ИЗГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нравственное поведение преподавателей, родителей и детей(3 страницы длинной были о событиях 10-летней давности на злобу дня – в тему постов некоторых ВВ-шек по несчастью)
В школу Витка (=Виталик) пошёл позитивно замотивированный интеллигентными не в одном поколении предками, читающий и с подходящей для мальчика-первоклассника волевой регуляцией. На первой школьной фотографии он радуется тому, как он вырос, как он будет хорошо учиться.
Мать выбрала ему коллегу-учительницу, бывая на заменах у которой заметила в учении воспитанников хороший результат, железную дисциплину, высокую работоспособность детей и соответствующую скорость/плотность урока. Какими способами достигался этот результат, и в голову не приходило. В этом селе/гарнизоне/школе я работала всего год на момент поступления моего ребёнка в 1 класс и о многом не знала.
Я пренебрегла тем фактом, что в наборе до нас из класса этой учительницы в другой параллельный были переведены два ребёнка. Я упорно не хотела не то чтобы рассматривать, даже замечать эти случаи, списывая всё на «капризы» родителей тех двух детей. А зря, надо было пораскинуть мозгами
Мы всегда много внимания уделяли единственному тогда сыну. Вместе лепили, рисовали, читали, клеили, вместе выезжали на воскресные велосипедные/лыжные прогулки, вместе ходили на каток и в бассейн, вместе делали уроки, возили его в различные интересные места во время отпуска, дабы нейтрализовать депривацию закрытого военного городка, скопившуюся за учебный/рабочий год. Зоопарки разных городов страны. Ледовые дворцы с выступлениями любимых фигуристов. Детские театры, цирки, планетарии, морЯ… По приезду из отпуска у сына всегда было много подготовленных и оформленных с фото сообщений к предметным темам. Куликовская битва? Пожалуйста – вот вам фото и рассказ, как Виталик с родителями ездил в музей на Куликово поле. Восстание Болотникова – вот вам Тульский Кремль с соответствующим памятником на фото. Дмитрий Донской? Вот вам Монастырщина и фото Виталика на камне с надписью «Исток Дона», река Непрядва. Октябрьская революция – Витка на Дворцовой площади, у Авроры, в Петропавловской крепости. Возвышение Москвы – Витка на Красной площади. Тема ополчения – он у памятника Минину и Пожарскому. И обо всех исторических событиях и местах он был подготовлен рассказать. Неоценимый материал для уроков истории и классных часов. Как училка, я была бы рада, если б вышел ученик с рассказом и наглядностью и дополнил материал урока. Как оказалось позже, наша Мариванна (назовём её так) южнее Петрозаводска не выезжала, считала по житейски этот город южным регионом нашей страны, там и грелась в отпусках.
Учёба - самый тяжёлый труд. Никто и не надеялся, что будет легко. Поэтому, когда Мариванна отставляла после уроков Витку, я думала: «Вот они – трудности, их нужно преодолеть=перетерпеть и т.п.» и, не ставя под сомнение авторитет учителя, послушно ждала сына в учительской, чтобы вместе пойти домой из школы: я с работы, он с уроков. Такие послеурочные оставления стали частыми, сын уже сидел в слезах, а Мариванна артистично выговаривала, используя в качестве публики заглянувшую в приоткрытую дверь мать: «Вот и будешь сидеть до пяти часов, пока я с работы не пойду, и делать этот вагончик, раз на трудах не захотел!».
Сын стал делать, вернее ничего не делать, ей назло; начал драться с одноклассниками, насмехавшимися над ним с молчаливого согласия училки. А дальше – порочный круг, который не разорвать: она давит (не так сидишь, не так свистишь), он заряжается агрессией (дерётся), она снова давит (ругается за драки), он считывает с неё вербально и невербально: «Я плохой! Она меня не любит!», вредничает, делает ей назло и …– начинай читать эту строку сначала.
Затем был праздник 23 февраля, после уроков мальчиков поздравляли и дарили подарки. Я присутствовала в приглашённых. Схема поздравления меня покоробила.
- Первым мы поздравим Диму – он лучше всех учится и хорошо себя ведёт, - вещала Мариванна.
-…И, НАКОНЕЦ, поздравим Виталика, пожелаем не лениться (да не лень это!) и не драться.
А всех вместе поздравить было нельзя!? Выпустить одновременно всех девочек с подарками для поздравления всех мальчиков?!
Однажды Мариванна назидала меня-ровесницу: «Бить его надо! Я своих ремнём высеку – шёлковые! И почерк, как по прописи!»
С тех пор ровно в 13.00. по дороге на обед за нами в школу заезжал папа/муж, забирал нас обоих за руки и уводил из школы. На родительско-учительские контакты был делегирован только он, ибо с выправкой строевого офицера мог сказать так, что не поспоришь: «Нет, Мариванна! Виталик пойдёт со мной домой, мы с ним вместе сделаем всё после обеда!» (= «Ша! Хватит!»)
Тогда ребёнок стал троечником по русскому языку. Удивляло то, что когда приходили из Москвы результаты Всероссийского (!) детского конкурса знатоков русского языка «Русский медвежонок», Виталик всегда был в первой тройке победителей на параллели из четырёх классов, из 110 человек. Отличники были на 16-18 месте, а Витка в 4 классе уже занял 1 место по школе и 3-е по району. При этом выпустился из начальной школы с трояком по русскому.
-Мариванна! Как-то не согласуются первое место по школе во Всероссийском конкурсе по русскому языку и тройка за четверть.
-Это у него логическое мышление хорошее! – сказала Мариванна.
- Ну, тогда конкурс назывался бы конкурсом очумельцев логического мышления «Логический медвежонок», а не знатоков русского языка «Русский медвежонок»!
На том наши контакты с ней прекратились вовсе. Мы с мужем настроились терпеливо с малыми потерями дотянуть последний учебный год в начальной школе до конца и благополучно начать с чистого листа среднюю школу.
Однажды селО облетела радостная весть – в школе будет психолог, с новым капитаном-лётчиком приехала жена с психологическим образованием!
Марина проводила положенные ей групповые диагностики и однажды спросила меня:
-Что ты не спрашиваешь о своём сыне?
- Что спрашивать-то? Я чувствую, что не всё гладко, как хотелось бы.
-Хочешь знать, насколько?
-Хочу.
-По результатам социометрии он изгой в классе.
Изгой – психологический термин, которым обозначаются дети, не включенные в классное общение.
До окончания начальной школы оставалось чуть больше полугода, и я опять не перевела его в параллельный класс. Тем временем начались фотосъёмки к альбому «Прощай, начальная школа!». На фото я заметила, что когда-то фотогеничный милый ребёнок стал получаться на снимках злым уродцем. Нашла фотографию радостного сына, идущего в 1 класс, проложила рядом фотки для выпускного альбома и заревела. СмотрИте на разницу (1фото - в первый класс; 2 фото – из 4-ого класса):


Мотая сопли и слёзы на кулак, я недоумевала, почему разумный ребёнок из благополучной семьи, чистый, нарядный, успешный, имеющий друзей во дворе, стал изгоем в классе. Села за специальную литературу и нарыла вот что (представляю мысль-выжимку).
Для детей младшего школьного возраста авторитет учительницы непоколебим («Так учительница сказала – и всё тут!»). Дети любят первую учительницу без всяких условий и, что называется, «смотрят ей в рот». Исходя из этого, они и ведут себя так, как транслирует им их любимая учительница, считывая вербальную (что, кому и КАК она говорит) и невербальную (РАЗНЫЕ ужимки, выражения лица, адресованные РАЗНЫМ детям) информацию. Ага, про Иванова она всегда с усмешкой – и мы будем над ним насмехаться. Про Петрова она уголки губ недовольно опускает вниз – и мы будем изображать вечное недовольство им. Вот про Сидорову – другое дело – елейным голосом с Катенькой, и мы сделаем из неё принцессу класса (хоть в глубине души и попереживаем по-девичьи за себя чуток). А вот в подростковом возрасте дети уже начинают иметь/имеют собственное мнение, и учитель средней школы повлиять на отношения/течения в классе так легко, как это было в начальной школе, уже не может. И точно! Уже в пятом–шестом классах там, где Виталик был изгоем, он стал иметь друзей среди одноклассников, которые в начальной школе фыркали на него, подражая училке. Сейчас он в десятом – звезда школы, не то, чтобы класса (в основном как «реальный пац», ну ещё по истории с обществоведением «звездит» по старой закалке). Снова улыбается. НО…
Есть очень большое НО! За этой борьбой за социальное благополучие ребёнка в 1-4 классах осталась невыполненной или выполненной некачественно основная функция начальной школы – НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Сейчас сын учится потому, что НАДО, на госоценку с тройки на четвёрку, нехотя. А ведь можно было учиться играючи, как и положено в начальной школе, с интересом, без давления и борьбы за существование. Можно было создать и закрепить ситуацию успеха и сформировать ИНТЕРЕС к учёбе, а не прессовать ребёнка до фрустрации! Интерес к учёбе, который ещё светился в глазах будущего первоклассника, был обрублен на корню уже в начальной школе!
И самое главное – виновата не столько училка, сколько я. Это я её выбрала и это я не перевела вовремя своего ребёнка от неё! Не всем детям подходит авторитарный стиль воспитания (а я этого недосмотрела). Я упорно не хотела видеть истиной причины, подменяя её причинами несущественными: всё считала себя капризной, сына избалованным, а всё происходящее – следствием этого. Переводить в параллельный класс так и не решилась. Какой конфуз будет с сельско-гарнизонной школе, когда не просто родитель, а родитель-учитель «оскорбит» коллегу переводом сына из её класса в другой. Деревня всё-таки, все узнают - и это повредит репутации Мариванны. Вот я дура была! Пеклась не о своём ребёнке, а о статусе Мариванны.
Я сожалею, что не перевела вовремя ребёнка в другой класс на параллели, где результата добиваются не давлением и рекомендацией рукоприкладства, а принципом: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» (из старой детской песенки).
П.С. : школа в этом селе, к сожалению, была одна.