Про русский язык
ПоговоримДоброе утро.
Хочу порассуждать на тему врожденной грамотности и безграмотности.
Я очень хорошо училась в школе. Ну, очень хорошо, особенно среднюю и старшую школы. У меня даже текущие четверки были большой редкостью...Кроме русского языка!
Три за диктант было огромной удачей. Раньше и оценивали как-то строже. Пять ошибок - строго два. Если получила три, значит сделала менее пяти ошибок, что нереальное достижение! За все 11 лет у меня два раза были четверки за диктант и ни одной пятерки).
В четверти выходило четыре за счет изложений, словарных диктантов, когда известен перечень слов, и текущих опросов. т.е. все, что можно было выучить или заменить, я выучивала и заменяла. Но диктанты были моим кошмаром. Нет, не было ошибок в падежных окончаниях или н-нн? не писала приставку З или "я" после ч/щ, не путала корни бер-бир, но в любом диктанте хватало спорных слов, для который то ли чуйка нужна, то ли выучить их все, не знаю. Могло заклинить на слове "коридор", например. Все! я не знаю одно Р там или две. Винегрет (только что написала неверно), булочная ( с ее Ч/Ш), Никитична (аналогично), "Веснушчатый ветреный Ванечка" (тут просто катастрофа бы была).
Про чтение. Читала я ОЧЕНЬ много. Три библиотеки, все вечера с книгами, читала лет с 8 все подряд. Нисколько это не помогло писать диктанты хорошо. Речь, да, наверное стала лучше.
так вот. Годам к 20 появился в свободном доступе ворд и автопроверка текста, я успокоилась и благодарна изобретателю этого чуда))).
Однако, вопрос безграмотности остался открытым. Почему???? Почему при всей своей универсальности, я не могу написать диктант?
Все бы ничего, но мои дети пошли явно не в меня. Не читая вообще(!), т.е. никогда, т.е. только с боем и то, скорее аудиокнигу послушают, они пишут диктанты на 5!?? Как такое может быть? Спрашиваю дочь. Говорит, что просто знает, как применить правило. Но я тоже знала! А какое правило к слову винегрет (блин, теперь д на конце написала))))? А это, отвечает, и так понятно, как правильно. В смысле!? Ни разу не понятно!
Сын не получил за диктант ни одной четверки. Пишет всегда без ошибок вообще. Сейчас пошла пунктуация, еще правил то толком не знает, но ставит эти запятые в нужное место. Как? Не знаю, говорит, понятно же, что там запятая. Издеваются что ли!? Не-по-нят-но. Когда он вообще что-то понять успел со своими тренировками? Однако и итоговый диктант на 5....
Получается, что грамотности научить нельзя? Нет, правилам там, разбору и все такое можно, но в целом, либо человек чувствует как правильно, либо нет?
Лучший ответ