, отвечала, начали в голове моей складываться мысли иные, от тех, что были изначально.  Я обдумала про чтение. Читать и понимать текст она всё-таки может. Но не любой, а интересный для неё. Да и я сама люблю читать книги, но ведь не все. Бывает открываешь книгу, а не заходит. И читаешь, а потом понимаешь, что ничего не поняла.  Про усидчивость. Я писала, что она супер-неусидчивая, отвлекается постоянно. Но потом вспомнила, что дело, которое ей нравится, она сидит и делает. И никуда не отвлекается. Так может реально ребенку не интересно? Это мне важно, чтобы она решила задачу и получила хорошую отметку, потому что так надо. А важно ли это ей? Скорее нет. Тогда и стимула решить её нет.
26.04.2022
Мария, так то да, но школу то таки надо закончить, А математика там до конца... Так что либо вызывать интерес либо учиться прорываться сквозь неинтересное
26.04.2022
Мария, поищите книжку: "задачи Зака" - это логические задачки, детям очень нравится.
26.04.2022
Лидия, вот абсолютно согласна про "не интересно". Обычно, мы начинаем фантазировать, придумывать несуществующие слова и действия, главное, чтобы соблюдался алгоритм решения задачи, например: вместо "У Вани было 6 конфет, а у Оли на 5 больше. Сколько конфет было всего у детей?", можно придумать: "Мурмузяка нашел 5 ляпсиков, а Бульколяка на 5 ОГО-ГО! Сколько всего ляпсиков нашли Мурмузяка с Бульболякой?" Маленьким деткам такая игра нравится и они с удовольствием переделывают задачки под свой стиль. Главное, чтобы было смешно. Ведь то, что смешное, не может быть трудным. Еще можно "включить" мотиватор, придумать и решить похожих 3 - 5 задач, и получить какой-нибудь приз (у нас это разные настольные игры)
26.04.2022
Лидия, а по поводу "и что?" можно спросить: "а действительно, что? расскажи мне. Давай поиграем в шиворот-навыворот. Сейчас ты УЧИТЕЛЬ, а я бестолковый ученик. Объясни мне, что тут?"
26.04.2022
В первом классе тоже столкнулись с такой проблемой у сына. Купила небольшую книжечку Т.В.Шкляровой "Как научить вашего ребенка решать задачи"1-6 классы и потихонечку стала по ней заниматься. Там очень хорошо описана сама методика тех вопросов, которые необходимо задать ребенку после прочтения условия, даны основы краткой записи. Нам очень помогло. Разобраны все виды типовых задач. Сейчас посмотрела - на ВБ 129 рублей стоит всего
26.04.2022
Ольга, спасибо, посмотрю.
26.04.2022
у нас была такая проблема, тоже с трудом понимал что требуется. А если задачи на минус... То и вообще. Еще он мог ответить сколько будет, но как это сделать математически не понимал. Сидели над каждой задачей, разбирали. Я направляла, подталкивала. На примере вашем: спросила б 11 -это что?. Он ответил, я бы спросила, а что нужно узнать? Узнал?. Нет. А что нужно для того чтобы узнать?. Как то так. А так да, нужно обязательно краткую запись, с ней проще
26.04.2022
Здорово, что Вы на это обратили внимание! Особенно на то, что дело не в математике, а в чтении. Ко мне на занятия (как к репетитору по математике) приходят и пятиклассники ровно с той же проблемой(( матчасть схватывают быстро, читать не умеют... Самое обидное для меня, что я пока не поняла, как могу повлиять на это в рамках 1-2 часов в неделю Но для первоклашки это нормально и естественно, Я бы сделала упор на чтение, но только не задач, а просто интересных книжек по возрасту. Где мааало текста, много картинок, идеально для начала комиксы или книжки-картинки. К сожалению, с учениками у меня нет таких полномочий - читать комиксы вместо занятий математикой)) но со своими мне это очень помогло.
26.04.2022
Елена, у меня дочь преподавала в частной школе подготовки к ЕГЭ. Та же картина. Уравнения-неравенства-примеры решают, то есть делают механические преобразования, а читая текст задачи, вообще ничего не понимают и не представляют. Особенно всякие задачи про транспорт, движущийся навстречу друг другу или обгоняющий по дороге.
26.04.2022
Ника1313, у меня свекровь репетирует по математике уже много лет. Я пыталась с ней посоветоваться, как же быть с задачами. Она ответила, что даже перестала пытаться, лишь бы все другое освоили. Но не могу с этим согласиться ни за что, по-моему, математика тогда теряет всякий смысл. Мы учимся действовать с числами и буквенными выражениями просто как с инструментом для более высоких целей (решения задач!). А так, это все равно, что научиться гвозди забивать и просто во все подряд их загонять без цели... Но учитель, репетитор по математике оказываются в заложниках ситуации, они не могут заниматься чтением, ведь и программу никто не отменял, кроме того, явно не решить эту проблему за час-два в неделю.. Задела меня тема за живое, уже несколько месяцев думаю над этим мне веду решения, кроме очень тесного сотрудничества с родителями в плане расчитывания. Но мало кто на это готов.
26.04.2022
Елена, я вот как раз пытаюсь понять точно ли в чтении проблема. Потому как если это чтение, то решить этот вопрос можно относительно легко. По-крайне мере мне так представляется. Если мне кто-то скажет что проблема у нас точно в этом то я обрадуюсь.  Если же проблема более глубокая неврологическая или психологическая и что-то ещё, то тут уже сложнее. Тогда необходимо попасть к нужному специалисту и чтобы он её решал, а не разводил на деньги.  А может вообще просто ребенок не хочет, ему скучно, не интересно и всё до фени.  А может проблема в том, что в школе как-то не правильно обучают. Ведь в классе нужно не только решить верно задачу, но и записать как положено. Один тип задач, а решение учат записывать по-разному: с помощью краткой записи, с помощью схемы, с помощью чертежа. И в каждом варианте всё строго, ни шага влево и вправо. Не дай бог отступить больше клеток, чем нужно. Красной ручкой всё поправят и оценку снизят. А у детей еще не развита многозадачность. Если он думает о том как оформить то он не может сосредоточиться на смысле задачи. И вообще большой вопрос - зачем так дрючить детей с оформлением?  Вот как маме разобраться и докопаться до иситины)
26.04.2022
Мария, вот вы уже сами и поняли про многозадачность и что требования школы опережают зрелость психики и мозга, слишком перегружают детей. Что надо последовательно осваивать и закреплять каждый тип решения и оформления, а не скакать от одного к другому. Именно поэтому очень советую Остера, смешные задачки не провоцируют отторжение, их интересно решать.
26.04.2022
Елена, вооооот, а в 11 классе на это вообще нет времени. Это задачи и цели начальной школы, которая почему-то тоже несется галопом неведомо куда. Свекровь моей подруги, математик на пенсии - ей 85 лет, с нежностью вспоминает задачник Березанской, когда после началки ВЕСЬ 5 класс, ВЕСЬ ГОД дети только решали задачи про встречные поезда, бассейны с трубами и баржами с катерами плывущими по течению и против. А потом начиналась алгебра и геометрия.
26.04.2022
У меня тоже такая старшая дочь, в 1ом классе очень плохо понимала суть задачи, во втором стало гораздо лучше, но у нее СДВГ. Сейчас третий класс и бывает по разному, то хорошо решает, то удивляет тем, что простейшую не понимает смысла, зависит от настроения и желания понять. Но учится на 5 и 4.
26.04.2022
Поиню в школе у меня с задачами была пробоема. И мне мама расстолковывала то, она прям рисовала задачу. Попробуйте так.
26.04.2022
Вы можете сами с ней заниматься. Читает быстро - это хорошо, но понимает ли она то, что читает. Скорее всего, у нее пока отсутсивует осознанное чтение (это не страшно, дело тренировки). Попробуйте с ней почитать небольшие детские рассказы (именно маленькие, но с сюжетом, можно взять басни Крылова, или творчество Барто, Бианки и т.п.). Она читает вслух, а вы потом ей по тексту вопросы задаёте. И так каждый день с последующим усложнением текстов. Если она умеет читать про себя, то даёте ей текст, она читает - вы задаёте вопросы. Любая задача по математике строится как раз таки на осознании того, о чем в ней идёт речь. Потренируетесь - все у вашей принцессы получится.
26.04.2022
Еленка, спасибо. На вопросы по тексту дома она отвечает. Пересказать без наводящих вопросов сложнее. Но в школе, когда проверяли технику чтения, скорость высока 58 слов, а понимания нет. Видимо, в школе совсем сосредоточиться не смогла или торопилась как можно больше прочитать.
26.04.2022
Мария, на технике чтения у детей почему-то другая цель появляется. Они хотят больше слов, совершенно не понимая, о чём идёт речь в тексте. Попробуйте ещё с ней задачи решать так, чтобы она вам разжевывала, а не вы ей. Рисунки можно подключить или наглядный материал, например.
26.04.2022
Для первоклашки абсолютно нормальная ситуация. Это я как педагог говорю. У детей до 10 лет образное мышление и плохое восприятие абстрактной информации. Выход: рисовать. Даже не записывать условия задачи, а зарисовывать, тогда многое для нее станет намного проще воспринимать. Не думайте, что с ней что-то не так, это наша образовательная система, к сожалению, не учитывает детскую психологию. Класса до второго порисуете с ней, к третьему, начнет понимать. Проходила это со старшей дочерью. Вообще идеальная форма обучения для первоклассников - игры. Игры для первоклассников хорошо написано здесь: https://ladodeti.ru/razvitie/i... Удачного обучения!
28.04.2022
есть смысл учиться читать, анализировать текст задачи и видеть условие. чтобы понять понял ребенок или нет достаточно задать вопросы: о чем задача. что надо найти. что нужно сделать чтобы это найти. что тебе известно? соответственно ответ вопрос о количестве конфет у детей. детей двое. чтобы найти сколько конфет у всех детей надо конфеты детей сложить. известно сколько конфет у А, а у Б конфет больше/меньше чем у А. вот так ребенок должен решат каждую задачу. рассуждая думая. а еще задачи должны быть вопросов, чтобы ребенок их задал для решения в 1 или 2 действия. тест Ясюковой проведите. сразу будет понятен уровень чтения у ребенка.
27.04.2022
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Оформление тетрадей в 1м классе Наши очередные проблемы